Поселок Ермилово и одноименная остановка на Большой Приморке расположены довольно далеко от Питера, тихое укромное место. Пригородный поезд здесь ходит два раза в сутки в обоих направлениях. Путь сюда труден но возможен. Для начала нужно попасть на Финляндский вокзал и сесть на любую из трёх первых электричек Выборгского направления, с таким расчетом чтобы приехать на ст.Зеленогорск около 8.00 Дело в том что именно от Зеленогорска в 8.37 утра с низкой платформы, уходит Рельсовый автобус (Ра 2; Ра 3) до ст.Выборг. Именно он нам и нужен. Он следует по Большой Приморке. В Ермилово вы прибудет через полтора часа в10.09. На прохождение маршрута длиной в 8-9км у вас будет почти 8 часов. Обратный поезд проходит в 18.57. На сей раз пересадок делать не нужно Ра2 едет до Питера.
Есть конечно и альтернативный вариант, правда ТОЛЬКО в выходные дни и только в летний период. Он полностью беспересадочный, но времени на осмотр достопримечательностей будет всего около 4х часов. Дело в том что по выходным летом ходит дополнительно для дачников поезд. Санкт-Петербург -Советский. Он представляет собой обычную электричку, как правило старого образца, которую в Зеленогорске цепляют к тепловоза М-62. Отправляется такой электропоезд с Финляндского вокзала в 9.46. В Ермилово прибывает спустя три часа. В 12.44. Впрочем если есть желание можно и с ночёвкой съездить . И провести ночь в палатке на берегу финского залива.
Но вернёмся к маршруту . На скриншоте он зелёный.
Сойдя с поезда, движемся через проход в ограждении перпендикулярно путям и пройдя мимо шумозащитного экрана сворачиваем налево, и идём по ней до слияния с шоссе за переездом.
Свернув направо через пару сотен метров выходим к перекрёстку и сворачиваем направо и идём до Приморского шоссе. По дороге мы проходим автобусную остановку, откуда ходит автобус до Выборга (расписание есть в интернете ),а также небольшой продуктовый магазин Надежда. Если вы что-то забыли взять в поход из питья, тут можно приобрести. Кстати, готовясь к походу, я продолжил маршрут по карте, но увы.
Лесные тропы,которыми предлагал выйти к Приморскому шоссе навигатор в натуре отсутствовали, заросли. Понастроили новых дачных участков. Поэтому пришлось идти по дороге.
Затарившись в магазине идём дальше до Приморского шоссе. Тут наш маршрут лежит налево, по Приморскому шоссе, но я рекомендую сначала свернуть направо и дойти до моста через реку Ермиловку (бывш.Humaljoki) рядом с мостом находится финский верстовой столб.
Возвращаемся к перекрёстку и идём по Приморскому шоссе километр. Сначала идти вдоль шоссе легко и приятно, так как имеется тротуар, прада не долго. Чтобы не заблудиться лучше идти по навигатору.
Наконец справа показалась тропа к заливу.
Сворачиваем направо на тропу. Через пару сотен метров подходим к доту H-1. Этому доту досталось. О конструкции говорить сложно, поскольку он полностью уничтожен взрывом.
Небольшая историческая справка.
Укрепленный район Хумал-йоки возведен здесь в начале 1920-х гг. для прикрытия шоссейной и железной дороги. Четыре небольшие огневые точки, рассчитанные на один пулемет каждая, построены на стратегических направлениях - два ДОТа прикрывают железную дорогу, два ДОТа - Приморское шоссе. Южнее ДОТов у шоссе также построено противотанковое заграждение из четырёх рядов каменных надолбов. Укрепрайон расположен юго-восточнее и северо-восточнее деревни Хумал-йоки (ныне Ермилово).
ДОТ H2, H3, H4 - однотипные, с двумя входами, небольшим помещением для отдыха личного состава и казематом для пулемета Максим. О ДОТе H1 судить на сегодняшний день сложно, так как он полностью уничтожен взрывом. В ДОТах отсутствовало такое оборудования, как фильтровентиляционная установка, печь, колодец, водопровод - всего того, что характерно для ДОТ "Линии Маннергейма" более поздних периодов постройки.
Наконец подходим к руинам дота. Листайте галерею.
После дота Продолжаем прогулку вдоль залива. Идём по треку до линии надолбов. Неподалеку есть хорошая стоянка, где можно устроить привал и перекусить .
Рядом с полянкой походит линия "Зубов Дракона" спускающаяся к самой воде залива.
После перекуса и отдыха возвращаемся назад, так как дорогу преграждает приличной ширины речушка или канава.
Вернувшись к шоссе, переходим на другую сторону дороги и видим у дороги дот Н-2.
Он тоже подорван,но не очень сильно. Человек небольшой комплекции или подросток сможет пролезть внутрь через левый вход. Мне к сожалению с моей крупной комплекцией это не удалось, но в интернете я читал отчёты о путешествии сюда и о том что подростки и некрупного телосложения люди проникали внутрь. Осмотрев до со всех сторон, по лесной тропинке идём дальше параллельно шоссе. Через 200м на карте указан какой то объект связанный с Зимней войной
Я сначала ничего не нашел, но потом мне попалась круглая яма, стены которой выложены камнем. А рядом небольшие квадратные ямы. Возможно это были стрелковые позиции, а возможно нет. Спускаемся на шоссе и идём дальше. Вскоре на плавном изгибе шоссе слева увидим выходящую к шоссе ещё одну линию надолбов.
