Найти в Дзене
Читай!

Исповедь по заказу. "Двадцать писем к другу" Светланы Аллилуевой

Книга Светланы Аллилуевой - дочери Сталина - изначально воспринимается как уникальный исторический документ. Личное свидетельство человека, выросшего в самом сердце империи, в доме, где решались судьбы миллионов. Название обещает интимность, откровенность, доверие и правду без прикрас. Но на деле это не столько мемуары, сколько тщательно сконструированный миф о "невинной дочери чудовища", написанный под сильнейшим влиянии западной идеологии и личной травмы. Аллилуева пишет о Сталине с болезненной двойственностью. С одной стороны он "отец", "тихий, усталый человек", который читал ей стихи, заботился о здоровье, плакал на похоронах жены. С другой - он "жестокий тиран", "равнодушный к страданиям", "разрушивший её жизнь". Этот разрыв остаётся неразрешённой драмой всей книги. И в этом её главная слабость. Автор не пытается понять, как один и тот же человек мог быть и нежным отцом, и главой государства. Вместо этого она разделяет его на два образа: "моего папу" и "Сталина". Стиль книги прост

Книга Светланы Аллилуевой - дочери Сталина - изначально воспринимается как уникальный исторический документ. Личное свидетельство человека, выросшего в самом сердце империи, в доме, где решались судьбы миллионов.

Название обещает интимность, откровенность, доверие и правду без прикрас.

Но на деле это не столько мемуары, сколько тщательно сконструированный миф о "невинной дочери чудовища", написанный под сильнейшим влиянии западной идеологии и личной травмы.

Аллилуева пишет о Сталине с болезненной двойственностью. С одной стороны он "отец", "тихий, усталый человек", который читал ей стихи, заботился о здоровье, плакал на похоронах жены. С другой - он "жестокий тиран", "равнодушный к страданиям", "разрушивший её жизнь".

Этот разрыв остаётся неразрешённой драмой всей книги. И в этом её главная слабость. Автор не пытается понять, как один и тот же человек мог быть и нежным отцом, и главой государства. Вместо этого она разделяет его на два образа: "моего папу" и "Сталина".

Стиль книги простой, даже наивный, местами напоминающий дневник подростка. Это могло бы быть достоинством, но создаёт впечатление, что текст не до конца принадлежит автору.

Известно, что при публикации в США книга прошла через редактуру западных издателей, а позже - через влияние её окружения, включая журналистов и антикоммунистов. Многие фразы звучат как лозунги для холодной войны:

"Он убил Россию. Он убил мою мать. Он убил всё, что было светлого."

Такие формулировки это риторика эпохи. И это вызывает закономерный вопрос: насколько "письма другу" это голос Светланы?

Безусловно, книга содержит интересные детали: быт Кремлёвской семьи, отношения между Сталиным и его детьми, атмосфера в высшем кругу руководства.

Но как исторический источник она ограничена. Светлана была ребёнком в то время. Она не имела доступа к политике. А её восприятие формировалось в рамках изолированного мира. Зачем тогда выдавать личные переживания за исторический анализ?

Аллилуева бежала из СССР в 1967 году и почти сразу выпустила мемуары, которые стали сенсацией на Западе и оружием западной пропаганды. Можно ли считать книгу искренней исповедью? Сомнительно. Это книга превратила личное в политическое.

"20 писем другу" - это не шедевр литературы и не объективная история, это портрет одиночества в тени величия.

В своём последнем интервью Светлана Аллилуева предстаёт не как "дочь Сталина", а как уставшая, одинокая женщина. Женщина, которая разочаровалась во всех системах, в которых пыталась найти приют: СССР, Индия, США.

Рождённая в эпицентре власти, она всю жизнь бежала от неё. Но даже в 84 года её спрашивали не о ней, а о нём

"Меня использовали все. И слева, и справа"

Это эпитафия себе при жизни.

Светлана Аллилуева умерла в 2011 году в США, в бедности и почти полном одиночестве.