Уровни рефлексии. Продолжение эксперимента
В 2011 году я записал видео «Уровни рефлексии» в рамках тогдашней компании. Просто сделали и выложили на YouTube.
С тех пор — более 23 тысяч просмотров. Неожиданный результат для темы, которая, как мне тогда казалось, интересна немногим. До сих пор получаю отклики и вопросы. И именно эта непрекращающаяся реакция, 14 лет спустя, побудила меня вновь вернуться к теме.
Как тогда, так и сегодня я абсолютно убеждён: любому, кто искренне стремится к развитию, внутреннему равновесию и, как следствие, к счастью — своему и окружающих, — способность к рефлексии просто необходима.
Рефлексия и знание механизмов работы ума — это путь к осознанности и снижению внутренней конфликтности. А для некоторых — и дорога за пределы ума, в пространство сознания.
Об этом — в конце.
Откуда мы наблюдаем
Секрет в том, что наблюдение может происходить из разных «мест» внутри человека. И это — ключевой момент, который напрямую отражается в поведении. Можно сказать, что именно он и отличает людей друг от друга.
Если условно упростить, можно выделить три позиции наблюдения.
- Первая — неосознанная
Центр внимания здесь находится в личности. Под личностью я понимаю совокупность социальных связей, установок, концепций, представлений и убеждений.
Когда человек полностью отождествлён с ними, он буквально становится своей идеей: «Я демократ. Я либерал. Я христианин. Я буддист». Вы наверняка видели таких людей — однозначных, целеустремлённых, не поддающихся переубеждению. Их поведение предсказуемо: они реагируют, а не осознают.
- Вторая — осознанная
Это позиция субъекта, то есть самого наблюдающего. Здесь внимание как бы отступает от идеи, убеждения или представления. Возникает растяжка: субъект — объект. Я — это внимание. А всё остальное — мысли, чувства, убеждения — лишь объекты наблюдения.
Действия из позиции личности происходят по схеме стимул — реакция. Из позиции субъекта появляется пауза: стимул — пауза — реакция.
Именно в этой паузе рождается осознанность. Мы можем рассмотреть не только стимул, но и свою реакцию, соотнести её с контекстом: место, время, люди. Можно заметить, что человек, на которого я когда-то обижался, уже изменился — а я всё ещё ношу в себе старую реакцию.
Даже в языке есть подсказки. Мы не говорим «я тело» или «я мысль» — мы говорим «моё тело», «моя мысль». Важно понять: кто тот, кто говорит «моё»?
Классическая конструкция субъекта звучит так: субъект — объект — процесс. Я, как субъект, говорю тебе. Ты слушаешь меня. Но всё это — тоже можно наблюдать.
Можно осознавать и себя говорящего, и тебя слушающего, и сам процесс общения. Можно даже почувствовать пространство, в котором всё это происходит — со связями, обстоятельствами, контекстом.
Возьмём простой пример: спор.
- Первый вариант — я отождествлён со своей позицией. Я и есть эта позиция.
- Другой вариант — я способен рассмотреть основу: на чём стоит моё убеждение и твоё? Почему именно оно, а не другое?
Каждый раз, задаваясь вопросом «почему», мы видим обусловленность и субъективность любых взглядов.
Что это даёт? Если хватает смелости, приходит понимание: другой человек — это целая вселенная, не менее сложная, чем моя собственная.
Мозг у всех устроен одинаково. А вот содержимое — то, что записано опытом, воспитанием, культурой — уникально. Мы появляемся в разных местах, в разное время, среди разных людей. И потому одинаковых содержимых не существует, как не бывает одинаковых отпечатков пальцев.
Любой конфликт — это столкновение двух разных социально-психологических миров. С признанием этого факта появляется принятие: разных точек зрения, подходов, картин мира. И в этом — начало диалога и взаимопонимания.
Да, пока это звучит утопично. Большинство людей всё ещё не владеют рефлексией. Но именно развитие этой способности — путь к новой парадигме человеческих отношений.
Третья — самоосознающая
В 2015 году я поймал себя на странном чувстве (буквально поймал себя). Психология в привычном понимании перестала меня интересовать. Не как наука о душе, а как дисциплина, изучающая личность. Я увидел её границы. На любой психологический вопрос о себе я мог дать ответ — мгновенно. Да, применить понимание не всегда просто, но суть была ясна.
Например, как повысить уровень осознанности? Рефлексия + концентрация + знания.
Однако, как в «Матрице», это не происходит нажатием кнопки — «я знаю кунг-фу». Необходимо время и труд. Мозг сопротивляется: он экономит энергию, стремится действовать по привычке, превращая схемы поведения в динамические стереотипы.
Когда начинаешь ловить паузу между стимулом и реакцией — ум тут же возмущается. Сопротивление, раздражение, скука. Ему хочется привычного движения, думать, вспоминать, фантазировать.
Тем не менее именно здесь формируется ясность — понимание причинно-следственных связей, работа с вниманием. Но дальше возникает иной вопрос — предельный: «Кто я?»
Не что я, а именно кто. Рефлексия может ответить лишь на одно — чем я не являюсь. Этот вопрос — точка предельного самоисследования.
Здесь всё, что служило инструментом — знания, концентрация, рефлексия — остаётся за порогом. Дальше начинается пространство безмолвия. Расфокусированное внимание, внутренняя тишина, покой, расслабленность.
За пределами мыслей, образов, имён и форм. Что остаётся?
Медитация. С моей точки зрения — единственный инструмент, через который возможен подлинный ответ на вопрос: «Кто Я?». Хотя это больше не ответ, а переживание.