Как компания «Марвел» превратила кинематографический шедевр Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001» в серию комиксов и что из этого вышло
Почему фильм было трудно продолжать
«Одиссея» Кубрика – вещь штучная, создавать такие произведения на регулярной основе заведомо невозможно. Но, похоже, это не было очевидным для компании «Марвел», и спустя восемь лет после выхода фильма на экраны, в 1976 году её руководство решило предпринять выпуск комиксов по его образам, поручив эту работу одному из самых известных художников-комиксистов Джеку Кирби. Ведь по законам рынка любой успешный проект обрастает своими продолжениями: сериалами, комиксами, книгами…
Кубрик всегда был режиссёром, по которому можно было точно измерять температуру Голливуда. В то время, когда держалась мода на эпичные костюмные исторические драмы, он снял «Спартака». Главной фобией стала атомная война – и он поставил «Доктора Стрейнджлава». Только кино увлеклось темой молодёжного насилия – и он экранизировал «Заводной апельсин». Причём каждый раз это были далёкие от эпигонства картины, создающие узнаваемый стиль, который тут же принимались копировать другие не столь одарённые авторы.
«Космическая одиссея» по сценарию Артура Кларка была обречена стать такой же культовой работой. Полная недосказанности и величественной музыки, охватывающая космос и психоделию, человекообразных обезьян и разумные компьютеры, она заставляла рок-звёзд и интеллектуалов конца 60-х смотреть и пересматривать её в залах, полных табачного (и не только) дыма, и рассуждать на тему потаённых смыслов, скрытых в образе чёрного монолита.
Артур Кларк позднее сам вернулся к своему роману и написал несколько продолжений (второе из них было экранизировано в 1984-м с участием неожиданно серьёзного Савелия Крамарова, хотя сам Кубрик и был категорически против), но когда в 1976-м за перо и кисти взялся Джек Кирби, об этом ещё никому не было известно.
Что было не так с этими комиксами
В первых номерах Кирби переложил сюжетную линию фильма на язык графики, перебрасывая мостики во времени между первобытными временами и эпохой космических полётов.
Ещё познавательное на канале:
Кирби стремился максимально сохранить эстетику Кубрика, порой точно воспроизводя его кадры. Однако при просмотре работ художника сразу отмечаешь, что когда гипнотически замедленный темпоритм «Одиссеи» превращается в динамичные картинки комикса, магия рассеивается. События немногословного фильма наполняются диалогами и описаниями.
Закончив пересказ событий картины, Кирби стал рассказывать свои истории. И в выпусках тон повествования всё больше скатывается к типичным приключениям героев комиксов со всеми их «Бабац» и «Вуух». Кирби вводит своих персонажей: ребёнка «Новое Семя», робота «Мистера Машину», одновременно отказываясь от образа монолита, а также от такой бесполезной вещи, как логика сюжета.
Теперь гигантский ребёнок в духе супергероев наказывает злодеев разных эпох своим сияющим взглядом, обладающим сверхсилой.
Канал можно поддержать в наше нелёгкое время, переведя любую посильную сумму на Яндекс мани 410014962099161 или карту Сбербанка 2202 2001 3293 0056 И спасибо всем, кто это уже делает!
Можно сказать, что попытка переложить понятия элитарного кинематографа на язык массового искусства провалилась: издание комиксов прекратилось уже после 10-го выпуска, а Джек Кирби занялся придумыванием новых похождений Человека-машины уже без всякой оглядки на чужие произведения.