Идём дальше. И наконец сворачиваем налево на проселочную дорогу. Кстати на карте показана и ещё одна лесная тропа, которая соединяется с дорогой на которую мы сейчас свернули. Навигатор полагает что там можно пройти..... Ну что сказать, я то конечно прошел.... Но в общем ... смотрите сами на фото. Листайте галерею.
Через пару сотен метров дорога пересекает остатки ж/д пути, заброшенного много лет назад. Слева остатки насыпи идут вровень с шоссе а справа насыпь частично срыта а деревянные шпалы брошены в песчаном балласте. Путь разобран наверное в начале нулевых. Начинается он от бывшего завода ЖБИ и тянется к берегу озера Высокинское где сейчас расположена судя по карте "Территория промышленной площадки ОАО"Приморский НЦТ РКК "Энергия".
Листаем галерею.
Дальше идём пару километров по песчаной дороге через вырубки, дорога потихоньку превращается в лесную и даже полевую.
И вот наконец на поляне слева от дороги которая еле видна, в зарослях видим ещё один фрагмент противотанковых надолбов ("Talvisota").
Продолжаем двигаться по теперь уже полевой дороге.
И вот мы входим в лес. Судя по карте дорога скоро закончится . Так оно и есть. Но нам до конца и не надо. Смотрим на навигаторе, когда вы подойдёте к изгибу дороги. Дорога чуть повернув влево ныряет вниз. Но нам туда не надо. Нам нужно направо к железной дороге. До нее всего ничего метров 70.
Лес тут приятный сосновый. Пройти не составит труда. Пересекаем противопожарную канаву и просеку, и вот перед нами железная дорога.
Ищем в стройном ряду ёлок прогал и спускаемся на полотно. Нам нужно налево.
По шпалам идти недалеко, метров 600-800 приблизительно.
По пути вам попадется светофор и интересная конструкция на пути. Светофор проходной, а планки это устройство контроля нижнего габарита УКСПС. Суть его в кратце такая. Если у подвижного состава что то внизу отвалилось, и волочится по середине колеи,то пока поезд движется по прямому пути большой беды нет. Но вот на станциях, где есть стрелочные переводы это уже грозит серьезными последствиями. Вот поэтому такие устройства ставят на подходах к станциям. когда волочащаяся деталь сшибает планку, на пульт дежурной по станции и в кабину машиниста поступает поступает сигнал тревоги, Поезд останавливается и устраняется неисправность.
И вот слева по ходу становится виден до Н-3. Поднимаемся. Осматриваем. Этому доту, как и его собрату на другой стороне железной дороги повезло. Советские саперы поленились тащить сюда взрывчатку. Как уже говорилось выше доты постройки 1920года одноамбразурные.
Хумалъйоки. ДОТ Н-3. Бетонированная пулеметная огневая точка фронтального огня.
Построена летом 1920 года по проекту французского военного инженера майора Ж.Ж. Гросс-Куасси.
Узел обороны «Хумалъйоки» входил в состав Главной оборонительной полосы (линии Энкеля) финской армии. Он располагался северо-восточнее деревни Хумалйоки [ныне п. Ермилово] и включал в себя четыре типовых пулеметных одноамбразурных ДОТа фронтального огня, прикрывавших железную дорогу и береговое шоссе.
К началу советско-финляндской войны 1939-1940 гг. эти сооружения безнадежно устарели, поэтому после прорыва линии Маннергейма возле деревни Сумма весь западный рубеж обороны был оставлен.
Дот Н-3. Листаем галерею.
Осмотрев дот спускаемся на путь. Его собрат Н-4 находится по диагонали, чуть подальше от пути и с дороги его не видно. Ориентир две огромные сосны. Они выросли на его крыше. Чтобы пробраться к не нужно перешагнуть небольшую канаву и преодолеть заросли молодняка. Дот однотипный с Н-3. Отличие в том что он находится в более низком месте , просел и немного затоплен. Поэтому для энтузиастов говорю- нужно одеть сапоги, чтобы зайти в него.
Листаем галерею. шесть фото
Итак все объекты осмотрены, пора возвращаться на станцию. До станции около двух с половиной километров. Сначала идём по шпалам или сбоку по старой насыпи. Пройдя около 700-800м можно увидеть справа дорогу и будет проглядываться тропинка вниз к дороге. Спустившись к дороге продолжаем идти к станции. Дорога выходит к переезду и перейдя пути через переезд сворачиваете направо на песчаную дорогу, которая через пару сотен метров выйдет на асфальтовую дорогу вдоль станции. По ней вы шли в начале путешествия. Вот и пришли на станцию.. Вскоре Рельсовый автобус увезет вас нагулявшихся домой. P.S. Маршрут абсолютно реально пройти за день. Я проходил его в рамках путешествия по линии Маннергейма, и у меня за плечами был большой рюкзак и шел я не очень быстро и все равно около 14.00 я был уже у дотов. А обратный поезд 18:57. Ну а автор переночевав рядом с домом Н-3 на следующее утро отправился дальше. По плану ночёвка у погребов деревни Кайпиала, переход и изучение укрепрайона и деревни Дарья и оттуда домой. Но как говорится хочешь насмешить бога, расскажи о своих планах ... Но об этом позже.
Как обычно выкладываю трек:
Ермилово Прогулка.gpx
https://disk.yandex.ru/d/5OYeJ7IIaLosIQ
Трек создан в навигаторе Osm and. Которым я пользуюсь наравне с Органик мап. В отличие от первого Оsm в обычном магазине приложений нет. Но его можно скачать у меня. Файл можно получить по ссылке:
Файл можно получить по ссылке:
OsmAnd+ 4.2.7 (net.osmand.plus).apk
https://disk.yandex.ru/d/ta7PTYQaPtMxAg
До новых встреч на лесных дорогах.