Найти в Дзене

Конфликт с учителем в школе: что делать и как договориться?

Почему рядовое замечание приводит к противостоянию, и как снизить накал страстей в конфликте с учителем. Обычно все начинается с мелочей: замечание на уроке, «несправедливая» оценка или просто резкое слово. И вот уже совсем не пустяковые последствия – ребенок не хочет идти на уроки, а родитель настраивается на битву со школой. Конфликт с учителем – ситуация, знакомая многим семьям. Если вы сейчас в ней, первое, что нужно сделать – успокоиться. Очень важно не начинать искать/назначать виноватого, а разобраться в причинах. Возможно, кто-то просто устал или не так понял сказанное. Хотя и случаи реальной предвзятости тоже бывают. Поэтому сначала ищем корни проблемы. Разбираемся, почему возникают конфликты, как выходить из них без потерь и какие ошибки могут помешать восстановить нормальные отношения между учеником и учителем. В помощь вам – советы психолога Онлайн-школы № 1 Киры Гольдштейн. Чаще всего в конфликте виноваты обе стороны. Это как снежный ком, в котором смешались требования, об
Оглавление

Почему рядовое замечание приводит к противостоянию, и как снизить накал страстей в конфликте с учителем.

Обычно все начинается с мелочей: замечание на уроке, «несправедливая» оценка или просто резкое слово. И вот уже совсем не пустяковые последствия – ребенок не хочет идти на уроки, а родитель настраивается на битву со школой.

Конфликт с учителем – ситуация, знакомая многим семьям. Если вы сейчас в ней, первое, что нужно сделать – успокоиться. Очень важно не начинать искать/назначать виноватого, а разобраться в причинах. Возможно, кто-то просто устал или не так понял сказанное. Хотя и случаи реальной предвзятости тоже бывают. Поэтому сначала ищем корни проблемы.

Разбираемся, почему возникают конфликты, как выходить из них без потерь и какие ошибки могут помешать восстановить нормальные отношения между учеником и учителем. В помощь вам – советы психолога Онлайн-школы № 1 Киры Гольдштейн.

Какие бывают причины конфликтов?

-2

Чаще всего в конфликте виноваты обе стороны. Это как снежный ком, в котором смешались требования, обиды, недопонимания. И не всегда стоит искать, кто оступился первым – лучше направить усилия на восстановление мира. Первый шаг к этому – определение причины. Рассмотрим самые частые.

Непонятные требования и критерии оценивания

Одна из самых частых причин – разные представления о справедливости. Учитель оценивает работу по установленным критериям, а школьник сначала думает о собственных усилиях.

«Столько времени потратил – а в итоге тройка. Несправедливо», – думает ребенок и делится переживаниями с родителями. В результате взрослым может начать казаться, что педагог просто придирается. Учитель в это же время констатирует: «Не старается!».

Зачастую проблема решается просто: узнать, по каким критериям оцениваются задания и попросить показать, где ошибка.

Плохая дисциплина, нарушение личных границ

Поведение – еще одна частая причина конфликтов. Причем это работает в обе стороны.

Ученик перебивает, не слушает. Или педагог забывает про этику, унижает и оскорбляет детей. Нередко такие ситуации перерастают в настоящее противостояние со скандалами и жалобами.

Проблемы с коммуникацией

Ссора может начаться даже из-за обычной фразы, сказанной «не тем» тоном. Недосказанность, сарказм, пассивная агрессия – и вот обычный разговор превращается в спор на повышенных тонах.

Сюда же «крылатые» фразы педагогов, которые стали уже классикой: «А голову ты дома не забыл?», «Расскажи нам – вместе посмеемся» и так далее. Кто-то воспринимает с улыбкой, другие затаивают обиду.

Нагрузка и домашние задания

Каждый учитель считает свой предмет самым важным. И, конечно, требует все внимание уделять именно этой дисциплине. Но когда от ребенка требуют полной отдачи и только пятерок со всех сторон, конфликт – вопрос времени. Просто из-за усталости и переутомления.

