Продолжение. Начало тут
Всех с великим праздником — Днём Великой Октябрьской Социалистической революции. В мировой истории только 14 июля, День взятия Бастилии, — день начала Великой Французской революции, может сравниться по всемирно-исторический значимости с этой датой. Вся история человечества представляет собой борьбу угнетенных всех времен и народов за создание более справедливого общества, начиная с Древнейших времен и до Нового времени. Восстания рабов в Древнем мире, крестьянские войны Средневековья и начала Нового времени, Великие Французская и Русская революции, приливы и отливы исторического процесса. Человечество постепенно копит опыт в путях достижения построения справедливого общества.
Фильм «Хроники русской революции» первоначально планировался как биографический о периоде жизни В.И. Ленина в 1904-1924 гг. и должен был выйти к столетию со дня его смерти в январе 2024 года. Но по различным причинам Андрей Сергеевич не смог этого сделать.
В итоге перед нами «Хроники русской революции», в которых нет ни хроники, т.е. описания исторического события в хронологическом порядке, ни самой революции. Сам В.И. Ленин, о котором и должен был быть этот сериал, начинает появляться на экране с более или менее подробным показом своей революционной деятельности, только начиная с 11 серии.
Перед этим же зрителю показывают эпизоды жизни вымышленных персонажей — нимфоманки Ариадны, скачущей из одной постели в другую, жандарма из донских казаков Миши, гимназиста-пианиста Алеши и террориста-маньяка Лютера. При этом все три этих совершенно разных в социальном плане мужчины связаны между собой сексуальными отношениями с одной женщиной — Ариадной. То есть первые 10 серий нам показывают не «хроники русской революции», а «хроники сексуальной жизни на фоне русской революции».
Но вот с 11 серии, наконец-то, Андрей Сергеевич решил рассказать кое-что и о революции. Поэтому вместо четверки сексуально озабоченных вымышленных героев на первый план выходят исторические персонажи. Их много, режиссер обозначает их пояснительными титрами, чтобы зритель не запутался в этих бородатых и усатых мужчинах и женщинах в старинных нарядах.
Но главных героев двое — Ленин и Сталин. Как видно, Андрей Сергеевич поставил задачу показать Ленина не в привычной советской традиции (современную интерпретацию образа Ленина Кончаловский вообще не воспринимает), самого мудрого, самого доброго, самого человечного человека, главного святого советского пантеона исторических деятелей, а совершенно под другим углом. Это как Владимир Владимирович Маяковский в своей поэме «Ленин», написанной на смерть вождя, ставил перед собой задачу:
Я боюсь
этих строчек тыщи,
как мальчишкой
боишься фальши.
Рассияют головою венчик,
я тревожусь,
не закрыли чтоб
настоящий,
мудрый,
человечий
ленинский
огромный лоб.
Я боюсь,
чтоб шествия
и мавзолеи,
поклонений
установленный статут
не залили б
приторным елеем
ленинскую
простоту.
За него дрожу,
как за зеницу глаза,
чтоб конфетной
не был
красотой оболган.
Так вот, вместо венчика и елея Кончаловский опустил Ленина на бытовой уровень, решив показать таким, каким он его видит. Или же просто решив, что называется, хайпануть на образе Ленина. Как бы говоря зрителям: «Вы привыкли, что Ленин — это ваш советский бог? Так получите его голеньким и лысеньким, с гнусавым невнятным голоском, бандитствующим, юродствующим, писающим и какающим, гоняющим своим голым прибором девок на пляже, а в конце вообще превращающимся в безумную мумию!»
На привычный ленинский образ денег не дадут, скучно и надоел уже, а вот на бандита и нудиста Ленина могут.
Но в то же время образ верного ленинского ученика и продолжателя его дела «товарища Сталина» решён в традиционной советской манере фильмов о революции 30-х – 50-х годов прошлого века. Спокойный, уравновешенный, очень доброжелательный к товарищам по партии, резок с врагами. Говорит мало, но веско. Живой памятник. И всё это на фоне суетящегося картавого лысика, которому т. Сталин постоянно что-то подсказывает или подправляет. То есть Ленину.
