Найти в Дзене

Работаем на уроке в группе. А как ставить оценки?

Без оценок детям неинтересно учиться. Но как ставить отметки, если задания выполнялись в группах? Сложно оценить вклад каждого, а ведь важно и то, как ребята работали, правильно ли общались и договаривались. Что ж, выясним, какими способами можно оценивать работу учеников в группах. Все основные принципы оценивания, применимые к работе отдельных учеников, подходят и для группы. Но важно учитывать дополнительные аспекты: Обе задачи осложняются тем, что ни групповой процесс, ни индивидуальный вклад не всегда заметны в результате. Таким образом, учителю нужно придумать, как получить эту информацию. Если для вас важны и результат, и процесс, то можно ставить двойную оценку, как за сочинение. Рекомендуется разработать критерии оценивания в виде списка или таблицы и заранее вывесить их в классе. Вот примеры таких критериев: Поставить оценки по этим критериями могут и сами ученики, особенно если речь идёт о старшеклассниках. Предложите ребятам оценить динамику работы их группы и вклад каждого
Оглавление

Без оценок детям неинтересно учиться. Но как ставить отметки, если задания выполнялись в группах? Сложно оценить вклад каждого, а ведь важно и то, как ребята работали, правильно ли общались и договаривались. Что ж, выясним, какими способами можно оценивать работу учеников в группах.

Особенности оценивания групповой работы

Все основные принципы оценивания, применимые к работе отдельных учеников, подходят и для группы. Но важно учитывать дополнительные аспекты:

  • необходимо оценивать не только результат, но и процесс;
  • результаты работы группы должны быть переведены в индивидуальные оценки, чтобы соблюдались принципы равенства и справедливости.

Обе задачи осложняются тем, что ни групповой процесс, ни индивидуальный вклад не всегда заметны в результате. Таким образом, учителю нужно придумать, как получить эту информацию.

Двойная оценка

Если для вас важны и результат, и процесс, то можно ставить двойную оценку, как за сочинение. Рекомендуется разработать критерии оценивания в виде списка или таблицы и заранее вывесить их в классе. Вот примеры таких критериев:

  • участие в работе — отмечается, на всех ли этапах участвовал ученик;
  • управление временем — работа сдана вовремя;
  • старание — ученик проявлял усердие при выполнении заданий;
  • оригинальность, креативность — участник группы предлагал новые идеи, решал задачи нестандартным образом;
  • общение — ученик корректно вёл себя во время обсуждений, проявлял уважение к члеам команды;
  • общие командные навыки — участник группы позитивно относился к работе, поддерживал дискуссии, помогал товарищам.

Поставить оценки по этим критериями могут и сами ученики, особенно если речь идёт о старшеклассниках. Предложите ребятам оценить динамику работы их группы и вклад каждого члена команды.

Это не самая надёжная стратегия, так как под воздействием социального давления дети могут “покрывать” друг друга. Но иногда стоит воспользоваться ею хотя бы для того, чтобы лучше представлять отношения внутри группы.

Оценка проекта в целом

Если группа совместно работала над проектом (стенгазетой, буктрейлером, составлением словаря по теме и т.д.), оценку выставляют по результатам проекта. К ним относятся:

  • качество результатов — конечный продукт должен соответствовать заранее установленным критериям;
  • своевременность — завершён ли проект в назначенные сроки;
  • влияние — степень, в которой проект оказал запланированное воздействие или принёс пользу.

Оценка результатов проекта позволяет учителю оценить не только коллективную работу группы, но и то, как индивидуальный вклад повлиял на общий успех.

Индивидуальная оценка

Чтобы мотивировать ребят и не допускать ситуаций, когда кто-то просто “отсиживается” и пользуется чужим трудом, важно оценивать индивидуальный вклад и степень усвоения материала. Если учитель заметил, что во время групповой работы какой-то ученик постоянно пассивен, стоит в конце предложить ему продемонстрировать знания. Это можно сделать с помощью самостоятельной работы, устного опроса или теста.

А как быть со слабоуспевающими учениками, которые явно “не дотягивают” до уровня остальных членов группы? Здесь применяется один из двух вариантов:

  1. Использовать слабость ученика как силу. Например, неусидчивому ребёнку, помимо основной работы, можно поручить отмечать выступления, подсчитывать баллы, собирать листки с ответами.
  2. Дать дифференцированные задания репродуктивного характера — например, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, подчеркнуть однородные члены, выбрать правильный вариант ответа и др. Примеры заданий для слабоуспевающих можно найти в материалах “Учительской мастерской” — https://учительская-мастерская.рф/product-category/пособия-для-работы-со-слабоуспевающи/

Используя разные способы оценки в комплексе, можно легко достичь баланса между объективностью и желанием мотивировать ребят к дальнейшей работе в группах.

Хотите узнать больше интересных приёмов для работы с текстом? Покопайтесь в закромах нашей “Учительской мастерской”: здесь и здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.