Если ребенок не справляется, стоит обсудить это с учителем. Возможно, объем заданий или время на выполнение будут пересмотрены. Педагог – он тоже не телепат, без обратной связи может и переборщить с нагрузкой.

Предвзятое отношение

Увы, такое тоже случается. Ребенку может не нравиться предмет, а свое отношение он переносит на педагога. Учитель недоволен внешним видом школьника и не справляется с эмоциями по этому поводу.

Как решить конфликт?

-3

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем в школе? Первое правило – не спешить с обвинениями.

Даже если ребенок пришел в слезах и в красках расписал, как учитель его ненавидит. Внимательно выслушайте, но не делайте поспешных выводов. Дети часто воспринимают ситуацию через собственные эмоции, искажая детали и контекст. Итак, что нужно делать:

  1. Спокойно поговорите с ребенком. Без фраз вроде «Что ты опять натворил?» или «Учитель всегда прав». Слушайте и задавайте уточняющие вопросы: «Что именно произошло? Как ты себя чувствовал? Что сказал учитель?»
  2. Полистайте тетради, дневник. Иногда причины можно увидеть буквально на первых же страницах.
  3. Определитесь с целью. Чего вы хотите добиться? Просто понять, кто прав? Получить извинения? Или чтобы изменились учебные подходы?

Эти вопросы помогут выстроить конструктивный диалог, а не просто «выяснить отношения» на эмоциях. Главный посыл в предстоящем разговоре с педагогом – «Я хочу разобраться, что произошло, чтобы учебный процесс был комфортным для ребенка и для вас». Часто этого хватает, чтобы ситуация разрешилась.

«Главная ошибка родителей – идти к учителю за «правдой», а не за решением. Школьный конфликт – это не судебный процесс, где виновный должен быть найден и наказан. Это ситуация, в которой важно сохранить нормальные взаимоотношения. Сотрудничество – ключ к успеху», – подчеркивает Кира Гольдштейн.

Как провести встречу с учителем и разобраться?

-4

Лучше договориться о встрече заранее, а не поймать педагога в коридоре между звонками. Учителю, как и вам, нужно время собраться и спокойно обсудить проблему. Хорошо, если разговор пройдет в кабинете, без посторонних и отвлекающих факторов.

Как сделать разговор продуктивным:

  • составьте короткий список вопросов к педагогу. Например: «В каких заданиях и темах ребенок испытывает трудности?», «Как можно это исправить?», «Есть ли проблемы по дисциплине?»;
  • не начинайте с обвинений «Вы придираетесь» или «Вы несправедливо занижаете оценки». Лучше сказать что-то вроде: «Я вижу, что сын расстраивается после уроков [математики], хочу понять, что произошло и как ему помочь»;
  • слушайте. Даже если вы не согласны. Учителю важно почувствовать, что его мнение ценят. Тогда он и сам будет настроен не просто высказывать претензии, а искать решение.

Пример нейтрального сообщения учителю: «Анна Сергеевна, спасибо, что нашли время поговорить. Хотела бы уточнить ситуацию по последним урокам. Саша переживает из-за оценок и говорит, что не понимает, почему они снижены, что он делает не так. Можем обсудить, что нужно учесть при подготовке к уроку?».

Такой тон – сигнал, что вы хотите не обострить конфликт, а решить проблему вместе с педагогом. В интересах ребенка и самого учителя. Если встреча прошла спокойно, договоритесь о конкретных шагах: например, пересдать работу, подойти после урока, обсудить прогресс через неделю.

Эскалация конфликта: что делать?

-5

Бывает, что разговор с учителем не помогает. После встречи ситуация только обостряется: ребенок жалуется на агрессивные выпады в его сторону, учитель раздражен, а родители растеряны.

