"Бородатый" анекдот в тему:
В Кремле на выходе из первого корпуса под крышей стоят члены политбюро. Дождь льет, как из ведра. Выходит Берия: над ним помощник открывает зонт, и они уходят. Следом - Хрущев: та же картина. И так происходит раз за разом.
Потом выскакивает Микоян и сразу на улицу. Сталин ему участливо:
- Анастас, зонт возьми!
А тот в ответ:
- Я между струйками, товарищ Сталин, между струйками…
И в этом - весь Анастас Иванович Микоян, построивший головокружительную карьеру и превратившийся в одну из самых неординарных фигур в истории
Советского Союза. Пройдя путь от революционного активиста до второго
человека в государстве, он сумел сохранить влияние на протяжении полувека, пережив несколько политических эпох и оставаясь у власти при Ленине, Сталине, Хрущёве и Брежневе.
И даже сегодня, спустя тридцать с лишним лет после заключения пресловутых Беловежских соглашений, поставивших жирную точку в жизни СССР, его имя помнят и чтут. Ведь именно его именем был назван Московский мясокомбинат, ставший символом советской пищевой индустрии. И именно он подарил стране эскимо, холодильник, рыбный день, готовые котлеты и докторскую колбасу, а также обед из трех блюд. А однажды спас мир от ядерной войны, сумев найти выход из Карибского кризиса.
Американцы в знак уважения называли Анастаса Ивановича "мистер Аутсорсинг" за умение перенимать опыт других стран и внедрять его в реальности Советского Союза. А сейчас бы его назвали эффективным кризис-менеджером без всякого негативного окраса. Потому что Микоян умел совершать невозможное.
Будущий видный государственный деятель родился 13 декабря 1895 года в армянской деревне Санаин Тифлисской губернии в бедной крестьянской семье. Получив начальное образование в местном духовном училище, он продолжил обучение в армянской духовной семинарии в Тифлисе, но не ограничивался изучением исключительно духовной литературы. Позже признавался, что огромное влияние на его мировоззрение оказали произведения армянского писателя-романиста и поэта Раффи на национально-освободительную тематику Армении, история французской революции в изложении Жана Жореса, а также сочинения русского публициста Дмитрия Ивановича Писарева. А книга Владимира Ильича Ленина «Что делать?», прочитанная им уже после начала Первой мировой войны, определила его политические взгляды на долгие годы.
Еще учась в духовной семинарии, Анастас в конце 1914 года записался в армянскую добровольческую дружину Андраника Озаняна, принимал участие в боях на Кавказском фронте, но весной 1915 года заболел малярией и вынуждено вернулся в Тифлис.
В том же году он примкнул к большевикам, включившись в активную подпольную работу на Кавказе, организовывал партийные подпольные ячейки, распространял агитационные материалы. В 1918 году возглавил Бакинское бюро Кавказского крайкома РКП(б), принимал участие в событиях, связанных с Бакинской коммуной. В октябре 1919 года был вызван в Москву, где стал членом ВЦИК.
Так начиналось его восхождение по карьерной лестнице.
Молодой Советской республике требовались кадры, преданные делу партии и способные наладить работу на местах. Анастас Микоян оказался одним из таких. В 1920 году его назначили секретарём Нижегородского губкома РКП(б), с 1922-го по 1924-й годы он был направлен в Юго‑Восточного бюро ЦК РКП(б) в Ростове‑на‑Дону, а в 1926-м получил назначение на должность народного комиссара торговли СССР.
Со Сталиным Микоян познакомился ещё в 1919 году, и уже тогда Иосиф Виссарионович отметил его организаторский талант, работоспособность, исполнительность и главное — отсутствие личных амбиций. В отличие от многих "сынов революции" Анастас не стремился быть первым, не проявлял желание встать во главе ни партийной ячейки, ни государства в целом. Довольствовался своей ролью и на своем месте старался сделать всё от себя зависящее, чтобы Система стабильно функционировала.
Он легко сменил образ красного комиссара в кожанке и с маузером на боку на роль чиновника, ведающего административными вопросами, проявив себя в сфере торговли и снабжения. В условиях НЭПа наладил систему гособеспечения, инициировал создание сети образцовых магазинов и столовых, занялся развитием пищевой промышленности, внедряя самые передовые технологии.
