Найти в Дзене

Бегство Иакова от Лавана - детали, на которые стоит обратить внимание.

Данная статья - небольшой аналитический обзор на 31-ую главу книги Бытие. Рекомендуется внимательно перечитать эту главу, чтобы быть в теме. Обстоятельства жизни Иакова складывались так, что дальнейшее его пребывание в доме Лавана могло обернуться для него бедой, поскольку вместе с состоянием Иакова росло и недовольство тестя: “и этот человек (Иаков) весьма и весьма распространился, и было у него множество мелкого скота, служанки и слуги, верблюды и ослы. И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня” (Быт.30:43,31:2). И сказал Бог Иакову: "возвратись в страну отцов твоих, на родину твою, а Я буду с тобой" (Бран'92 Быт.31:3). Это повеление он получил во сне (Быт.31:10-13). Помимо повеления возвратиться к себе на родину, Иакову дано было и откровение о том, что стада мелкого скота, которые ему удалось сформировать и приумножить, были результатом Божьего чуда, в то время, как у Лавана Господь, напротив, отнял благословение за его нечестность. "Бог
Оглавление

Данная статья - небольшой аналитический обзор на 31-ую главу книги Бытие. Рекомендуется внимательно перечитать эту главу, чтобы быть в теме.

Обстоятельства жизни Иакова складывались так, что дальнейшее его пребывание в доме Лавана могло обернуться для него бедой, поскольку вместе с состоянием Иакова росло и недовольство тестя: “и этот человек (Иаков) весьма и весьма распространился, и было у него множество мелкого скота, служанки и слуги, верблюды и ослы. И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня” (Быт.30:43,31:2).

И сказал Бог Иакову: "возвратись в страну отцов твоих, на родину твою, а Я буду с тобой" (Бран'92 Быт.31:3). Это повеление он получил во сне (Быт.31:10-13).

Помимо повеления возвратиться к себе на родину, Иакову дано было и откровение о том, что стада мелкого скота, которые ему удалось сформировать и приумножить, были результатом Божьего чуда, в то время, как у Лавана Господь, напротив, отнял благословение за его нечестность.

"Бог забрал скот у вашего отца, и отдал мне" (РОБ'18 Бы.31:9) - этот вывод, основанный на полученном во сне, откровении, Иаков озвучил Лии и Рахиль.

Женщины подтвердили вывод Иакова, дополнив его тем фактом, что не только с Иаковом, Лаван обошёлся бесчестно, но и с ними, со своими дочерьми он поступил не по отцовски: “не за чужих ли он нас почитает? Ибо он продал нас, и серебро наше съел” (MAK Быт.31:15).

Потому и всё богатство, которое Бог забрал у нашего отца, принадлежит нам и нашим детям. Делай всё, что Бог сказал тебе” (РОБ'18 Быт.31:16).

Вышеописанный эпизод, в котором семья Иакова принимает решение уйти от Лавана, в целом, понятен. Единственное место, которое может вызвать вопросы - это фраза: “он продал нас, и серебро наше съел”.

Что дочери Лавана подразумевают под словами “он продал нас”, и о каком серебре они говорят?

Претензия Лии и Рахиль.

Итак, дочери задают риторический вопрос: “не за чужих ли он нас почитает?”, который подразумевает положительный ответ: “да, Лаван обошёлся со своими дочерьми не как с родными людьми, а как с чужими”.

Тут же они поясняют причину, а точнее, 2-е взаимосвязанные причины, которые позволяют им так говорить: 1) “ибо он продал нас”, 2) “полностью съел наши деньги”.

Очевидно, под фразой “он продал нас” сёстры подразумевают вено (выкуп) - материальная компенсация, которую выплачивает жених за невесту. На протяжении 14-ти лет Иаков отрабатывал этот выкуп (“я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих" Быт.31:41).

Mohar.

Что такое выкуп (на иврите - mohar)?

— это материальная выплата: деньги (Исх.22:17), золотые/серебряные вещи и одежда (Быт.24:10,53), служба (конвертируемая в доход) (Быт.29:18,27) или даже подвиг (1Цар.18:52).

— это не строго фиксированная сумма (Быт.34:12; Быт.24:10,53, 1Цар.18:52), хотя в особом случае (внебрачная сексуальная связь) в народе Израильском была установлена цена в 50 шекелей.

Кто получал mohar?

— Выкуп Иакова был передан Лавану, отцу Лии и Рахиль. То же самое мы читаем во Втор.22:29. Однако, из упрёка дочерей: “он продал нас, и серебро НАШЕ съел”,- видно, что они претендуют на этот выкуп (Быт.31:15).

Почему дочери Лавана претендуют на mohar?

