Найти в Дзене
Записки репетитора

Что такое обучение служением

Тут многие интересовались, что это такое. Дочь моя изучает этот предмет уже третий месяц, поэтому предоставлю слово ей. И на всякий случай: все упоминания не совсем стандартных людей связаны с повествованием, потому что предмет связан и с ними в том числе. Никто никого не обижает, не презирает и т.п. И не пытается. Поэтому за выдумки в эту сторону буду банить сразу и без предупреждения. *** - Как вы можете сидеть в телефонах, когда мы ГОВОРИМ О ЦЕННОСТЯХ? ... Чтобы заинтересовать учащихся новым для них предметом, согласно педагогике, стОит в начале первой лекции задать им вопрос с неочевидным ответом, такой, чтобы они захотели узнать на него ответ. И пообещать, что ответ они узнают в течение вашего курса. - Вы знаете, как правильно заниматься благотворительностью? Нет, перечислить деньги фонду - это неправильно. А как правильно, вы научитесь в ходе "обучения служением". Итак, обучение служением. У кого-то оно вызывает ассоциации с религией. У кого-то - с БДСМ. Но одно другого не исключ

Тут многие интересовались, что это такое. Дочь моя изучает этот предмет уже третий месяц, поэтому предоставлю слово ей.

И на всякий случай: все упоминания не совсем стандартных людей связаны с повествованием, потому что предмет связан и с ними в том числе. Никто никого не обижает, не презирает и т.п. И не пытается. Поэтому за выдумки в эту сторону буду банить сразу и без предупреждения.

***

- Как вы можете сидеть в телефонах, когда мы ГОВОРИМ О ЦЕННОСТЯХ?

...

Чтобы заинтересовать учащихся новым для них предметом, согласно педагогике, стОит в начале первой лекции задать им вопрос с неочевидным ответом, такой, чтобы они захотели узнать на него ответ. И пообещать, что ответ они узнают в течение вашего курса.

- Вы знаете, как правильно заниматься благотворительностью? Нет, перечислить деньги фонду - это неправильно. А как правильно, вы научитесь в ходе "обучения служением".

Итак, обучение служением. У кого-то оно вызывает ассоциации с религией. У кого-то - с БДСМ. Но одно другого не исключает.

А на самом деле это...предмет в вузе. ПО КОТОРОМУ МЫ СДАЕМ ЭКЗАМЕН.

Ну, очередная инициатива сверху, типа ОРГ, думаю я. Поскольку я считала, что это обязательно для всех, я подавила свои возмущения. А это не обязательно! Это наш вуз так отличился. И ещё парочка. Возмущения вернулись, поэтому вы вынуждены будете слушать их в этой статье, а по ходу прочтения, надеюсь, возмущаться сами.

Но начнем с начала. Что такое обучение служением?

Этому была посвящена первая наша лекция, во время которой и была сказана фраза в начале. Нам зачитали полностью указ президента о введении такого предмета. Объяснили, что без обучения служением мы такие специалисты, что не специалисты, и что обучение служением в разных формах существовало всегда, и оно очень важно. Привели определение слова «служение» из словаря Ожегова. Привели примеры из классической литературы, почему обучение служением важно. Поговорили о традиционных ценностях (куда же без них). Затем нам сообщили, что в США это называется service learning, что мы очень адекватно перевели как обучение служением, и что только благодаря обучению служением США сейчас сверхдержава, как этот метод там эффективен и все такое. Поэтому раз у США так, надо ввести это у нас. Очень соответствует традиционным ценностям и никак не является отравлением нашей культуры культурой гниющего запада. Все это нас заставили конспектировать, но поскольку я хотела спать, а не конспектировать (первая пара в понедельник, имейте совесть), точные цитаты я не приведу. Кроме самой первой. На ней я проснулась.

Собственно, в чем суть этого предмета? Студенты должны делать какую-то благотворительность, приносить пользу обществу и духовно просветляться при этом. К окончанию курса желательно открытие третьего глаза.

