Анастас Микоян - фигура культовая в отечественной истории. Влиятельный политик и видный государственный деятель эпохи СССР, длительное время входивший в высшие эшелоны власти, член партии с 1915 года, революционер, близкий сподвижник Сталина, начинавший карьеру еще при Владимире Ильиче Ленине и вышедший на заслуженный отдых уже при Брежневе. Неслучайно после его отставки в народе ходила шутка:
От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича!
Политический долгожитель и незаурядный человек, оставивший после себя богатое наследие, подаривший гражданам большой страны холодильники и эскимо, создавший привычную сегодня систему трехчастного обеда (первое, второе и компот), придумавший рыбный день для сбалансированного питания, вдохновивший авторов на написание популярной «Книги о вкусной и здоровой пище», выдержавшей десятки переизданий и дожившей до 1999 года. А еще Анастас Иванович посодействовал в получении штаммов для борьбы с полиомиелитом и был одним из тех, кто предотвратил Третью мировую войну.
Так что его влияние на организацию советского общества, политические процессы и ход истории XX века трудно переоценить.
Но помимо своей профессиональной деятельности Анастас Микоян стал отцом пятерых детей, каждый из которых посвятил свою жизнь служению Родине. И их поступками и вкладом в развитие современной России, построенной на созданной еще в СССР ресурсной и научных базах, могут и должны гордиться не только родители, но и потомки.
Давайте вспомним, кто они, сыны Анастаса Ивановича Микояна?
Степан Микоян (1922 - 2017)
Старший сын Анастаса Микояна стал летчиком-испытателем, был удостоен высокого звания Героя Советского Союза, награжден орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, четырьмя орденами Красной Звезды и множеством медалей, защитил кандидатскую диссертацию. И вовсе не потому, что его отец являлся членом ЦК.
Он родился в Тифлисе, со школьных лет увлекался спортом и, как и многие мальчишки той поры, мечтал воспарить в небеса. После окончания 10-летки вместе с приятелем Тимуром Фрунзе поступил в Качинскую военную авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова, базировавшуюся в Крыму, из которой выпустился уже 3 сентября 1941 года. Сразу после начала войны училище эвакуировали в город Красный Кут Саратовской области.
В составе 11-го истребительного авиаполка участвовал в обороне Москвы, в январе 1942 года был по ошибке сбит огнем советского истребителя. Только благодаря безупречной выдержке и мужеству Степану удалось посадить горящую машину, но сам он получил тяжелые ожоги и был отправлен в Москву на лечение.
С теми травмами и ожогами, с которыми летчик-истребитель попал в госпиталь, он запросто мог бы остаться на земле. Но он рвался на передовую, считая себя не в праве отсиживаться в тылу, когда страна ведет непримиримый бой с фашистскими захватчиками. Когда Армия вынуждена отступать под натиском врага, сдавая ему города и села, оставляя своих сограждан на оккупированных территориях.
В августе 1942 года Степан Микоян получил назначение в 434-й истребительный авиационный полк, в составе которого до октября 1942 года оборонял Сталинград. В 1943-м году после гибели в бою младшего брата он был переведен из фронтовой авиации в войска ПВО.
После войны Степан Анастасович учился на инженерном факультете Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, затем долгое время работал в Научно-испытательном институте ВВС, на протяжении 23 лет испытывал боевые самолёты истребительных ОКБ Микояна, Сухого и Яковлева, налетав более 3 500 часов. А когда здоровье стало подводить, и медики запретили летать, он был назначен заместитель главного конструктора московского НПО «Молния», на должности которого участвовал в испытаниях многоразового орбитального корабля-ракетоплана "Буран".
В память о своем отце Степан Анастасович Микоян воплотил его образ на экране, сыграв в двух фильмах известного советского режиссера Юрия Озерова "Битва за Москву" и "Сталинград".
Владимир Микоян (1924 - 1942)
Судьба отвела ему недолгих 18 лет жизни, причем место гибели сына члена Политбюро ЦК КПСС и Государственного комитета обороны найти так и не удалось. В результате на семейном участке Новодевичьего кладбища в Москве в память о нём близкие вынуждены были установить лишь кенотаф (памятник без захоронения).
Как и старший брат, Владимир в школьные годы увлекся конным спортом и даже участвовал в соревнованиях. Талантливому и целеустремленному наезднику, искренне любившему лошадей, прочили большое спортивное будущее, но война смешала все планы.
В 1941 году Микоян успел окончить только 9 классов. Вслед за Степаном в августе поступил в Качинскую авиашколу, где прошел ускоренный курс подготовки летчиков-истребителей, и уже в феврале 1942 года, получив воинское звание лейтенанта был зачислен лётчиком в полк особого назначения. Первое время служил под Москвой под патронажем Василия Сталина, осваивая новые виды авиатехники, но постоянно досаждал командованию рапортами об отправке на фронт. И своего добился.
Владимир Микоян погиб в ходе первого боевого вылета 18 сентября 1942 года под Сталинградом. Атаковав вражеский бомбардировщик, он сам попал под огонь немецкого Мессершмидта. До последней секунды летчик пытался вывести подбитую машину из крутого пике, но не смог.
За образцовое выполнение боевых заданий командования 17 октября 1942 года Владимир Микоян был награждён орденом Красного Знамени (посмертно).