Но и это еще не все. В условиях подготовки мощнейшего рывка, получившего название индустриализация, самому молодому наркому, которым оказался Анастас Микоян, надлежало решить сложнейшие вопросы: для покупки необходимого оборудования, техники и технологий требовалось огромное количество валюты; в кратчайшие сроки необходимо было наладить стабильный экспорт пушнины, нефтепродуктов, леса и зерна. И нарком с поставленной задачей справился, благодаря чему довольно быстро вошел в близкое окружение Сталина, пользуясь его поддержкой и доверием.
Он настолько привязался ко мне, что по вечерам мы сидели долго, говорили, он мне советы давал. Однажды предложил остаться ночевать у него на даче. Я, конечно, остался. Звонил жене, что остаюсь ночевать у Сталина. Это был первый случай, когда я не ночевал у себя дома. Для жены это было нежелательно, - рассказывал Анастас Иванович много позже. - Прошло несколько дней, и он опять предложил остаться ночевать. Я снова предупредил жену, что не приду домой, так как она всегда меня ждала, в какое бы время я ни приходил. Когда это произошло в третий раз, вижу (хоть жена не говорит прямо, но по глазам видно), что она не знает, верить мне или нет. А как можно было проверить, что я у Сталина? Можно было верить только на слово. Правда, она меня знала, никаких оснований для ревности за всю нашу жизнь у нее не было. И все же в следующий раз, когда Сталин стал оставлять меня ночевать, я сказал, что моя жена волнуется, когда меня нет дома. Он не настаивал...
Каким бы делом он не занимался, Микоян всегда умело отстаивал интересы своего ведомства. Находил аргументы и возможности и просто кипел энтузиазмом, которым заражал других.
Микоян не преувеличивает ни успехов, ни трудностей, но от его живописных рассказов становится бодро и радостно. Чувствуешь наглядно, что строим-то мы небывалую в мире страну, не у кого перенимать опыт, за рубежом мир иной и враждебный, до всего сами доходим, - вспоминала советский государственный деятель и дипломат Александра Колонтай.
Но будучи одним из строителей "небывалой в мире страны", Микоян не чурался перенимать западный опыт. В самый разгар индустриализации возглавил советскую делегацию в США, встретившись в Америке с представителями крупных компаний, в числе которых был и Генри Форд. Изучив не только образ жизни на Западе, но и продукцию, которую производили компании в США, многие образцы товаров он привез в Москву.
В народе хорошее, радушное отношение к людям из Советского Союза, — сообщал нарком в столицу. — Я уже ознакомился с большим количеством пищевых предприятий, складов, магазинов, столовых. Всюду есть чему научиться. У американцев гигантский опыт во всех областях хозяйственной жизни. Есть многое, очень многое, что надо нам поскорее переносить в СССР, чтобы поскорее ликвидировать свою отсталость и стать самой передовой в техническом отношении и самой богатой страной...
Многое из того, что он увидел в США, Анастас Микоян постарался реализовать на Родине, заняв в 1934 году кресло народного комиссара пищевой промышленности. На новом посту он совершил настоящую революцию в советском продовольствии, организовав массовое производство консервов, колбас, мороженого, внедрив современные стандарты качества и санитарные нормы, наладив выпуск доступных продуктов для широких слоёв населения. Благодаря его усилиям, уже в 1935 году удалось отменить карточную систему, которую Анастас Иванович считал источником воровства.
При этом природный талант проходить "между струйками" уберег Анастаса Микояна от репрессий 30-х годов. Он умудрился не оказаться "под следствием" и смог не запятнать себя участием "в следствии", что гарантировало ему политическое выживание в дальнейшем.
Мог ли видный нарком и близкий соратник Сталина остаться в стороне от массовых чисток? Едва ли. Но в отличие от того же Хрущева, активно подписывавшего расстрельные списки, а позже выступившего с развенчанием культа личности вождя, Микоян никогда не был отмечен в яром преследовании своих недоброжелателей и "врагов народа".
