В России невиданно быстрыми темпами создаётся новая автомобильная марка. Точнее, не так: создаётся новый автопроизводитель. Причём, по своему производственному потенциалу способный выйти в лидеры российского автопрома. О ком идёт речь? А речь у нас идёт о компании «АГР Холдинг».
Наверняка многим это название ничего не говорит. На самом же деле это – прямой наследник «Фольксваген Групп Рус». Того самого, который в середине нулевых запустил под Калугой один из наиболее известных в России автосборочных заводов, к началу нынешнего десятилетия вышедший на производство до 120 тысяч «Шкод» и «Фольксвагенов» в год. В июне 2023 года «Фольксваген Групп Рус» официально переименовался в «АГР» и перешёл к российскому собственнику. А в начале 2024-го в под управлением «АГР Холдниг» оказался ещё один крупный автозавод, расположенный в Санкт-Петербурге и принадлежащий компании Hyundai.
Таким образом, в арсенал нового российского производителя, то есть, компании «АГР Холдинг», вошли два автозавода: калужский, мощностью 225 тысяч, и питерский, мощностью 230 тысяч автомобилей в год. На обоих прежними владельцами организованы современные, высоко производительные сварочное, окрасочное и сборочное производства. Важный момент: «АГР Холдинг» подписал с Минпромторгом так называемый СПИК. То есть, инвестконтракт с согласованным планом локализации. Такие контракты, как правило, в зависимости от её глубины, предусматривают частичное или полное освобождение производителя от неудержимо растущего утилизационного сбора. Детали этого СПИК, к сожалению, неизвестны. А известны пока только обещания «АГР Холдинг» планомерно наращивать уровень локализации. Что же, потенциал для этого есть: никуда не делись сотрудничавшие с российскими заводами Volkswagen и Hyundai отечественные поставщики автокомпонентов. Да и сами упомянутые заводы имеют возможности для углубления локализации: на территории обоих развёрнуто собственное производство двигателей, а у завода Hyundai – ещё и дорогостоящее штамповое производство.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что стартовые производственные условия для выхода на рынок у «АГР» оказались не просто благоприятны – по сути, они идеальны! Другое дело, что далеко не идеальна рыночная ситуация, но ведь таковой она останется не на всегда!
Понятно, что для перезапуска завода в Калуге взамен европейского подобрали китайского партнёра. Вполне ожидаемо, этот партнёр предпочёл остаться в тени. Поэтому новый бренд получил собственное имя TENET. На самом деле, это аббревиатура, образованная от Take Every New Experience Together, что переводится примерно как «Получим новый опыт вместе».
И всё-таки, кто же этот загадочный китайский партнёр? Официально в данном качестве записана доселе неведомая в нашей стране компания Defetoo. Кто за ней стоит, стало понятно, как только в августе из ворот калужского завода выкатились первые кроссоверы TENET Т7, в которых знатоки китайских автомобилей сразу опознали Chery. Впрочем, и во всех последующих моделях TENET тоже. Не удивительно, ведь именно Chery собирали на калужском заводе всю первую половину 2025 года. Правда, к организации производства TENET подошли более основательно: подобно «Фольксвагенам», этот кроссовер сразу запустили со сваркой, катафорезной обработкой и окраской кузова. В том же августе на конвейерную линию в Калуге поставили компактный кроссовер модели T4, а в сентябре к ним присоединился TENET T8 – большой 7-местный кроссовер с двухлитровым двигателем. К середине сентября вся троица уже была в продаже!
Самое интересное, упомянутые автомобили не забили склады и стоянки сотнями и тысячами непроданных экземпляров, как это произошло с их многочисленными аналогами под другими псевдороссийскими или чисто китайскими брендами. Наоборот, они стали продаваться, да ещё как! Всего за два первых месяца покупателей нашли 10 тысяч «Тенетов»! Причём более 8,5 тысяч от названного количества – это продажи в октябре, по итогам которого TENET ворвался в пятёрку лидеров российского авторынка, сумев обойти даже своего прародителя Chery. Успех без преувеличения феноменальный, и у него есть объяснение. Причём не одно!
Во-первых, покупатели «Тенетов» понимали, что фактически приобретают Chery, а у этой марки в стране хорошая репутация.
Во-вторых, TENET вышел на рынок при поддержке двух сотен дилерско-сервисных центров в 95 городах, до этого в основном работавших с Chery. То есть покупатель, пришедший в них за машиной, понимал, у кого он покупает и что впоследствии не останется без квалифицированной сервисной поддержки.
В-третьих, это правильная ценовая политика. Переднеприводный TENET T4 стоит: около 2 млн рублей с механикой, около 2 млн 130 тысяч – с вариатором, и около 2 млн 250 тысяч – с роботом. TENET T7 предлагают только с роботом по цене от 2 млн 630 тысяч. А TENET T8 с мотором мощностью под двести сил, предлагаемый только с роботом и только с полным приводом, дилеры оценивают от 3 миллионов 390 тысяч рублей. То есть, цены сопоставимы с таковыми на кроссоверы Chery, а в некоторых случаях так даже ниже их! Очень необычная для наших реалий ситуация, неправда ли?
В четвёртых, замечу, что TENET T8 выпускают только с колёсной формулой 4х4. И у TENET T7 за доплату в 200 тысяч тоже есть подобная модификация. Полный привод у нас в стране ценят, за него готовы платить. И странно, что не только многие зарубежные, но и некоторые отечественные производители упорно отказываются это понимать. А в «АГР Холдинге» это сразу просекли и взяли на вооружение.
В общем, начал «Тенет» очень неплохо. Но вот есть ли у него шансы столь же неплохо продолжить? Что же, его возможности, и производственные, и сбытовые, позволяют на это надеяться. Кстати, заметьте, как «АГР Холдинг» грамотно развёл модельные линейки своих двух заводов: в Санкт-Петербурге упор сделан на седаны и на кроссоверы поменьше и подешевле, а в Калуге – на кроссоверы побольше, посерьёзнее и подороже, что исключает внутренний каннибализм. Причём, замечу, если АВТОВАЗ эпоху кроссоверов откровенно проспал, то «Тенет» сделал на них ставку, которая должна определённо сыграть. В общем, шансов у «Тенета» больше, чем у кого-то ещё. Но их удастся реализовать при одном условии. Если получится держать нынешний уровень цен. Если терпение переборет жадность.
У «АГР холдинга» – суперизбыток производственных мощностей, которые можно сделать рентабельными только при супербыстром росте объёмов продаж. А на нынешнем продолжающем падение российском рынке такой рост возможен только при жёстком удержании цен. В общем, если ценники на «Тенеты» не полезут вверх, через два-три года эта марка по объёмам продаж и производству автомобилей в России вполне может выйти на третье место, а «АГР Холдинг» при её непосредственном участи – на второе. И чем чёрт не шутит – впоследствии побороться даже за первое. Ну а если ценники, напротив, удержать не получится, скорее всего, через год - полтора «Тенет» будет забыт, как сегодня забыты многие прежде казавшиеся столь перспективными автопроекты последнего времени.
MotorProject© Константин Закурдаев
#тенет #tenet #solaris #соларис #автозавод #производство #автопром #новаямарка #новыйзавод #кроссовер