Итак, в прошлой части мы узнали про автомобили, занявшие в конце 60-х верхний сегмент американского рынка, которые назывались Personal Luxury Cars (личный роскошный автомобиль). Это были машины, несколько уступающие по статусу ультра дорогим шикарным седанам, а по уровню отделки и технической части были вполне сопоставимы. В 1967 году яркими представителями были: Oldsmobile Toronado, Pontiac Grand Prix, Ford Thunderbird, Cadillac Eldorado, Buick Riviera и они подробно описаны здесь😊: как и то время, когда они производились. Но время не стоит на месте, грянул нефтяной кризис 1973-го года, сильно тряхнув автомобильный ландшафт в США. Появился класс действительно компактных автомобилей, вырос импорт малолитражек из Японии и Европы над которыми уже не смеялись. Но большие люксовые купе не потерялись, пользовались спросом, хотя и расстались с прежней мощью своих больших V-8. Тут подоспел 1979 год- революция в Иране, новый кризис, а в самих Штатах ввели стандарты по экономии , известные как корпоративная средняя топливная экономичность (или CAFE). Для легковых автомобилей первоначальный стандарт составлял 18 миль на галлон, т.е. в среднем в рамках одной марки надо было уложиться в 13 литров на сотню! (а ведь моторы в этом классе имели иногда по 7 литров объёма!) В скором времени это будет иметь колоссальные последствия, а пока они не наступили посмотрим, как выглядела наша «великолепная пятёрка» в 1979 году.
Ford Thunderbird (1977-1979)
С появлением 4-местного купе 1958 года Thunderbird считается родоначальником персональных автомобилей класса люкс и до конца 70-х отлично оправдывал это название. В 1976 году Thunderbird представлял собой сухопутную яхту длиной в 5,7 метра с 7,5-литровым мотором. К этому времени продажи снижались и в Ford приняли решение переехать на другую платформу. Через год на модернизированном шасси Ford Torino стали выпускать Ford LTD II, а название Thunderbird использовали для его люксовой версии с монументальным дизайном, «ручкой корзины» на крыше, массивными бамперами и капотом. Такой ход оказался удачным, машина не растеряла стиль и комфорт, хотя стала немного меньше по размерам и слабее по мотору. При этом ценник на новую модель был ниже предшественника, что позволило 7-му поколению Thunderbird стать самым популярным в истории модели: всего за три года было продано более 955 тыс. ед.
Pontiac Grand Prix (1978-1987)
В пятом поколении размеры Grand Prix, как и других автомобилей такого класса уменьшились. Даунсайзингу подвергся и двигатель. Роскошная комплектация Grand Prix SJ Coupe в базе оснащалась позорным мотором 301 V8 (4,9литра) мощностью 165 л. с., об версиях попроще лучше не вспоминать. Вообще с 1981 года Понтиак выпускал только 4-цилиндровые движки, а Buick только двигатели V6 — такова политика партии. Так, благодаря корпоративным планам GM был закрыт отдел Pontiac Motor Division, 10 лет назад выпускавший 400-сильные Tri-Power 455 Ram Air. Такие дела.
Oldsmobile Toronado (1979-1985)
В третьем поколении Торонадо уменьшился в длину (по сравнению с первым поколением на 18 см короче, зато на 3см шире) и понятно, в объёме и мощности мотора: самый большой 5,7 литра вместо 7,5 ранее и 180 л.с. против 385! По уровню отделки и всевозможным современным опциям всё было на высоте: независимая задняя подвеска, дисковые тормоза по кругу, цифровая приборка, подушки безопасности. А в комплектации Toronado Brougham была доступна отделка из мягкой кожи с замшевыми вставками или дорогим велюром.
Cadillac Eldorado Coupe (1979-1985)
Кадиллак - это про шик, стиль и престиж. В конце 70-х надо было придумать как угодить своим традиционным покупателям, предложив автомобиль меньшего размера. Покупатели люксовых автомобилей хотели большие баржи, и всё, что было меньше, в их глазах считалось не комильфо. К счастью, Кадиллаку удалось справиться с ситуацией, представив в 1976 году Cadillac Seville, который считался «компактным автомобилем» класса люкс, а через два года его самую роскошную версию Eldorado. Ушли в историю огромные размеры (5,72 метра в длину и двигатели 8,2 литра). Зато техническое оснащение и уровень отделки оправдывали высокий ценник: климат-контроль, электрорегулировки всего, что было тогда возможно, поворотные фары с датчиком освещения, телескопическое рулевое колесо с регулировкой наклона. Опционально клиенты выбирали бортовой компьютер Trip-master, электронный круиз-контроль и другие дорогие фишки.
Дополнительно можно было выбрать пакет Biarritz с эксклюзивным сочетанием наилучшей кожи и ценных пород дерева в отделке.
Buick Riviera (1979-1985)
Благодаря переднему приводу, полностью независимой подвеске и опциональному двигателю с турбонаддувом уменьшенная версия Buick Riviera 1979–1985 годов стала огромным шагом вперёд в техническом плане. Турбодвигатель Buick V6 стал мощнее традиционного 5,7-литрового Olds V8, при этом считался достаточно надёжным.
В начале 80-х годов размеры люксовых автомобилей на североамериканском рынке стали уменьшаться до параметров среднего класса, производительность двигателей падала в угоду топливной экономичности при этом цена у дилеров росла (так в 1986 году по сравнению с 1979-м продажи купе Eldorado упали на 72 %, а цена выросла с 14240$ до 24250$). Всё это привело не только к упадку и исчезновению класса личных люксовых купе, но и к трансформации и закрытию многих культовых автомобильных марок в целом, оставив большое историческое наследие Personal Luxury Cars.
А все фото взяты из интернета, где они лежат в свободном доступе.
Всем мира, добра и что-нибудь из классики в гараж!