...Можно утверждать точно, что к когорте организаторов чисток он не принадлежал, - свидетельствовал биограф наркома Михаил Павлов. - По возможности Микоян стремился предотвращать репрессии в подконтрольных ему ведомствах.
Так в 1936 году он помог избежать ареста маршалу Ивану Баграмяну. А многолетний управделами Совмина СССР Михаил Смиртюков признавался, что обязан Микояну жизнью: когда тучи вокруг него стали сгущаться в 1938 году, именно Анастас Иванович сделал всё, чтобы подозрения в отношении Смиртюкова отпали.
В 50-е годы сын главного фигуранта «ленинградского дела» Алексея Кузнецова и по совместительству брат супруги его сына, Серго Микояна - Валерий почти год прятался на микояновской даче, боясь выходить на улицу.
Что бы случилось с самим наркомом, стань эта информация достоянием гласности - вопрос открытый.
В 1939 году ведомству Микояна в условиях сохранения строжайшей тайны было поручено создать резерв не только продуктов питания, но и стратегического сырья. И только спустя пару лет стало ясно, с какой целью это было сделано.
В годы Великой Отечественной войны Анастас Микоян был назначен председателем комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА и вошел в состав Государственного комитета обороны (ГКО). Вместе с Алексеем Косыгиным отвечал за снабжение населения продуктами и производство для армии, а затем занимался эвакуацией людей и оборудования, когда в считанные дни, недели и месяцы сотни предприятий были переведены из Центральной России за Урал едва ли не в чистое поле и уже вскоре начали давать продукцию.
Общался от лица СССР с американцами и британцами, особо отмечая значение ленд-лиза для подвергшейся вероломному нападению гитлеровцев страны.
Осенью 1941 года мы все потеряли, и, если бы не ленд-лиз, не американские поставки, не оружие, продовольствие и теплые вещи для армии, еще вопрос, как обернулось бы дело, - признавался Анастас Микоян.
При этом война стала и личной трагедией наркома, которую он разделил со всей страной. Трое из пяти его сыновей отправились на фронт. Двое получили тяжелые ранения, но вернулись в строй. Один погиб в первом же своем бою под Сталинградом.
А после Победы жизнь сталинского наркома изменилась. Наряду со многими прежними соратниками вождя он попал в опалу. Считал, что произошло это из-за того, что выступил однажды категорически против принятого Сталиным решения. Вот что сам Микоян позже вспоминал о 70-летии Иосифа Виссарионовича:
Обычно 21 декабря, в день рождения Сталина, узкая группа товарищей - членов Политбюро без особого приглашения вечером, часов в 10-11, приезжала на дачу к Сталину на ужин. Без торжества, без церемоний, просто, по-товарищески поздравляли Сталина с днем рождения - без речей и парадных тостов. Немного пили вина.
И вот после XIX съезда передо мной и Молотовым встал вопрос: надо ли нам придерживаться старых традиций и идти без приглашения 21 декабря к Сталину на дачу (это была ближняя дача "Волынское"). Я подумал: если не пойти, значит, показать, что мы изменили свое отношение к Сталину, потому что с другими товарищами каждый год бывали у него и вдруг прерываем эту традицию.
Поговорил с Молотовым, поделился своими соображениями. Он согласился, что надо нам пойти, как обычно. Потом условились посоветоваться об этом с Маленковым, Хрущевым и Берия. С ними созвонились, и те сказали, что, конечно, правильно мы делаем, что едем.
21 декабря 1952 г. в 10 часов вечера вместе с другими товарищами мы поехали на дачу к Сталину. Сталин хорошо встретил всех, в том числе и нас. Сидели за столом, вели обычные разговоры. Отношение Сталина ко мне и Молотову вроде бы было ровное, нормальное. Было впечатление, что ничего не случилось и возобновились старые отношения. Вообще, зная Сталина давно и имея в виду, что не один раз со мной и Молотовым он имел конфликты, которые потом проходили, у меня создалось мнение, что и этот конфликт также пройдет и отношения будут нормальные. После этого вечера такое мое мнение укрепилось.
