27 апреля 1960 года на свердловском аэродроме «Кольцово» самолёт Ил-18А выполнял тренировочный полёт по проверке лётных навыков пилота-инструктора Лобанова. На борту было 5 человек.
Проверяющей в этом тренировочном полёте была исполняющая обязанности командира 120-го свердловского авиаотряда, знаменитая советская лётчица Любовь Михайловна Уланова. Из биографии: после окончания в 1940 году лётного училища Уланова начала летать в Хабаровске. В годы войны, в качестве лётчика санитарной авиации, вывозила из фронтовых районов в тыл раненых. Затем, уже в мирное время, она продолжила заниматься любимым делом в гражданской авиации. Она стала первой в мире женщиной-пилотом турбовинтовых самолетов и первой советской женщиной-командиром турбовинтового лайнера Ил-18.
Также в состав экипажа входили штурман А. В. Загорский, бортмеханик И. И. Кузнецов и бортрадист И. М. Кормин.
В тот день, согласно заданию на тренировку, Лобанову необходимо было выполнить несколько заходов на посадку по различным посадочным системам «под шторками», то есть исключительно по приборам. В те времена, при отсутствии лётных тренажёров, для проверки техники пилотирования в сложных метеоусловиях кабины самолётов были оборудованы специальными шторками, похожими на современные рулонные шторы, которые опускались и закрывали обзор внешних наземных ориентиров для проверяемого, чтобы он пилотировал воздушное судно по приборам. При достижении лайнером на снижении высоты принятия решения проверяющий-инструктор поднимал шторку, и посадка самолёта осуществлялась уже при видимости полосы и наземных ориентиров.
Практически новый самолёт, на котором предстояла тренировка, с бортовым номером СССР-75648, был выпущен Московским машиностроительным заводом «Знамя труда» в 1958 году. Он год полетал в Ульяновском учебном центре гражданской авиации, а затем был переведён в Уральскую авиагруппу гражданского воздушного флота в Свердловск (ныне Екатеринбург). На описываемую дату лайнер налетал всего 390 часов.
Погода в Кольцово была типичной для уральской весны: небо затянуто кучево-дождевыми облаками с нижней границей 250 метров, видимость составляла 6 километров, дул умеренный северный ветер до 7 метров в секунду.
В точном соответствии с тренировочным заданием экипаж успешно выполнил четыре захода с двумя уходами на второй круг и последующими двумя посадками. Выполняя пятый заход, экипаж прошёл дальний (4000 метров до торца полосы) и ближний (1000 метров) приводы аэродрома точно по курсу и на глиссаде. При этом на высоте 100 метров, до пролёта ближнего привода, проверяющая Уланова подняла тренировочную шторку.
Оценив визуально положение воздушного судна как посадочное, проверяемый пилот Лобанов дал команду на довыпуск закрылков в посадочное положение (на 40°). Ближний привод был пройден на высоте 70-80 метров с приборной скоростью 260 км/ч и с установленной мощностью двигателей на 30% от максимальной. Всё шло штатно, когда, находясь в 30 метрах от земли, самолёт вдруг резко увеличил угол снижения, после чего сильно ударился передней стойкой шасси о бетон полосы.
После удара лайнер отскочил от бетона, а затем, поднявшись на 4-5 метров, пролетел 100 метров и вновь сильно приложился передней стойкой о полосу, при этом она частично разрушилась. Далее самолёт вновь отделился от полосы и взмыл вверх уже на 8-10 метров, после чего уже в третий раз врезался в полосу. Стойки шасси подломились, и авиалайнер заскользил по бетону «на брюхе», цепляя бетон работающими винтами. Ил-18 развернуло вправо и, почти под прямым углом, выбросило со взлётно-посадочной полосы.
Это случилось в 21:39 по местному времени. Возник пожар, в котором сгорели почти весь самолёт и двигатели. Погиб бортмеханик, остальные отделались лёгкими ранениями, ушибами и ожогами.