То есть тем, кто привык к Ленину-Богу, получите бытовой, ухудшенный вариант «низких истин». А кто привык к Сталину-параноику, кровавому тирану, погубившему 1000500 миллионов «невинных жертв сталинских репрессий», получите мудрого, справедливого, очень доброжелательного «Вождя и Учителя», всегда знающего, как правильно что-то сделать.
В итоге получается какая-то «а Баба-яга против», в смысле Андрей Сергеевич решил поломать все всяческие стереотипы назло всем. Если раньше противопоставляли "хорошего" Ленина и "плохого" Сталина — вернемся от "культа личности" к "ленинским нормам партийной жизни", то Андрей Сергеевич противопоставляет в конце фильма Ленина- Мумию Сталину- Вождю и Учителю.
Но пока вернемся к самому сериалу. Предыдущая статья закончилась разгоном Учредиловки, во время которой у Ленина пьяный матросик украл пистолетик. Не игрушечный, настоящий. Но почему-то Ленин из него не стреляет. А зря мог бы пару раз из него кого-нибудь и расстрелять. Вот как гимназист-пианист-чекист Алеша, который пристрелил этого вора-матросика.
Из января 1918 г. Андрей Сергеевич сразу же переносит зрителя в июль того же года. Почему в фильме "Хроники русской революции" автором были пропущены такие важнейшие, реперные точки "русской революции", как заговор военных и олигархов против Николая Второго, сам процесс Февральской и Октябрьской революций, заключение Брестского мира, борьба в партии большевиков против его заключения, мятеж белочехов и начало Гражданской войны — это понятно, потому что это не "хроники".
И зрителя сразу окунают в левоэсеровский мятеж. Пару слов о нашей секс-четверке. Ариадна спит с Максимом Горьким, у которого служит секретарем,
и одновременно с двумя британскими шпионами — лейтенантом Кроми и Сиднеем Рейли и Брюсом Локкартом. Террорист Лютер и Алеша-гимназист служат в ВЧК, а жандарм-казак Миша военспецом в штабе у Троцкого. Эти герои уже отошли на третий план, но Андрей Сергеевич не забывает о них, всё-таки 10 серий на них держалось. Поэтому все пристроены по специальности.
Про левоэсеровский мятеж лучше, конечно, смотреть шедевр Юлия Карасика 1967 г. "Шестое июля". Кончаловский попытался дать свой образ Маруси Спиридоновой, даже внешне её сделал больше похожей на прототип, чем это в фильме Карасика. Даже пенсне на платье прицепил, как на документальных фото Марии Александровны. И Мария Биорк, играющая Спиридонову очень старается, не халтурит.
Но вот у Аллы Сергеевны Демидовой, игравшей Спиридонову у Карасика, и цвет волос другой, и пенсне нет, но образ её героини — шедевр на века.
Мятеж подавили, а следующим идёт покушение на Ленина в августе 1918 г. и начало "красного террора". Эти события непосредственно не показываются, всё идет вторым планом. Правда, показывают разгром ВЧК т.н. "заговора послов". При захвате британского посольства убивают одного из любовников Ариадны — лейтенанта Кроми, а другой — Рейли успевает бежать. Но Ариадну, как любовницу руководителя заговора Локкарта, ЧК арестовывает. Совсем как Муру Будберг. Правда, почему-то не показали, что в ЧК Мура сразу стала любовницей заместителя Дзержинского Петерса. Может, Андрей Сергеевич решил, что для Юлии Высоцкой и Горького с тремя англичанами достаточно?
Затем следует проходной эпизод обыска на квартире у Горького и встреча Горького с Лениным по поводу "красного террора". Всё это лучше смотреть в фильме Михаила Ромма "Ленин в 1918г." Там и Горький-Черкасов как Горький, и Ленин-Щукин не такой клоун, как у Ткачука.
И снова прыжок — из осени 1918г. в май 1923г. Заметно, что фильм потерял ритм и напряженность. Еле-еле тащится к финалу. Выдохся Андрей Сергеевич, надоели ему все, кроме т. Сталина.
Ленина он превратил в Мумию. Непонятно только, зачем этот натурализм в художественном фильме. Показывать больного, полубезумного Ленина. Что это добавляет к тому клоунскому образу Ленина ещё в здоровом виде, что создал Ткачук. Чтобы окончательно показать, что революцию совершили клоуны и безумцы? Или что Ленин получил воздаяние по делам своим — безумец решил, что он способен изменить ход истории?
И всё время полубезумный Ленин пытается найти свою черную тетрадку, где он ещё успел записать предложение перевести т. Сталина с поста Генсека партии на другую работу. А тетрадка то уже у т. Сталина. Алеша-гимназист, приставленный ВЧК к Ленину, её нашел и передал Генсек.
А т. Сталин особо и не переживает по поводу тетрадки. Ну, написал что-то там про него уже тяжело больной Ленин, ну и что. Но всё равно не надо давать Троцкому, Зиновьеву, Каменеву лишнее оружие в борьбе против себя. Поэтому пусть пока про тетрадку никто не узнает.
И в финале фильма Андрей Сергеевич возвращается к своей любимой теме - в России власть всегда ворует. Идет заседание Политбюро. Ведёт его председатель Коминтерна Зиновьев. Рядом с ним Каменев. Напротив Сталин, рядом с ним "Бухарчик". Алкаш Рыков, в фильме он постоянно пьёт, не стесняясь потягивает из фляжки, наверное, опытный образец "рыковки". Троцкому скучно с этими выдающимися бездарностями, он почитывает "Известия".
Сначала обсудили вопрос о подготовке революции в Германии и собирались уже расходиться, как т. Сталин предложил обсудить ещё пару вопросов. И зачитал сообщение ОГПУ, что председатель Коминтерна Зиновьев потратил выделенные на мировую революцию 500 тыс. германских марок на закупку за границей двух вагонов дефицитных товаров для аппарата Коминтерна — деликатесные продукты, фрукты, французские духи, парфюмерия и т.п. Полупьяный Рыков давай хохотать, но ему напомнили, что он сам вывез в Америку на свой личный счет 40 тонн золота, а про Троцкого сказали, что он вывез в Швецию уже 70 тонн золота.
То есть что получается — при царях воровали, при коммунистах воровали, да и сейчас воруют. Царей за воровство скинули в 1917 г., коммунистов в 1991 г., осталось узнать, когда за воровство скинут нынешних демократов. Понятна главная идея Андрея Сергеевича?
И вторая главная идея фильма - вот беседует т. Сталин со своим любимцем Алёшей-гимназистом, который передал ему ленинскую чёрную тетрадку и рассуждает на тему того, что партия может выродиться в ненасытную, проклятую касту. И как это предотвратить? Алёша предлагает - "Выжечь всех!"
Но тут т. Сталин его поправляет - "Не будем пока с этой кастой торопиться." Типа, всему своё время. Вот вам и разгадка 37 года от Андрея Сергеевича - это т. Сталин выжигал жуликов и воров, предателей коммунистического дела. Правда, ещё до него в 1940 г. к такому выводу пришёл второй человек в революции после Ленина - Лев Давыдович Троцкий, который в своём незаконченном втором томе книги "Сталин" написал, что Сталин хотел зачистить максимум нескольких сотен "старых большевиков", но процесс вышел из-под его контроля и в результате полыхнул "Большой террор". Значит, всё-таки не зря Андрей Сергеевич прочитал полтыщи книг.
Фильм заканчивается смертью Ленина. Напоследок нам сообщают о судьбе секс-четверки. Лютер с Алешей в ОГПУ. Ариадна с Горьким на Капри. А казак Миша продолжает болтаться как что-то в прорубе. То он за царя, то он за большевиков. а вот тут он встречается с британским шпионом Сиднеем Рейли. Последний привез ему с Запада весточку от бывшего мишиного начальника генерала Батюшина. А Миша и не возражает начать работать на кутеповцев и британскую разведку. Вот такой он оказывается русский патриот, как о нём рассказывают в рекламе СМИ.
И какую оценку дал бы этому сериалу столь уважаемый Андреем Сергеевичем товарищ Сталин? Об этом мы попробуем узнать в следующей части
Продолжение следует.