Найти в Дзене

Нужна ли учителю собственная система работы?

Работа учителя основана на федеральных стандартах и образовательной программе школы. Отклонение от этих документов считается нарушением, за которое по головке не погладят. Почему же при этом все педагогические авторитеты говорят о собственной системе преподавания? Как совместить её с официальными стандартами? Давайте разберёмся. Под системой преподавания учителя (методической системой) подразумевается совокупность целей, методов и средств обучения, которые педагог закладывает в основу своей работы. «Собственная» не означает, что всю методику нужно разработать самостоятельно. Главное, чтобы система максимально подходила учителю и индивидуальным особенностям его учеников. В систему входят: Как видим, здесь нет ничего противоречащего образовательным стандартам. Учитель выбирает не ЧТО преподавать, а КАК, самостоятельно определяет стиль своего взаимодействия с учениками. В рамках собственной системы можно создавать авторские материалы и адаптировать их в соответствии с потребностями учен
Оглавление

Работа учителя основана на федеральных стандартах и образовательной программе школы. Отклонение от этих документов считается нарушением, за которое по головке не погладят. Почему же при этом все педагогические авторитеты говорят о собственной системе преподавания? Как совместить её с официальными стандартами? Давайте разберёмся.

Что такое собственная система преподавания?

Под системой преподавания учителя (методической системой) подразумевается совокупность целей, методов и средств обучения, которые педагог закладывает в основу своей работы. «Собственная» не означает, что всю методику нужно разработать самостоятельно. Главное, чтобы система максимально подходила учителю и индивидуальным особенностям его учеников.

В систему входят:

  • цели обучения;
  • содержание образование (рабочие программы и обучающие материалы);
  • методы обучения;
  • средства обучения (упражнения, презентации, видео и т.п.);
  • формы организации (например, работа в группах);
  • принципы;
  • система оценки.

Как видим, здесь нет ничего противоречащего образовательным стандартам. Учитель выбирает не ЧТО преподавать, а КАК, самостоятельно определяет стиль своего взаимодействия с учениками. В рамках собственной системы можно создавать авторские материалы и адаптировать их в соответствии с потребностями учеников.

Такой подход обеспечивает гибкость, углубляет понимание предмета и помогает активнее вовлекать детей в процесс обучения. Учитель раскрывает свой творческий потенциал, постоянно развивается и не страдает от “выгорания” на работе.

Как разработать собственную систему преподавания?

Прежде всего нужно выбрать подход к обучению, который научно доказан и апробирован авторитетными педагогами. Выбор зависит от опыта, интересов и характера самого педагога. Важно также учитывать индивидуальные особенности учеников: обучаемость, учебные умения и навыки, познавательные интересы.

Вот несколько подходов, которые популярны в мировом педагогическом сообществе:

  • социально-эмоциональное обучение;
  • проблемный подход;
  • проектный метод;
  • модель перевёрнутого класса;
  • групповое обучение;
  • игровой подход;
  • обучение на основе компетенций.

Выбрав подход, подберите методы обучения, соответствующие возрасту и способностям учеников. Соответственно скорректируйте рабочую программу (помним, менять нужно не ЧТО, а КАК). Продумайте, какие ТСО и ЭОР будете использовать в работе: например, электронные учебники, видео, компьютерные приложения, интерактивные задания и др. Даже особая расстановка парт в классе — это тоже элемент собственной системы!

А дальше приступаем к созданию обучающих материалов. Большинство учителей, работающих по собственной системе, не удовлетворяются стандартными учебниками. Они составляют свои упражнения, задания для контрольных работ и диктантов, презентации и видеоролики. Главное, чтобы эти материалы не расходились с содержанием образовательной программы. Соблюдайте баланс между самостоятельностью и официальными стандартами.

Собственная система преподавания учителя заключается не в том, чтобы отвергать все внешние структуры, а опираться на них с помощью индивидуальных творческих стратегий. Ведь главное, для чего мы создаём такие системы, — это помощь ученикам в усвоении новых знаний и умений.

Если вы хотите разработать собственную систему преподавания, но не знаете, с чего начать, познакомьтесь с материалами “Учительской мастерской”. Здесь вы найдёте интересные подходы, методы и авторские задания, которые можно взять за образец.

https://учительская-мастерская.рф/product-category/5-класс/комплекты-5/

https://учительская-мастерская.рф/product-category/6-класс/комплекты-6/

https://учительская-мастерская.рф/product-category/7-класс/комплекты-7/

Хотите узнать больше интересных приёмов для работы с текстом? Покопайтесь в закромах нашей “Учительской мастерской”: здесь и здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.