Надо было «правильно» назначить виновников этой трагедии. Не могли же привести к ней недостатки в самом четырёхдвигательном турбовинтовом детище прославленного советского авиаконструктора Ильюшина! И комиссия по расследованию пришла к напрашивающемуся выводу, что катастрофа произошла из-за ошибки в технике пилотирования, допущенной пилотом Лобановым при заходе на посадку в ночных условиях. По мнению комиссии, он подвёл самолёт к взлётно-посадочной полосе на недопустимо малой высоте при большой посадочной скорости и запоздало стал его выравнивать. А затем он начал совершать неправильные и неоправданно резкие движения штурвальной колонкой для исправления допущенных ошибок, что и вызвало прогрессирующее «козление» лайнера.
Среди сопутствующих причин были названы установка в двух предыдущих посадках режима работы внутренних двигателей № 2 и № 3 на ноль до касания полосы. То есть посадка производилась на двух двигателях. Сюда же «в кучу» добавили и загрузку заднего багажника балластом весом 600 килограммов вместо установленных 1000, что привело к возникновению предельно допустимой передней центровки. При этом отметим, что при полётах Ил-18 без пассажиров загрузка балласта в задний багажник необходима для центровки самолёта, а в данном полёте центровка не выходила за установленные ограничения.
Но если уж была установка «валить на экипаж», то досталось и инструктору Улановой за, как было указано в акте, её «пассивное поведение». При том что определения термина «пассивное поведение» не было ни в одном действующем руководящем документе гражданской авиации. Красивый и, как казалось членам комиссии, обличающий ярлык «пассивное поведение» был этой же комиссией и придуман.
Ну, валить так валить по-настоящему, и в итоговый отчёт попали и упоминания о малом налёте, с длительными перерывами, пилота Лобанова на Ил-18 и его ранний допуск к работе инструктором. При этом комиссия не стала уточнять, что лайнеры Ил-18 стали осваиваться свердловскими авиаторами только в 1959 году и на них просто никто не успел получить достаточного налёта. И что пилот Лобанов был допущен к инструкторской работе на Ил-18 после многолетней безупречной работы в качестве командира-инструктора самолёта Ил-12.
Комиссия проигнорировала объяснения членов экипажа разбившегося Ил-18 о том, что в облаках наблюдалось обледенение, а при выравнивании самолёта перед посадкой неожиданно потребовались чрезмерные управляющие воздействия на штурвалы обоих пилотов. Казалось бы, все точки в расследовании расставлены, ярлыки навешены, виновные назначены.
Но упорная лётчица Уланова не смогла смириться с такой несправедливой оценкой работы своего экипажа. Она упорно продолжала добиваться правды. И время всё расставило на свои места.
Спустя 8 месяцев, 26 декабря, близ Ульяновска разбился такой же Ил-18А, который также выполнял тренировочный полёт. По результатам изучения причин обеих катастроф стало понятно, что произошли они из-за конструктивного недостатка самолёта Ил-18, допущенного при его проектировании - малого запаса руля высоты. Иными словами, на Ил-18 угол отклонения руля высоты для управления тангажом был конструктивно ограничен и не позволял в подобных ситуациях эффективно управлять лайнером.
Также были допущены ошибки в Руководстве по лётной эксплуатации самолёта Ил-18 относительно разрешённого угла выпуска закрылков при обледенении. В этих условиях, при выпуске закрылков на угол 40° на стабилизаторе происходил срыв потока, а запаса руля высоты не хватало для вывода лайнера из пикирования.
В итоге с экипажа Улановой необоснованные обвинения были сняты. С 1962 года она работала в Латвийском управлении гражданской авиации пилотом-инструктором, командиром эскадрильи (Ил-18, Ту-134), где создала женский экипаж Ил-18. Уланова установила ряд мировых рекордов. В том числе рекорд дальности: в октябре 1967 года экипаж под её руководством впервые в истории авиации СССР совершил на самолёте Ил-18Д беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Магадан расстоянием 6270 км за 10 часов 17 минут.
15 октября 1967 года под её руководством был установлен мировой рекорд дальности полёта для женских экипажей по кратчайшей линии между двумя точками земного шара. Из Симферополя на Сахалин экипаж преодолел расстояние в 7761,95 км за 12 часов 12 минут. 5 июня 1969 года Ил-18 под её руководством установил рекорд высоты - 13 513 метров.
Понравилась статья? Ставь лайк, подписывайся, пиши комментарий, это поможет в её продвижении. Заранее спасибо от всей команды!
Ещё одна катастрофа во время тренировочного полёта: