Найти в Дзене
TAZMAR

Когда море становится цифровым: навигация будущего уже здесь

В январе 2025 года произошло историческое событие в морской индустрии. Международная гидрографическая организация (МГО) приняла первый набор операционных стандартов S-100. Это означает, что начиная с 1 января 2026 года системы электронных карт (ECDIS) смогут использовать новый стандарт на добровольной основе, а с 1 января 2029 года это станет обязательным требованием для всех новых установок. Стандарт S-57 был принят в 1992 году и за три десятилетия стал базой для всех электронных навигационных карт. Однако морская индустрия кардинально изменилась. Новый S-100 разработан для удовлетворения современных требований и представляет собой универсальную модель гидрографических данных, которая поддерживает интеграцию разнородных наборов информации в единой системе отображения. Главное отличие — архитектура S-100 использует машиночитаемые каталоги, которые взаимодействуют с подключаемыми системами и позволяют быстро обновлять стандарты. Это дает гораздо большую гибкость для развития. Первый эта
Оглавление

В январе 2025 года произошло историческое событие в морской индустрии. Международная гидрографическая организация (МГО) приняла первый набор операционных стандартов S-100. Это означает, что начиная с 1 января 2026 года системы электронных карт (ECDIS) смогут использовать новый стандарт на добровольной основе, а с 1 января 2029 года это станет обязательным требованием для всех новых установок.

Почему нужна замена S-57?

Стандарт S-57 был принят в 1992 году и за три десятилетия стал базой для всех электронных навигационных карт. Однако морская индустрия кардинально изменилась. Новый S-100 разработан для удовлетворения современных требований и представляет собой универсальную модель гидрографических данных, которая поддерживает интеграцию разнородных наборов информации в единой системе отображения.

Главное отличие — архитектура S-100 использует машиночитаемые каталоги, которые взаимодействуют с подключаемыми системами и позволяют быстро обновлять стандарты. Это дает гораздо большую гибкость для развития.

Что входит в первый набор стандартов?

Первый этап включает пять ключевых спецификаций:

S-101 — новые электронные навигационные карты, которые станут фундаментом для всех остальных продуктов S-100.

S-102 — батиметрические данные высокого разрешения с детальными профилями морского дна, позволяющие открыть больше навигационного пространства в мелководных районах.

S-104 — информация об уровне воды, включая данные о приливах, критически важная для оптимизации входа в порты и расчёта динамического запаса воды.

S-111 — данные о поверхностных течениях, обеспечивающие информацию о скорости и направлении движения воды.

S-129 — система управления минимальным зазором под килем, которая автоматически рассчитывает, может ли судно безопасно пройти через конкретный район.

Четыре преимущества трансформации

По словам руководства МГО, внедрение S-100 принесёт четыре значительных преимущества: повышенную безопасность, повышенную эффективность, оптимизированную грузоподъёмность и снижение экологического воздействия. Эти преимущества полностью соответствуют Стратегии ИМО по снижению выбросов парниковых газов.

Практический пример: благодаря S-102 батиметрическим данным доступно больше навигационного пространства для маневрирования, что уменьшает риск при навигации по мелководным и перегруженным водным путям. Это означает, что суда смогут входить в порты, которые ранее были недоступны.

Вызовы переходного периода

Исследование, проведённое компанией Thetius в сотрудничестве с Британским гидрографическим управлением, выявило необходимость кросс-отраслевого сотрудничества и обучения. Отчёт рекомендует пять ключевых шагов:

  1. Поощрение сотрудничества и коммуникации между заинтересованными сторонами
  2. Разработка новых модулей обучения для морских профессионалов
  3. Пересмотр систем управления безопасностью
  4. Инвестиции в инфраструктуру связи (VHF и спутниковое соединение)
  5. Подготовка к переходному периоду “двойного топлива” для обработки обоих форматов

Роль России в системе S-100

Россия является членом Международной гидрографической организации и активно участвует в разработке стандартов. Гидрографическая служба России несёт ответственность за гидрографические съёмки и публикацию навигационных карт.

Для России внедрение S-100 имеет стратегическое значение. Учитывая огромное значение Северного морского пути для российской экономики, адекватная гидрографическая поддержка с использованием новых стандартов становится критически важной. Согласно заявлениям на собраниях МГО, данные о движении кораблей через стратегические проливы и порты должны быть доступны всем морским державам, независимо от политических обстоятельств.

Практические испытания уже начались

Канадская гидрографическая служба проводит морские испытания S-100 на реке Святого Лаврентия. Британское и Французское гидрографические управления проводят испытания в области между Портсмутом и Сен-Мало.

Примечательно, что первый тест S-100 данных на автономном судне произошёл в рамках проекта Mayflower Autonomous Ship, где предоставлены данные высокоразрешающей батиметрии, информация о приливах и поверхностные течения. Это продемонстрировало жизнеспособность новых стандартов для судов нового поколения.

Что дальше?

С 1 января 2026 года S-100 ECDIS будет легально разрешён для использования на добровольной основе. Это даёт флотам время на подготовку и тестирование. С 1 января 2029 года все новые установки ECDIS будут обязаны соответствовать обновлённым стандартам ИМО.

На октябрьском собрании Совета МГО в Монако 2025 года было одобрено несколько инициатив, включая руководящие принципы для официальных испытательных площадок S-100.

Заключение

Переход к S-100 — это трансформация того, как мир управляет и использует морские данные. Система переводит морскую отрасль из мира статических данных в мир динамических информационных систем, что существенно влияет на производство и распределение данных об океане.

Для России это представляет как возможность, так и вызов. Возможность — использовать новые технологии для лучшего управления своими морскими ресурсами и портовыми операциями. Вызов — обеспечить, чтобы отечественные гидрографические службы, производители оборудования и морская отрасль были полностью готовы к этому переходу к 2029 году.

О компании

TAZMAR MARITIME — ведущая компания в области морских исследований и инженерных работ. Специалисты компании выполняют гидрографические изыскания, картирование морского дна, обследование подводной инфраструктуры и другие работы, требующие высокой точности и профессионализма.

Более 10 лет TAZMAR MARITIME работает с государственными и коммерческими заказчиками, используя современное оборудование и инновационные технологии для решения сложных задач под водой.

Как с нами связаться: