Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

Почему (или зачем?) из закона убрали наказание за бездомность

Уголовный кодекс РСФСР в ст. 209 утверждал наказание за бродяжничество и попрошайничество. Данное положение действовало с 1961 до конца 1991 г. А в 1992 г. его отменили. Отменили и Указ Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами (бeздeльникaми, тyнeядцaми, пapaзитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный пapaзитический образ жизни». Заметьте, какие жесткие термины использовались уже в названии официальных документов. А устанавливали они, что перечисленные в названии Указа лица наказываются за свой антиобщественный образ жизни. Заметим: не за отдельные правонарушения, но именно за образ жизни как таковой. Более того, в СССР контролировали как бездомных, так и безработных. В частности, каждого жителя Москвы и Ленинграда, находившегося без работы 4 месяца, могли привлечь к ответственности, да не административной, а уголовной. Такому человеку грозила принудительная отправка на исправительные работы сроком до 5 лет в отдаленн

Уголовный кодекс РСФСР в ст. 209 утверждал наказание за бродяжничество и попрошайничество.

Данное положение действовало с 1961 до конца 1991 г. А в 1992 г. его отменили.

Отменили и Указ Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 г. «Об усилении борьбы с лицами (бeздeльникaми, тyнeядцaми, пapaзитами), уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный пapaзитический образ жизни».

Заметьте, какие жесткие термины использовались уже в названии официальных документов.

А устанавливали они, что перечисленные в названии Указа лица наказываются за свой антиобщественный образ жизни. Заметим: не за отдельные правонарушения, но именно за образ жизни как таковой.

Более того, в СССР контролировали как бездомных, так и безработных. В частности, каждого жителя Москвы и Ленинграда, находившегося без работы 4 месяца, могли привлечь к ответственности, да не административной, а уголовной. Такому человеку грозила принудительная отправка на исправительные работы сроком до 5 лет в отдаленные регионы.

Спрашивается: почему, собственно, у нас вообще так романтизировали бездомных, что обычные люди так за них заступаются, а opгaны власти даже убрали из законов любое наказание за бездомный образ жизни?

Вот ведь даже песни и фильмы им посвящали. Вспомнить хотя бы поздний фильм Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», вышедший на экраны, кстати, за 1 год до отмены уголовного наказания за тот самый образ жизни.

Кадр из фильма Рязанова «Небеса обетованные»
Кадр из фильма Рязанова «Небеса обетованные»

Да-да, бывало, что милиция в Союзе, пользуясь УК РСФСР, боролась с инакомыслящими. Но ведь и обычные люди, критикующие такую борьбу с инакомыслящими, не всегда разбираются, кого там и за что конкретно «погнали». У нас модно романтизировать любых гонимых.

Так и вышло, что на одну «доску» с осужденными по ст. 209 УК СССР поэтом Иосифом Бродским и актером Николаем Годовиковым попали самые обычные бродяги. То есть те, кто нес обществу болезни самые разные:

  • от буквальных (из-за недостатка гигиены и медицинского ухода)
  • до символических (бездомный дядя Ваня, обшаривающий мусорные баки на предмет «чем бы поживиться», не равнозначен древнегреческому философу-моралисту Диогену Синопскому, жившему в бочке на пляже… впрочем, при всей своей глубине и философ может заразить окружающих банальной простудой и проч.).

Так отчего же в 1992 г. отменили уголовное наказание за бездомный образ жизни?

В то время это называлось переходом к демократии, правовому обществу и открытому государству, важная характеристика которого – соблюдение прав человека.

По данной логике выходило, что одно из прав человека – жить так, как он хочет, включая бродяжничество и отсутствие дома, а также все последствия этого. Речь – об образе жизни, который ведет любой бездомный товарищ, не имеющий постоянной крыши над головой.

Прежде всего такого человека никто не примет на стабильную работу.

Стало быть, у него не будет систематических заработков по закону.

Соответственно, этот товарищ будет использовать сомнительные способы заработков. Как там говорил булгаковский герой: «Я без пропитания оставаться не могу, где же я буду харчеваться?»

И мы уж молчим о том, что, казалось бы, только что прошедший «коронный» период должен был нас приучить к особо строгой профилактике болезней и чистоты.

Но насколько эти меры могут поддерживать люди, у которых нет возможности элементарно помыться и сходить к врачу – не только «когда рак на горе свиснет», но и на ранней стадии недуга, чтоб он не успел распространиться дальше по всей этой «тусовке», а затем и за ее пределы?

Кадр с nur.kz
Кадр с nur.kz

В наше время полиция жалуется, что все отделения просто-таки переполнены лицами, ведущими тот образ жизни, который в 1961 г. Верховный Совет СССР не постеснялся указать четко в названии Указа, специально им посвященного, но который мы сегодня смущаемся писать открытым текстом, «чтобы не забанили».

Сотрудники социальных служб рассказывают, что часто они находят на улицах одних и тех же людей, не имеющих дома. Соцработники приводят их в свои отделения, в буквальном и переносном смыслах отмывают, помогают им с документами (по закону, разумеется), даже покупают за счет государства или спонсоров им билеты домой, садят их на поезд!..

...

…но через пару дней встречают этих «уехавших домой» точно там же, где их нашли вначале. Практически «на том же месте в тот же час».

При этом вразумительного ответа, почему они вернулись, те дать не могут.

Дело в том, что бродячий образ жизни затягивает. Вот она – оборотная сторона свобод граждан, которые в ранний постсоветский период поняли, мягко говоря, не совсем корректно.

Как говорил еще Федор Достоевский, люди очень хотят свободы, но когда им ее дают, они не знают, что с ней делать.

Кадр из фильма Рязанова «Небеса обетованные»
Кадр из фильма Рязанова «Небеса обетованные»

В 2007 г. МВД России предложило вернуть статью за бродяжничество, а также за попрошайничество. Вопрос рассматривался довольно долго. Ну, а в 2021 г. СМИ указали, что в нормативных актах так и не закрепили даже официальное определение попрошайничества, уже не говоря о введении санкций за него.

Итого до сих пор по законам РФ выходит, что наказание предусмотрено лишь в случае, когда такой образ жизни приводит к нарушению общественного порядка. То бишь это санкция не за образ жизни как таковой, но только за конкретное правонарушение.

В целом же образ жизни, ведущий к нарушению работы общества и отдельных людей (влечет болезни, подсказывает образ жизни другим и проч.), никак законом не регулируется... пока что. Так, может, пора отрегулировать?

А как считаете вы, уважаемые читатели: верно ли убрали из законов наказание за бездомный образ жизни и надо ли его вернуть?

П. с. На весьма близкие темы на моих Дзен-каналах читайте статьи о том, зачем было переименовывать милицию в полицию, а ГАИ – в ГИБДД, и оправдались ли эти планы, плюс о том, как блогеры купили квартиру пенсионерке (после 35 лет жизни в бочке она переселилась в квартиру за 2,2 млн руб.) и стало ли лучше после открытия железного занавеса.

#закон #законы #общество #Россия