-2

Но вообще идея хорошая, кому-то нужна помощь - вот, студенты пришли, помогли. Правда, противоречит самому определению слова благотворительность и нивелирует ее смысл, но это мы опустим.

Но как она реализуется?

Отвечаю на вопрос, волнующий и читателей, и до определенного времени волновавший и нас - как правильно заниматься благотворительностью?

Чтобы правильно заниматься благотворительностью, вам нужно зайти на сайт добро РФ и только туда. Ведь всем известно, что тем, кто не публикуется на сайте добро РФ, помощь на самом деле не нужна. Затем выбрать одну из заявок, выложенных на сайте. Что на сайте делает сбор денег, я не знаю, ведь это же неправильно. А правильно - найти какую-нибудь заявку и сделать ✨ Социальный проект ✨.

Как правильно делать проекты, нас учат на отдельном предмете, о котором я тоже расскажу. Но на обучении служением этому тоже учат, мы ж тупые и с первого раза не понимаем.

Вы должны иметь Заказчика - какой-то фонд, которому нужна ваша помощь. Затем вы должны придумать какой-то проект - мероприятие... Ну, чаще всего мероприятие. Расписать по нему СМАРТ цели. Собрать команду. Реализовать проект. Сделать о нем презентацию, в которую обязательно будет включена актуальность, новизна и результаты, в которых описано в том числе, как этот проект помог лично вам и что вы из него извлекли. Ну там, например, "от общения с детьми-аутистами у нас открылся третий глаз, мы осознали, что всю жизнь жили неправильно и теперь посвятим себя целиком созданию наборов по раскраске пряников для детей-аутистов, а также отпишем все свои владения, состоящие из последнего Айфона и сковородки, лечебным центрам".

Хотя, если уж спрашивать мое мнение, я считаю, что благотворительность и помощь людям должны быть, скорее, как жизненные принципы. Появилась возможность кому-то помочь - помог. Появилась возможность перевести деньги фонду - перевел. Появилась возможность сделать социальный проект - сделал. Или если меня бабушка попросит ее через дорогу перевести, мне надо остановиться и сказать: "Ща, погодите, я распишу этот социальный проект по смарт целям?"

Знаете, я много сотрудничала с благотворительными организациями. Я занималась благотворительностью с 7 лет - согласно возрасту, естественно. И я поняла, что самая лучшая помощь любому фонду - это деньги. Денег не хватает всегда. Если есть какая-то проблема, вы можете либо решить её сами, либо дать фонду денег, чтобы он нанял человека, который ее решит. А бывают проблемы, которые решаются только деньгами. Например, если приюту для бездомных животных не хватает корма. Вряд ли вы будете его самостоятельно производить. Купить корм в магазине и привезти в приют я считаю тоже финансовой помощью, по сути, вы просто убрали посредника между деньгами и кормом. Поэтому вывод - лучше всего любому благотворительному фонду помогут деньги.

Но мое мнение никто не спрашивает, поэтому мы делаем социальный проект. Поэтому настал момент, когда я объясняю, почему в пример я привела именно пряники для детей-аутистов. Это реальный проект по обучению служением. Да, мы не решаем глобальные проблемы. Мы организуем мастер-классы для разных групп населения - пожилые люди, инвалиды, дети-инвалиды, учащиеся колледжей, ветераны и т.д. и т.п. Проект нашего универа, в ходе которого пенсионерам Москвы давали попробовать сбитни и разные чаи, разработанные студентами, вошёл в топ лучших по версии ВШЭ, и его приводят в пример "как надо" (Да, обучение служением, по сути, было создано ВШЭ, во всяком случае, при большом ее участии. Однако студентов ВШЭ служением не обучают, а сейчас флагманом этой дисциплины является Росбиотех. Ох, ну и вуз мне попался...).