Алексей Микоян (1925 - 1986)
Третий сын Анастаса Микояна дослужился до звания генерал-лейтенанта авиации, став заслуженным военным летчиком СССР. А также был отцом Анастаса Микояна-младшего, больше известного как Стас Намин.
Вслед за старшими братьями Алексей также стал летчиком, совершив в составе 12-го гвардейского истребительного авиационного полка ПВО в годы Великой Отечественной войны 19 боевых вылетов. После Победы он был одним из тех, кто первыми осваивали полеты на реактивных самолетах, летал на МиГ-15 и первым из советских лётчиков сбил ракету класса «земля-воздух». Занимал должность командующего 49-й воздушной армией Туркестанского военного округа и командующего 14-й воздушной армией Прикарпатского военного округа.
Вано (Иван) Микоян (1927 - 2016)
Всю сознательную жизнь он посвятил работе в Опытном конструкторском бюро имени А. И. Микояна (авиаконструктор Артем Иванович Микоян - родной брат Анастаса Микояна). И сам был одним из разработчиков многоцелевого истребителя четвёртого поколения МиГ-29, совершившего первый полет 6 октября 1977 года и нагнавшего немало жути на авиацию нашего стратегического противника.
Вано появился на свет в Москве, когда его отец занимал пост народного комиссара внутренней и внешней торговли СССР. Учился в элитной 175-й школе и так же, как и старшие братья, однажды мечтал покорить небо. Но трагические события июня 1943 года, ставшие результатом несчастной любви его друга, едва не поставили крест на будущем.
Владимир Шахурин был сыном народного комиссара авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина. Казалось, что его романтические отношения с Ниной Уманской, дочерью дипломата Константина Уманского, касаются только их двоих. Вот только вышло всё иначе.
Доподлинно неизвестно, какая кошка пробежала между влюбленными, поговаривали, что Шахурин расстроился из-за намечавшегося вынужденного отъезда Нины с отцом в Мексику, но 3 июня на лестнице Большого Каменного моста Владимир застрелил девушку, а затем покончил с собой. И воспользовался он пистолетом, принадлежащим на законных основаниях Вано Микояну.
Следствие длилось недолго. В записной книжке убитого обнаружились записи о некоем "молодежном правительстве", готовом прийти к власти. Были установлены все члены подпольной группы. И вскоре Вано задержали вместе с младшим братом Серго и другими детьми высокопоставленных родителей. На допросах подростки настаивали, что "правительство" - лишь детская игра, ничего общего не имевшая с реальностью.
После содержания во внутренней тюрьме НКГБ по решению Особого совещания при НКВД СССР 13 декабря 1943 года все задержанные были высланы из Москвы на год под поручительство родителей.
Оказавшись в ссылке в Сталинабаде (Душанбе), Вано поступил в Авиационно-техническое училище, затем служил авиамехаником в 12-м гвардейском истребительном авиационном полку ПВО, а Победу встретил в госпитале, подхватив малярию. В сентябре 1945 года он поступил на подготовительные курсы Военно-воздушной академии им. Жуковского, выбрав для себя стезю изобретателя, при этом впоследствии сам с удовольствием пилотировал легкие самолеты.
В 1953 году Вано пришел в ОКБ Антона Микояна, в котором на протяжении долгих лет работал над различными боевыми машинами.
Однажды генеральный конструктор Артем Микоян его вызвал, чтобы узнать, как идет сборка. Ваня рассказал, а потом заявил, что схема самолета выбрана невыгодная — подъемные двигатели работают только на взлете и посадке, а все остальное время являются бесполезным грузом, да еще занимают место, которое можно использовать для топливных баков. Выигрывается всего лишь 300 м длины взлетно-посадочной полосы, а при отказе одного из двигателей самолет разобьется, - вспоминал позже старший из братьев Степан Микоян. - Генеральный конструктор на это сказал: "Ты не веришь в самолет, значит, не можешь быть ведущим инженером. Отстраняю тебя от работы". Четыре месяца Ваня оставался не у дел. Но вот в один из дней Артем Иванович вызвал к себе всех руководителей по этому самолету. Пригласил и Ваню. Генеральный конструктор объявил, что работы по этому варианту прекращаются и будет разрабатываться самолет с изменяемой стреловидностью крыла. А ведущим инженером снова назначили Ваню...
Серго Микоян (1929 - 2010)
Младший из братьев Микоян выбрал свой собственный путь. В 1952 году он окончил МГИМО, спустя 4 года защитил кандидатскую диссертацию по теме «Британский империализм в Индии и кашмирская проблема» и был дружен с Генрихом Боровиком, с которым учился на одном курсе.
Свою жизнь Серго связал с историей, став доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН, профессором Джорджтаунского университета. Опубликовав десятки научных работ о странах Азии, Европы, Северной и Южной Америке, он приобрел статус признанного специалиста по латиноамериканскому региону, а книга «Анатомия Карибского кризиса», во многом основанная на личных архивах Анастаса Ивановича Микояна, принесла ему мировую известность.
Уважаемые читатели, теперь Дзен дает возможность поблагодарить автора. Оставить благодарность и поддержать канал можно, нажав на кнопку "Поддержать" под статьей. Или перейдя по ССЫЛКЕ
Подписывайтесь на нас в Телеграм
Еще по теме:
Спасибо, что дочитали до конца.
__________________________________
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные материалы. Для этого достаточно нажать на кнопку.
Понравилась статья - с вас лайк))