Найти в Дзене
X5 Transport

История создания АМО-2: грузовик, который обозначил начало эпохи

Автомобили АМО-2 стали одним из первых шагов советской промышленности в области грузового автомобилестроения. Этот универсальный грузовик, появившийся в 1930 году, отметил важный этап в становлении отечественного автопрома, продемонстрировав возможности советских инженеров в сложных условиях восстанавливающейся экономики.Сегодня мы расскажем, как родился советский грузовик с американскими корнями.
Как всегда, помог в создании материала Алексей Кузнецов, водитель АТП Краснодар и большой фанат автомобильной техники. В начале XX века наша страна пережила целую череду потрясений: революция, гражданская война и следовавшее за ним экономическое падение. К 30-м годам экономика вновь начала активно расти, а индустриализация набирала обороты — стране срочно потребовались массовые грузовые автомобили.
Одним из первых предприятий, начавших сборку автомобилей, стал московский завод АМО, который впоследствии был переименован в ЗиС, а еще позже — ЗиЛ. В 1917 году на АМО начал производиться италья
Оглавление

Автомобили АМО-2 стали одним из первых шагов советской промышленности в области грузового автомобилестроения. Этот универсальный грузовик, появившийся в 1930 году, отметил важный этап в становлении отечественного автопрома, продемонстрировав возможности советских инженеров в сложных условиях восстанавливающейся экономики.Сегодня мы расскажем, как родился советский грузовик с американскими корнями.

Как всегда, помог в создании материала Алексей Кузнецов, водитель АТП Краснодар и большой фанат автомобильной техники.

Предпосылки к созданию и продукция завода АМО

В начале XX века наша страна пережила целую череду потрясений: революция, гражданская война и следовавшее за ним экономическое падение. К 30-м годам экономика вновь начала активно расти, а индустриализация набирала обороты — стране срочно потребовались массовые грузовые автомобили.

Одним из первых предприятий, начавших сборку автомобилей, стал московский завод АМО, который впоследствии был переименован в ЗиС, а еще позже — ЗиЛ. В 1917 году на АМО начал производиться итальянский грузовик Fiat 15 ter, разработанный в 1912 году. В первые годы своего существования завод собрал 1319 грузовиков: 432 — в 1917 году, 779 — в 1918-м, и 108 — в 1919-м. С 1924 по 1931 годы на заводе выпускался АМО-Ф-15, созданный на базе FIAT-15 Ter.

В 1930 году произошло знаковое событие, ведь именно на заводе АМО началось производство новой машины, которая получила наименование АМО-2.

Старт производства и база для будущей машины

Автомобиль АМО-2 выпускался всего два года — с 1930 по 1931. Несмотря на довольно непродолжительный срок, он стал важнейшей вехой для завода. Изначально предполагалось выбрать за основу немецкую машину. В 1927 году в страну даже были приглашены немецкие специалисты, которые должны были наладить производство советского аналога на базе немецкой модели. Однако уже в следующем году правительство пересмотрело планы и сделало ставку на американские технологии, заключив контракт с компанией Autocar Company на поставку комплектующих для грузовика модели Dispatch SA. Из этих комплектов и был собран советский образец машины, получивший название АМО-2.

грузовик Dispatch SA, взятый за основу для будущего советского проекта
грузовик Dispatch SA, взятый за основу для будущего советского проекта

Особенности и технические характеристики

АМО-2 — это практически точная копия американского Dispatch SA: даже комплектующие в основном использовались американские. Советскими же были лишь крепежи для элементов конструкции.

Внешне автомобиль остался практически без изменений, как и двигатель объемом 4,9 литра, обладавший мощностью в 54 лошадиные силы. Автомобиль предназначался для перевозки грузов массой до 2,5 тонн, хотя делал он это достаточно неохотно — его маломощный мотор не позволял развивать скорость выше 52 км/ч.

Важным новшеством стала система подачи топлива: наличие бензонасоса вместо самотечной подачи. Также в автомобиле была реализована возможность накачки шин с помощью механизма, состыкованного с коробкой передач. АМО-2 стал первым в СССР автомобилем с гидравлическими тормозами и батарейной системой зажигания.

-3

Дальнейшая судьба машины

Всего было произведено 1715 единиц АМО-2, включая бортовые грузовики и прожекторные станции. К 1931 г. началась реконструкция ведущего московского автозавода, и советские машиностроители, накопив опыт, стали производить автомобили уже из отечественных комплектующих. Впоследствии выпуск АМО-2 полностью свернули, и ему на смену пришел сильно переделанный АМО-3, о котором мы поговорим чуть позже.

К сожалению, ни одной машине этой модели не было суждено дожить до наших дней, так что сегодня она напоминает о себе лишь через коллекционные модельки, которые собирают автолюбители всего мира.