Двести лет назад, 25 октября 1825 года, в Вене родился человек, которому суждено было превратить танец в национальную идею. Иоганн Штраус-сын — дирижер, скрипач, композитор, чья музыка стала голосом города и эпохи. Сегодня мы выбрали пять главных фактов, которые ярко характеризуют великого композитора.
Тайная скрипка. Начало вальса
Иоганн Штраус родился в семье известного композитора Иоганна Штрауса-старшего. Он вынужден был прятать скрипку под кроватью и учиться играть тайком. Отец запрещал даже приближаться к инструментам и настаивал на карьере банкира, отдал сына в коммерческое училище и пристроил на работу счетоводом. Но благодаря матери Штраус-сын учился у лучших педагогов своего времени и даже получил лицензию на право заниматься музыкальной деятельностью. Все это привело к разводу родителей, но только укрепило в юноше стремление заниматься любимым делом.
Несмотря на то что влиятельный отец не пускал сына на балы и концерты, Иоганн с успехом выступал в венском казино Доммайера, а затем стал капельмейстером военного оркестра второго полка военной милиции (к слову, его ревнивый отец дирижировал первым).
Сын революции. Дуэль без выстрелов
Революция 1848–1849 годов еще сильнее разделила Европу и семью Штраусов. Отец сочинял гимны империи и написал знаменитый «Марш Радецкого», сын играл Марсельезу и написал ряд революционных маршей и вальсов. Когда революцию подавили, Иоганн-младший попал под суд, но любовь к его музыке победила. Интересно, что когда через год отец умер, сын издал его полное собрание сочинений. А потом получил его придворные должности и стал блистать при дворе. Иногда предложений было так много, что он отправлял вместо себя одного из братьев — тоже хороших музыкантов.
Русское лето. Павловск, любовь и признание
В середине 1850-х Штраус отправился туда, где его ждали аплодисменты и белые ночи, — в Россию. Пять лет подряд он дирижировал концертами на Павловском вокзале под Петербургом, получая поистине королевское жалованье — 22 тысячи рублей за сезон.
Здесь же он пережил свою русскую историю любви — роман с Ольгой Смирнитской, который закончился разбитым сердцем: родители возлюбленной были против брака с музыкантом, пусть даже известным. Из России Штраус вернулся уже не просто музыкантом, а человеком, чья фамилия стала синонимом праздника.
Король вальса и вкус к жизни
Он написал почти пятьсот произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку и 15 оперетт.
Но если бы он создал только один вальс — «На прекрасном голубом Дунае», этого было бы достаточно, чтобы его имя не забыл никто. За ним последовали «Сказки Венского леса», «Императорский вальс», «Вино, женщины и песни» — музыка, в которой звучала сама жизнь. Штраус превратил вальс в искусство мирового масштаба. Под его музыку Европа грезила о счастье. Не менее искристой была и личная жизнь маэстро: первым браком он сочетался с оперной певицей Йетти Халупецкой и усыновил ее семерых детей, последним — на новой музе, Адели Дойч, ради которой стал протестантом и принял немецкое гражданство.
«Летучая мышь» и тысячи музыкантов. Финал в мажоре
В 1870-е годы Штраус окончательно передал свои придворные обязанности брату и погружается в работу над опереттами. К сорока пяти годам он создает то, что назовут «опереттой нового века». Самые известные его произведения: «Летучая мышь» — легкая, ироничная, с чувством вальсового опьянения, а затем «Цыганский барон» — с венгерским колоритом и оперной драмой.
В те же годы Штраус гастролировал по Великобритании, Франции и США, попутно поставив международный рекорд. На Бостонском музыкальном фестивале он виртуозно дирижировал оркестром в 1000 человек.
В старости Штраус почти не выходил из дома, но однажды, на юбилее «Летучей мыши», снова берется за дирижерскую палочку. После концерта заболевает и вскоре уходит — в ритме аплодисментов, не завершив балет «Золушка».
Иоганн Штраус прожил жизнь между Веной и Петербургом, между трудом и праздником. Его вальсы звучали в Павловске — на тех самых летних вечерах, где зародилась традиция открытых концертов и где музыка впервые стала пространством для всех. Сегодня память об этом времени продолжает Музей театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге — хранящий ноты, афиши, костюмы и истории, из которых складывается ритм эпохи. Проекты музея поддерживает ВТБ, помогая не просто сохранять культурное наследие, а возвращать к жизни ту самую атмосферу, где классика звучит живо, а история становится музыкой.