Но через день или два то ли Хрущев, то ли Маленков сказал: "Знаешь, что, Анастас, после 21 декабря, когда все мы были у Сталина, он очень сердился и возмущался тем, что вы с Молотовым пришли к нему в день рождения. Он стал нас обвинять, что мы хотим примирить его с вами, и строго предупредил, что из этого ничего не выйдет: он вам больше не товарищ и не хочет, чтобы вы к нему приходили".
Хрущев позже утверждал, что проживи Сталин дольше, дни и Микояна, и Молотова были бы сочтены. Но вышло так, как вышло.
После смерти Верховного звезда Анастаса Микояна вновь зажглась на политическом небосклоне. Как самому влиятельному и уважаемому кавказцу в правящей верхушке страны ему было поручено рассмотреть вопрос восстановления Чечено-Ингушской АССР и возвращения депортированных народов на родину. Затем он налаживал отношения с югославским президентом Иосипом Броз Тито, "разруливал" ситуацию в Будапеште и искал выход из Карибского кризиса.
Принято считать, что именно Хрущев смог договориться с Кеннеди (ну, или Кеннеди с Хрущевым - кому как нравится), остановив мир в шаге от ядерной войны. Но произошло это благодаря чудесам дипломатии, проявленным Анастасом Микояном на своем посту, которые смогли сгладить противоречия между странами и помогли выстроить конструктивный диалог между лидерами СССР, США и Кубы.
В каждой ситуации, в которой я наблюдал за Микояном в ходе его ответа на любой вопрос, он чувствовал себя в своей тарелке, абсолютно владел собой, отвечал быстро и легко, часто остроумно и всегда с огромным обаянием. Он никогда не терялся в ответах. Если вопрос касался очень важных проблем, он выдавал долгую и красиво выверенную речь, не оставлявшую, однако, впечатления того, что она была заранее отрепетирована, - значилось в рассекреченной в 2017 году аналитической записке агента ЦРУ, руководителя Калифорнийского университета Реймонда Аллена, подготовленной для Госдепартамента США.
Во время переговоров Анастаса Микояна в Гаване с Фиделем Кастро из Москвы пришло печальное известие: в столице скончалась его супруга Ашхен Лазаревна. Но бросить всё и проститься с женой Анастас Иванович не смог, отправив на Родину письмо:
Мне нельзя прерывать дело такой важности...
Но со временем деятельного и влиятельного Анастаса Ивановича Микояна Хрущев отодвинул от принятия глобальных решений и отправил на почетную пенсию, назначив председателем Президиума Верховного Совета, обличенным множеством представительских функций. Микоян откровенно тяготился назначением, несмотря на возраст предпочитая продолжать напряженно работать. Но Хрущев был непреклонен. Говорят, его фраза, произнесенная тоном, не терпящим возражений - "Иди, царствуй!" - стала последней, после чего Кремлевский долгожитель сдался.
Удивительно, но когда Хрущева со скандалом снимали на Пленуме в октябре 1964-го, именно Микоян единственный вступился за него, настаивая, что бывшему первому человеку в СССР следует оставить хотя бы пост главы правительства, чтобы не дискредитировать самих себя: «а то получается, что вчера лидера восхваляли, а сегодня песочим почем зря».
Его не послушали.
С приходом Леонида Ильича Брежнева Анастас Иванович Микоян сохранил пост председателя Президиума Верховного Совета СССР, но уже спустя год вынужден был уйти в отставку, став единственным членом Президиума ЦК КПСС, ушедшим на пенсию с почётным званием члена Президиума.
Брежнев как руководитель не вызывал у отца ни уважения, ни личных симпатий, — говорил младший сын политика, историк Серго Микоян. — Удручали ограниченность, безразличие к делам, способность менять точку зрения в зависимости от того, кто зайдет к нему последним...
Скончался Анастас Иванович Микоян 21 октября 1978 года в Москве на 83‑м году жизни, навсегда оставшись примером политика‑прагматика, сумевшего адаптироваться к меняющимся условиям и внести ощутимый вклад в развитие родной страны.
Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ
Подписывайтесь на нас в Телеграм
Еще по теме:
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))