— Известно, что традиция выплачивать вено за невесту была распространена в древнем Ближнем востоке. Одной из очевидных причин, для чего был придуман mohar - это удостовериться в способности жениха обеспечить будущую семью. Кроме того mohar мог конвертироваться в ПРИДАНОЕ. И это, собственно, то, на что дочери Лавана могли законно рассчитывать. Таким образом, выкуп, выплачиваемый женихом и приданое, выделяемое отцом невесты имели ВЗАИМОСВЯЗЬ. Поэтому Лия и Рахиль, жалуясь на отсутствие приданого (“разве есть еще у нас доля и наследие в доме нашего отца?” (SHIF Быт.31:14), связывают его с выкупом Иакова (“он [отец] продал нас, и серебро наше съел” (MAK Быт.31:15).

Конечно, отец, выделяя приданое дочери, не ограничивался только лишь выкупом жениха,- он мог выделить приданое в любой форме (земля - 3Цар.9:16, Суд.1:14,15) и любого размера. Но, если в семье невесты не было возможности обеспечить дочь приданым, то mohar жениха или хотя бы часть от него - это, по крайней мере, тот минимум, на который могли рассчитывать дочери.

Фраза “серебро наше съел”, очевидно, означает, что прибыль, полученная Лаваном от службы Иакова,- была присвоена им и использована не для приданого. Отсюда и негативное восприятие самого выкупа - поскольку Лаван использовал mohar Иакова, как обычную прибыль, получается он просто продал их. В этом вся суть упрёка его дочерей, которые не видят в таком отношении к ним отцовской любви: “не за чужих ли он нас почитает?”.

Бегство.

Иаков со своей семьёй покидают дом Лавана, не сказав ему ничего. Они воспользовался моментом, когда Лаван отсутствовал (ушёл стричь скот (Быт.31:19,20)). Причину, по которой Иаков так поступил, он позже озвучит самому Лавану, когда тот нагонит его у Галаадских гор: "я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих." (Быт.31:31). И здесь не совсем понятно, почему Иаков так говорит, ведь он женат уже двадцать лет. На каких основаниях Лаван мог бы отнять у него своих дочерей?

Но опасения Иакова отнюдь не беспочвенны,- в разговоре у Галаадских гор, Лаван говорит следующее: "Эти дочери — мои дочери, дети — мои дети, и стада — мои стада; всё, что ты видишь, — мое. Но что же я могу теперь сделать с моими дочерьми или с детьми, которых они родили?" (NRT'23 Быт.31:43). Лаван заявляет право собственности на всё, что есть у Иакова, включая его жён и детей, хотя и указывает затем на тот факт, что не может уже что-либо изменить. То есть Иаков на самом деле прав в своём упрёке: "если бы не был со мною Бог отца моего,.. ты бы теперь отпустил меня ни с чем." (Быт.31:42),- это не голословное обвинение, Лаван, действительно, так и поступил бы, то есть, отнял бы у Иакова, и его имущество, и его семью, будь у него такая возможность.

И сейчас, Лаван погнался за зятем вовсе не для того, чтобы с ним попрощаться,- его цель была вернуть Иакова и завладеть его состоянием. И единственная причина, из-за которой Лаван этого не сделал, это вмешательство Божье:И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого” (Быт.31:24). В контексте происходящего, Божье предупреждение означает только одно - Лаван не должен был силой возвращать Иакова или сманивать его лестными обещаниями. Слова самого Лавана подтверждают это: "Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого" (Быт 31:29).

Итак, мы выяснили, что отношение Лавана к Иакову было настолько негативным, что Лаван готов был силой заставить зятя вернуться и забрать у него всё, поскольку считал всё его имение своим.

Но почему Лаван считает своим всё, что Иаков приобрёл честным трудом?

Кризис взаимоотношений.

Ответ очевиден: потому что Лаван расценивает труд Иакова, как обман (этому вопросу посвящена отдельная статья). Вкратце поясню, что Лаван не получил ожидаемой прибыли от работы Иакова, так как Бог не благословлял Лавана из-за его нечестности по отношению к зятю. Иаков же, напротив, богател и умножал своё состояние благодаря Божьей поддержке. И вся эта ситуация была истолкована Лаваном так, будто Иаков провернул аферу с его стадами, чтобы нажиться за его счёт.

Таким образом, всё становится понятно: Лаван считает Иакова обманщиком, который “завладел всем, что было у [Лавана],.. и из его собственности составил всё своё богатство”. (РОБ'18 Быт.31:1). И в своём мнении об Иакове он ещё больше укрепился, когда тот без предупреждения решил поспешно уйти, воспользовавшись отсутствием тестя. Поэтому Лаван и считает всё нажитое Иаковом не его, а своей собственностью. И с точки зрения Лавана, его действия по отношению к зятю оправданы.

