Найти в Дзене
Плёнки и винил

Как белогвардейцы изобрели русские комиксы с мистикой, убийствами и Пушкиным

Довелось недавно почитать любопытное издание: трёхтомник комиксов, которые выпускались в 30-40-е годы в Белграде эмигрантами из России, не принявшими советской власти. Это великолепно нарисованные истории, которые выглядят как альтернативная русская поп-культура. В 1920 году в Сербии оказались тысячи россиян, искавших здесь спасения от советской власти. Многие были участниками и Первой мировой, и Гражданской войн, офицеры, интеллигенция, бывшие преподаватели, учёные, люди искусства... История русско-сербских комиксов началась с Юрия Лобачёва, которого в Белграде знали как Джорджа Стрипа. Сын российского консула, он неожиданно для всех стал автором первого югославского графического романа «Кровавое наследство». Он произвёл фурор. На волне успеха вскоре появился и журнал «Стрип», целиком посвящённый комиксам и возглавляемый ещё одним русским эмигрантом Анатолием Прицкером. Тогда всё и закрутилось: издатели почувствовали, что рождается новая индустрия. В игру вошёл предприимчивый Алексан
Оглавление

Довелось недавно почитать любопытное издание: трёхтомник комиксов, которые выпускались в 30-40-е годы в Белграде эмигрантами из России, не принявшими советской власти. Это великолепно нарисованные истории, которые выглядят как альтернативная русская поп-культура.

Белград, эмиграция и первая искра

В 1920 году в Сербии оказались тысячи россиян, искавших здесь спасения от советской власти. Многие были участниками и Первой мировой, и Гражданской войн, офицеры, интеллигенция, бывшие преподаватели, учёные, люди искусства...

История русско-сербских комиксов началась с Юрия Лобачёва, которого в Белграде знали как Джорджа Стрипа. Сын российского консула, он неожиданно для всех стал автором первого югославского графического романа «Кровавое наследство». Он произвёл фурор.

На волне успеха вскоре появился и журнал «Стрип», целиком посвящённый комиксам и возглавляемый ещё одним русским эмигрантом Анатолием Прицкером. Тогда всё и закрутилось: издатели почувствовали, что рождается новая индустрия. В игру вошёл предприимчивый Александр Ивкович, русский бизнесмен, который помог миру комиксов окончательно обрести форму.

-2

Фурор на Балканах: русские, которые придумали югославский комикс

За неполные 10 лет в Югославии выпущено более 4000 страниц комиксов и свыше 150 графических романов, создателями которых были в основном русские белоэмигранты, ветераны Гражданской войны. За рождение этого комикс-мира отвечал «Белградский круг художников»: небольшая, но яркая компания русских и сербских эмигрантов. Они работали почти как подпольная творческая лаборатория: рисовали, спорили, искали свой язык.

О многих из них мы знаем обидно мало: биографии рассыпаны по архивам, воспоминания – на уровне слухов и обрывков писем. Самым заметным из этого круга стал Константин Кузнецов – художник с судьбой, которая легко годится для фильма: эмиграция, взлёты, мистические совпадения, одержимость искусством. Его жизнь, рассказанная в рисунках, тоже раскрывается в трёхтомнике.

-3

Тонкость, стиль и сказанное между строк

При чтении впечатляет тончайшая чёрно-белая прорисовка и грамотные, насыщенные тексты (никаких «бац!» или «тарарам», только полные предложения). Материалом ряда комиксов была русская и зарубежная классика (сказки и повести Пушкина, Гоголя, Толстого, «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Граф Монте-Кристо»), биографии исторических деятелей (Степан Разин, Пётр Великий, Княжна Тараканова, Наполеон).

-4

Хорошо понимаю успех этих графических произведений у тогдашней публики: они сочетают простоту и наглядность изложения с познавательными задачами. В детстве я бы тоже зачитывался этими книжками.

Оригинальные произведения ещё увлекательнее: уже от названий «Охота за атомной тайной», «Ученик дьявола», «Барон вампир», «Знак смерти» по спине пробегает дрожь предчувствия тайн и приключений, и они не обманывают ожиданий.

Архивная охота и подвиг энтузиастов

История открытия и издания этих произведений тоже напоминает детектив: в конце третьего тома приведён (тоже рисованный) рассказ о том, как издатели гонялись по библиотекам и частным коллекциям за одной-единственной недостающей страницей мистического комикса «Графиня Марго», чтобы обрести её в последний момент самым неожиданным образом!

В 2017-м году после мытарств и сбора средств через краудфандинг в нижегородском издательстве «Чёрная сотня» вышел первый том зарубежных русских комиксов, а на 2027-й запланирован выпуск уже четвёртого.

Эти книги – не просто графические истории. Это память о людях, которые в чужой стране не потеряли фантазию и дар рассказа. Если вдруг увидите где-то русский комикс из Белграда, имейте в виду: вы держите в руках потерянный фрагмент русской культуры.

Вашему автору пригодится донат для вдохновения:

Плёнки и винил | Дзен