Девелопмент – это уникальный бизнес, который управляется командой. Именно команда формирует продукт, принимает решения относительно его реализации, несет ответственность за результат. Люди – это лицо бренда, лицо компании – перед клиентами, подрядчиками, партнерами. Что лежит в основе «человечного девелопмента»? Как собрать классную команду? И каких принципов придерживаться в работе с сотрудниками? Делюсь своими мыслями
Принцип №1. Собирать людей, близких по духу
Девелоперский бизнес – это работа вдолгую. Очень важно работать с близкими по духу людьми, разделяющими твои ценности. На мой взгляд, построить крепкие и доверительные отношения с клиентами, подрядчиками, партнерами, сформировать репутацию надежного девелопера можно только с командой, в которой каждый человек понимает: он – лицо компании, он отвечает за общий результат.
Для меня как руководителя важны такие характеристики команды:
- Профессионализм
Костяк специалистов «ВСС Дом» уже прошел определенный путь в малоэтажном девелопменте, есть определенные достижения. От проекта к проекту сотрудники наращивают опыт, экспертизу, профессионализм. Когда человек растет в своем направлении. развивается внутри компании, он и решения принимает по-другому, и работает иначе – не позволит себе выполнять задачи для галочки или спустя рукава.
- Ответственность
У нас в команде очень развита личная ответственность. Сотрудник имеет право принимать решения – но он и отвечает за них. При этом я как руководитель всегда даю право на ошибку. Если за любой промах жестко наказывать, люди в какой-то момент просто начинают бояться делать что-либо.
- Вовлеченность
Команда «ВСС Дом» погружена во все проекты, активно в них участвует. Я как руководитель развиваю эту вовлеченность: всякий раз, когда ставлю человеку задачу, «расшиваю» ее, объясняю, зачем это нужно. Не «Быстро сделай аналитическую справку, надо срочно, к двум часам», а «Сегодня в два будут переговоры, надо подготовить ребят, обеспечить информацией, нужна аналитическая справка». Есть разница, согласитесь? Человек понимает, что он делает, зачем, для кого. Появляется смысл делания, осознание своей ценности. Он не просто винтик в системе, его работа важна. При таком подходе члены команды начинают активнее проявлять инициативу, предлагать свои идеи.
- Работоспособность
В нашей команде все любят трудиться. Проекты большие, а коллектив маленький – все друг другу помогают. Нет четких границ: «это мое, а это твое», работают не должностные инструкции, а «право обычая». У нас принято делать свою работу хорошо и с удовольствием. Надо выполнить задачу – все включились, помогли, сделали. Уровень самоорганизации внутри команды – очень высокий. Лентяи в нашем коллективе просто не приживаются.
- Общие ценности
Каким бы ответственным, работоспособным, опытным ни был сотрудник, он должен подойти команде с точки зрения ценностей – профессиональных, человеческих. Условно говоря, есть классный продажник, готовый продать любой ценой, пообещать несбыточное – лишь бы выйти на сделку. Это не наш сценарий, такой специалист в нашей команде не задержится. Мы работаем не на быстрый результат, а вдолгую. Репутация, доверие людей для нас – главное.
Принцип №2. Создавать правильную атмосферу
На работе мы проводим большую часть своей жизни – даже больше времени, чем дома. Важно, чтобы эта деятельность приносила удовольствие, удовлетворение, радость. Чтобы людям нравилось создавать классные продукты, взаимодействовать друг с другом. Когда человек делает то, что любит, он пытается выполнять свою работу всё лучше и лучше. Результат получается совершенно другой.
Как этого добиться? Созданием правильной – созидательной, дружелюбной – атмосферы. Это положительно сказывается не только на работе коллектива, но и на внешних коммуникациях. Мы все так или иначе взаимодействуем с внешним контуром: маркетинг и продажи – с клиентами, инженеры – с подрядчиками. Если руководитель с утра наорал на маркетологов, те при очередном вбросе в социальных сетях тоже ответят нервно. Если же обстановка внутри спокойная, если все относятся друг к другу с уважением, то и вовне транслируется то же самое. Твои люди начинают вести себя с клиентами, партнерами так же, как ты ведешь себя с ними.
Когда продукт создается в комфортной обстановке, с радостью и удовольствием, он получается совсем другого качества и содержания. Сотрудники счастливы – и они стремятся этим счастьем поделиться, сделать для других хорошо. В девелопменте это особенно важно: от наших решений зависит комфорт и качество жизни других людей. Степень ответственности высокая. Наш покупатель возьмет ипотеку и 20-30 лет будет платить за то, что мы придумали. Важно, чтобы в момент создания девелоперского продукта каждый член команды руководствовался правильными мотивами – прорабатывал решения так, чтобы клиенту было максимально удобно, а не с позиции: «Да он все равно купит, куда он денется».
Принцип №3. Вовлекать в создание продукта всех
Вся наша команда гордится своими проектами – и сделанными, и теми, что находятся в работе. Почему? Потому что все участвуют в создании продукта, групповых обсуждениях, предлагают свои идеи, у всех есть право голоса. Не так, что архитектор принес чертеж – инженер по нему построил, а потом пришли к продажникам и маркетологам: «Продвигайте, продавайте, вы же профессионалы». У нас все службы участвуют в обсуждении продукта с самого первого этапа – идеи, концепции.
Ведь продукт – это не только то, что мы построили. Наши коммуникации с клиентами, с подрядчиками, маркетинговые мероприятия, работа гарантийной службы и т. д. – все это тоже продукт. Люди сейчас не готовы покупать кирпичные коробки. Они смотрят шире, их интересует каждый аспект.
Клиенты становятся более вдумчивыми, избирательными. Они ценят открытость, честность. Не красивые картинки и несбыточные обещания, а готовность девелопера объяснить свои решения, показать, какая работа команды за ними стоит. Это и формирует доверие. Это и есть «человечный» девелопмент.