Однако, по-прежнему непонятно при чём тут семья Иакова? Почему Лаван говорит о том, что семья Иакова также принадлежит ему, Лавану?

Статус Иакова в доме Лавана.

Здесь прежде всего стоит сказать, что дочери до замужества находились под юрисдикцией отца, как главы семейства. Но, когда они выходили замуж, то переходили под юрисдикцию мужа. Это правило являлось традиционным в патриархальной культуре ближнего востока тех времён. Поскольку Лаван претендует на своих дочерей и внуков, то очевидно, что в его понимании этот переход не состоялся. То есть Лаван не считает Иакова полноправным главой своей семьи.

Это, кстати, объясняет и то почему Лаван не дал дочерям приданое.

Тогда встаёт вопрос: почему Лаван не считал Иакова полноправным главой его собственной семьи?

Иаков, его жёны и дети продолжали жить в доме Лавана и фактически находились в зависимом положении от него. Статус Лавана, как главы в своём доме распространялся на всех, кто в его доме жил, даже несмотря на то, что формально его дочери уже были замужем. Эти особенности древней ближневосточной культуры подтверждается археологическими данными, и видны также из текста Писания: руководящая роль Лавана прослеживается на протяжении всего повествования, начиная с женитьбы Иакова и заканчивая обыском его имущества. От него, Лавана, зависит принятие всех решений касательно его дочерей и службы зятя.

И Иаков признаёт главенствующую роль тестя,- после 14-ти лет службы на него, Иаков просит: "ОТПУСТИ меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; ОТДАЙ жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе." (Быт.30:25-26). Несмотря на то, что Иаков уже отработал вено, он должен получить одобрение/благословение Лавана, от которого зависит его благополучный уход. Но, как мы знаем, Лаван вместо того, чтобы отпустить Иакова, предложил ему остаться и продолжить работу за зарплату. На что Иаков согласился, и статус его семьи, фактически, не изменился, поскольку они продолжали жить в доме Лавана.

В итоге произошло то, что произошло: отношение Лавана к Иакову в корне поменялось. Ни о каком благословении тестя уже не могло быть и речи, и дальнейшее пребывание в его доме сулило только ещё большие проблемы: семья Иакова могла стать заложниками ситуации, если Лаван потребует от Иакова возмещения ущерба. Это своё опасение Иаков и высказывает, говоря: "я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих" (Быт.31:31). И, получив от Бога подтверждение того, что ему следует покинуть дом Лавана, Иаков решает бежать, ничего ему не сказав.

Но нужно ли было бежать?

Конечно, Иакову нужно было расстаться с Лаваном, но вопрос: как это следовало сделать? Давал ли Бог указание Иакову о том, чтобы это был тайный побег? Нет, Божье повеление звучало так: "возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою." (Быт.31:3). Решение уйти от Лавана ТАЙНО не было продиктовано Богом, такое решение было принято самим Иаковом.

Последствия бегства.

ВО-ПЕРВЫХ, этот поступок ничем не помог Иакову,- неприятного разговора с Лаваном избежать всё равно не удалось.

ВО-ВТОРЫХ, бегство Иакова ещё больше усугубило его репутацию и отношение к нему Лавана, который уже был готов даже применить силу. Этим поступком Иаков ещё больше укрепил подозрения тестя в отношении его честности: Лаван и его сыновья итак считали Иакова обманщиком, а тут ещё он взял и бежал из их дома, никому ничего не сказав.

В-ТРЕТЬИХ, решение о тайном бегстве явно не свидетельствует о вере и достоинстве того, кто исповедует истинного Бога. Иаков боялся Лавана (Быт.31:31), а страх не является плодом веры.

В-ЧЕТВЁРТЫХ, эти неоднозначные действия спровоцировали Рахиль на кражу идолов. Безусловно, Рахиль сама ответственна за этот поступок, но если бы уход Иакова не был тайным, маловероятно то, что она бы его совершила.

Конечно, Бог не оставляет Своих детей, когда те проявляют слабость и недостаток веры. И в этом есть “богатство благодати” Божьей к нам (Еф.2:7). Бог вмешался в происходящее, и спас Своего слугу от неминуемого бедствия, которое Иаков отчасти сам же на себя и навлёк.

Путь Иакова к совершенной вере не был быстрым и простым, как и путь народа Божьего вцелом. Ему ещё предстояло истинное покаяние и обращение, и важно то, что Иаков, несмотря на всё своё несовершенство, всё-таки следовал за Богом к этому важному моменту своей жизни.

Однако, вопросы, касающиеся обстоятельств бегства Иакова от Лавана на этом не заканчиваются. И далее мне хотелось бы рассмотреть поступок Рахили: что из себя представляли идолы, которых она украла, и почему она это сделала? Об это в следующей статье.