В этот момент важно не включать «боевой режим», а действовать спокойно, но решительно. Примерный план выглядит так:

  1. Повторный разговор, но с участием третьего лица. Если с глазу на глаз договориться не удалось, можно пригласить завуча, директора или школьного психолога. Не для давления на педагога, а чтобы разговор был более конструктивным. Иногда само присутствие нейтрального «медиатора» делает общение спокойнее.
  2. Сосредоточьтесь на цели, а не на эмоциях. Цель – помочь ребенку учиться в комфортной обстановке. Не наказать, не доказать, а изменить ситуацию. Это стоит повторять себе даже в самые острые моменты.
  3. Фиксируйте договоренности. После разговора можно коротко подвести итог сообщением на электронную почту или в мессенджер: «Спасибо за встречу. Договорились, что сын будет подходить за уточнениями после урока. Со своей стороны проконтролируем домашние задания. Надеюсь, это решит проблему».
  4. Не пускайте дело на самотек, если конфликт не исчерпан. Если проблема повторяется или выходит за рамки общения с конкретным педагогом, стоит обсудить ее с администрацией школы. Это нормально. Главное – сохранять деловой тон и избегать обвинений.

«Когда эмоции зашкаливают, родители могут решить, что нужно «дойти до директора, Рособрнадзора, а то и прокуратуры». Но если нет фактов явного нарушения прав, лучше использовать внутренние ресурсы школы: привлечь администрацию к решению конфликта, школьного психолога, комиссию по урегулированию споров. Конфликт – не повод рушить отношения, а возможность их перестроить», – объясняет психолог.

Типичные ошибки родителей

-6

Даже из лучших побуждений взрослые нередко только усугубляют конфликт. Просто потому, что переживают за ребенка. Вот несколько типичных ошибок, которых лучше избегать.

Сразу же вступать в конфликт. Иногда родители сразу берут ситуацию под контроль: звонят, пишут, требуют. Но в итоге ребенок не учится сам договариваться. Иногда полезнее помочь ему подготовиться к самостоятельному разговору с учителем.

❌ Собирать «досье» на учителя. Жалобы других родителей, слухи из чатов – все это только нагнетает обстановку. Лучше анализировать только конкретный случай, который имеет отношение именно к вам. Исключение – когда речь идет о системных нарушениях прав детей со стороны педагога.

❌ Эмоциональные письма и сообщения. Писать под влиянием эмоций – всегда плохая идея. Любое сообщение, написанное в раздражении, позже выглядит как обвинение. Если хочется высказаться – сначала набросайте текст, но не отправляйте. Вернитесь к нему через пару часов.

Противостояние с учителем. Когда родители придерживаются позиции «Ребенок всегда прав, а учитель не имеет права». Лучше сначала попытаться превратить педагога в союзника. Ведь цели похожи – ребенку и педагогу должно быть комфортно в школьных стенах.

❌ Игнорировать эмоции ребенка. Даже если конфликт кажется мелочью, для ребенка это может быть настоящая драма. Важно дать понять: «Я тебя слышу, я рядом, и мы вместе разберемся».

Итоги: главное о конфликтах

Конфликт с учителем – это не катастрофа, а скорее сигнал: что-то пошло не так, есть недопонимание. В ситуации можно разобраться, восстановить отношения и сделать выводы на будущее, чтобы история не повторялась.

Главное – не искать виновных, а найти причину и выход из неприятной ситуации. Что именно пошло не так? Что чувствует ребенок? Чем недоволен педагог? Как помочь обеим сторонам услышать друг друга?

Когда родители выбирают путь диалога, а не борьбы, школа перестает быть полем битвы и снова становится местом, где учатся – не только важным наукам, но и уважению, терпению, ответственности.

И еще раз подчеркнем: общение с учителем должно исходить не из цели «найти виноватого», а чтобы наладить сотрудничество и сделать учебный процесс спокойнее для всех. Тем более, что дети всегда повторяют за родителями. И лучшее, чему мы можем их научить – это выходить из конфликтов конструктивно, с уважением к окружающим и с сохранением собственного достоинства.

Image by freepik