Как сказал один из наших преподавателей:

- Что, благотворительность - это чаепитие устроить?

И знаете, я это не понимаю. Раз уж ввели такой предмет, давайте хотя бы делать что-то действительно полезное для общества. Потому что пока что получаются, по сути, мероприятия для галочки. Очередной проведенный мастер-класс не решит проблему нехватки медицинского оборудования, лекарств, персонала.

- Но как эти проблемы могут решить студенты, - спросите вы.

А в том-то и дело, что никак. Они должны решаться более глобально. Студенты могут разве что побыть в роли персонала, если работа не требует какой-либо квалификации - но это часто требует долгосрочного сотрудничества с организацией, а обучение служением это дисциплина, которую надо поскорей сдать. Поэтому вместо помощи мы получаем какой-нибудь мастер-класс, где дети (или подставьте любую другую категорию) делают вид, что им это интересно и что они этого уже не делали много раз, а студенты делают вид, что искренне хотят этим заниматься. Все расходятся друг другом довольные.

Как обучение служением проходит лично у нас, и скольки людям я уже помогла?

Пока нискольки, спойлер.

Вообще тяжело представить благотворительность в рамках университета и пар, ограниченных по времени. Это подразумевает внеучебную деятельность.

Поэтому на лекциях мы слушаем рассказы о различных философах, потому что преподаватель ведёт в основном философию, и поэтому какой предмет она не берется вести - получается философия. Один раз писали историю благотворительности, где нам про СССР сказали:

- Так и напишите, очень хорошее слово его характеризует! "Добровольно-принудительно".

Иронично.

Проходили, как я писала выше, как правильно создавать социальный проект. Может быть, проходили ещё что-то, но я спала. Даже желание нарыть контента для Дзена не победило желание спать, извините.

-3

На практических занятиях мы делаем что-то вроде:

- Составить топ своих ценностей. Объяснить, почему именно эти ценности включены в топ.

- Рассказать про какой-либо социальный проект в другой стране. Обозначить плюсы и минусы.

- Придумать возможное решение остросоциальной проблемы. Поделиться вариантом решения с другими, а они должны оценить, насколько оно будет эффективно.

- Оценить различные крупные компании по спиральной динамике. Определить, где они находятся на ней.

Некоторые девочки из моей группы сами придумали или нашли социальные проекты, чтобы получить 5 автоматом, подошли к преподавательнице с ними. Я все же надеялась, что это сделают за нас, а не на то, что мы будем на парах выполнять задания, разработанные с целью хоть чем-то нас занять, а всей благотворительностью заниматься самостоятельно вне пар. Но на последней паре (середина семестра) меня спросили, не планирую ли я поучаствовать в каком-либо проекте.

- Я бы хотела, - ответила я - но я не готова сама что-то искать и организовывать. Скажите мне, что мне нужно делать, и я это сделаю.

Хоть я и считаю, что у меня есть лидерские качества, применять их я не люблю и работать в группе ненавижу.

Ну, собственно, вот. Буду держать вас курсе, кому меня поставят помогать и как быстро у меня откроется третий глаз и я задышу маткой.

***

От автора. Собственно, чего-то подобного я и ожидала. И пока Бездна не присоединена ни к какому проекту. Честно говоря, я думаю, проще этот экзамен сдать по билетам, если есть такая возможность. Вот лично мне было бы проще почесать языком про нравственность, философию, благотворительность, деяния, чаяния, и прочие -яния. )

А что вы обо всем этом думаете?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!

Вечером я поплачусь о том, как мои ученики пишут по-русски. Какой уж тут английский.

А днем в Телеграме напишу, как я радостно отмазываюсь от соседей.

Вот о чем я писала 9 ноября в прошлом году:

Обязательно ли преподавать только на иностранном языке. Некоторые воспоминания из моей студенческой молодости

Вот как только не полоскали тут моего второклассничка, а он…

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.