Изменилась ли жизнь водителей, когда ГАИ переименовали в ГИБДД?
Улучшилась ли ситуация на дорогах после этого мероприятия, потребовавшего много миллионов рублей?
Приказ МВД России и указ Президента РФ о переименовании вступил в силу в 1998 г.
В то время, как вы помните, Президентом РФ был Борис Ельцин. Стало быть, указ о переформатировании ГАИ в ГИБДД был подписан им.
Поначалу широкой публике цель такой процедуры объяснили сколь просто, столь и туманно: мол, необходимо формировать положительный имидж автоинспекции в глазах вас же самих, дорогой электорат.
В то время пресловутый электорат шутил: дескать, ужто ли старая структура так себя заклeймила, что нужно срочно менять не просто ее саму, но даже ее название?
Впрочем, разница между старым и новым стала заметна далеко не сразу и не всем. Или вообще не стала заметна?..
Так, на форумах в Сети по поводу позитивных последствий переименования шутят: «Единственный ощутимый плюс – pyгaтьcя, произнося новую аббревиатуру, стало сложнее».
И впрямь. Сказать «гибэдэдэшник» гораздо сложнее, чем «гаишник». Пока язык повернется произнести все эти заковыристые сочетания букв – уже передумаешь вообще о чем-то говорить.
Уже спустя 3 года пришедший к власти другой Президент РФ заметил, что новое сокращение слишком сложно произносимо, да и вообще не ясно – зачем его изменили. В декабре 2001 г. он указал о причинах переименования: «Так до сих пор никто внятно и не может объяснить. Но структура важная».
Каковы были цели, какие планы ставились для такого дела, имело ли это вообще какой-то смысл?
Отвечая на вопросы журналистов об этом, разного рода чиновники из МВД России туманно называли важные цели, которые решает Госавтоинспекция.
Так, Московский автодорожный институт провел исследование и выяснил, что работники Госавтоинспекции в 10, а то и в 12 раз чаще встречаются с гражданами, чем любой другой работник в то время еще не переименованной в полицию милиции.
Вывод делался важный. Мол, сотрудник ГАИ – это не просто представитель, а лицо, образ милиции, даже власти. Как следствие, это лицо нуждается в постоянном поддержании себя в приличном внешнем виде:
- в прямом смысле (в плане формы – обмундирования);
- в переносном смысле (с точки зрения уровня профессионализма, знания законов, общей культуры и проч.).
Правда, такого рода ответы больше напоминали «отмазки», чем рациональные просчеты. Вот ведь разве нельзя было все подобные вопросы решать с прежним наименованием? Зачем было тратить миллионы рублей:
- на переделку табличек на кабинетах и зданиях;
- переписывание документов, так или иначе упоминающих старую аббревиатуру;
- многое другое… без чего можно было вполне обойтись?
Также при обосновании необходимости переименования чиновники указывали важные задачи, которые призвана решать Госавтоинспекция:
- поддержание самой разнообразной деятельности, касающейся безопасности дорожного движения;
- координация не только с МВД России, но и со многими другими министерствами, а также с Советом Федерации, Государственной Думой, со всеми субъектами РФ.
Однако вновь возникает вопрос: чем старое-то название мешало всё это поддерживать и координировать?
Некоторые сотрудники МВД России признаются, что название ГИБДД… снижает их статус, делает его словно бы мельче, незначительнее.
Так, генерал-лейтенант Владимир Федоров, руководивший главным управлением ГИБДД, в интервью указывал, что, исходя из названия:
- ГАИ решает лишь проблемы контроля безопасности на дорогах, организации дорожного движения, технического состояния транспортных средств, обучения водителей, состояния автопарков коммерческих и государственных предприятий;
- ГИБДД занимается вообще всем, что прямо или косвенно связано с дорогами и транспортом, – на что, собственно, и претендуют гаишники.
И вновь зададим вопрос: есть ли разница, стало ли переименованное ведомство разбираться с бОльшим числом задач и более эффективно?
Наконец, выделяют и такую причину переименования ГАИ в ГИБДД, как борьба с кoppyпцией. Дескать, в прежних организационных структурах она процветала, так давайте изживем ее.
Под этим девизом почти одновременно произвели два переименования:
- ГАИ – в ГИБДД;
- милицию – в полицию.
Стали ли сотрудники этих структур работать более качественно, меньше брать взяток и т. п.?
Может быть, реформировать названия надо было в последнюю очередь, для начала отреформировав как следует сами структуры (переобучив сотрудников, усилив техническую базу, улучшив уровень безопасности на дорогах и проч.)?
Все названные тут вопросы до сих пор остаются открытыми…
А как считаете вы, уважаемые читатели: стоило ли переименовывать ГАИ в ГИБДД и оправдались ли планы?
Пока же в качестве рабочего вывода скажем так: переименование ГАИ в ГИБДД большой роли для этой структуры и решаемых ею задач не сыграло; оно стает важным, лишь когда работа данной системы улучшится фактически, а не формально.
П. с. В продолжение темы читайте Дзен-статьи «Почему народ нe любит полицию? Рассказываю, за что ее любить» и еще «Может ли полицейский yдapить человека?». А о близком читайте пост «Как нас стражи порядка за отсутствие регистрации принуждали День милиции отмечать».
#закон #транспорт #авто #законы