Кофейни можно разделить на два формата. Первый предполагает, что гости могут посидеть в заведении, выпить кофе и что-то съесть. Второй — что клиенты просто берут кофе и бегут дальше по делам.
Расскажем, как открыть кофейню второго варианта за восемь шагов.
Шаг 1. Определиться с типом бизнеса
На старте есть три варианта.
Купить готовую кофейню и доработать ее под себя. Проверьте, будет ли кофейня в этом месте прибыльной. Посчитайте трафик — сколько людей проходит мимо помещения. Если точка еще работает, можно зайти в кофейню в конце дня, что-то купить и посмотреть номер чека — это покажет количество покупок в кофейне за день.
Перед покупкой готовой кофейни нужно проверить ее финансовое состояние, репутацию и долги, узнать, не завышена ли цена на бизнес, подготовить документы.
Открыть кофейню по франшизе. Так, новичок может упростить себе открытие бизнеса. Но есть и минусы:
- Договор франшизы обычно жестко регламентирует все действия предпринимателя, он не может вносить изменения в меню, цены или оформление кофейни по своему вкусу.
- Репутация и поведение владельца бренда будет влиять на отношение к вашему заведению и вашу прибыль.
- Владелец франшизы может оказаться недобросовестным или с нерабочей финмоделью — тогда заработать не получится, а вся прибыль будет уходить ему.
Перед покупкой нужно проверить владельца бренда, посчитать финмодель, изучить конкурентов, аудиторию и спрос.
Открыть кофейню с нуля. Придется самостоятельно искать место, делать ремонт, разбираться с требованиями контролирующих органов, оформлять документы и готовить вывеску. С другой стороны, можно сделать все на свой вкус.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес
Выбрать форму регистрации бизнеса. Достаточно зарегистрировать ИП лично в налоговой или онлайн — через портал госуслуг или банк.
Зарегистрировать бизнес и открыть расчетный счет в банке можно удаленно — с помощью сервиса «Старт бизнеса онлайн». Пакет документов на регистрацию нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью, которую можно оформить через мобильное приложение «Госключ».
Если планируете продавать алкогольный глинтвейн, вести дело с партнером или привлечь инвесторов, понадобится ООО.
Выбрать коды ОКВЭД. По кодам вида деятельности налоговая, Росстат и банки понимают, в какой сфере работает бизнес. Для бизнеса нужно выбрать один основной код и сколько угодно дополнительных.
Для кофейни навынос подойдет основной код ОКВЭД 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания».
Выбрать систему налогообложения. Для кофейни мы советуем упрощенную или патентную систему налогообложения. На них у предпринимателя меньше налогов и отчетности. Но нужно изучить ограничения обоих режимов.
Подключить онлайн-кассу и эквайринг. Онлайн-касса нужна по закону — без нее работать не получится. Эквайринг — это услуга от банка, с помощью которой бизнес может принимать безналичные платежи: с помощью карты, T-Pay, СБП, Яндекс Пэй.
Терминал и кассу можно купить, а можно взять в аренду в банке.
Шаг 3. Определиться с локацией
Можно сесть у потенциального места аренды и смотреть, сколько человек проходит мимо. Наблюдать лучше в разное время дня. Если планируете бизнес в городе-миллионнике, можно воспользоваться бесплатным сервисом «Компас» от Т-Бизнеса.
Вот несколько популярных локаций для точки кофе с собой:
- проходные места: в центре, рядом с метро, парками, колледжами и университетами;
- торговые центры;
- бизнес-центры.
Шаг 4. Определиться с меню
Общая рекомендация такая: в любой, даже самой маленькой, кофейной точке добавляйте в продажу еду.
Еда с большим сроком годности. Будет меньше расходов на закупку еды и списание непроданного. Понадобится только небольшая витрина или стойка.
Еда с коротким сроком годности. Такое меню подойдет, например, если вы располагаетесь рядом с бизнес-центром или университетом.
Еще можно продавать выпечку — подойдет для парков. Замороженные изделия хранятся в морозилке, а бариста утром выпекает нужное количество. Но понадобится витрина-холодильник и обычный холодильник для еды, микроволновка, печь и морозильник.
Шаг 5. Выбрать и подготовить помещение
В здании. Для кофейни нужно помещение площадью примерно 6—10 м . Если туда не проведена вода, это нужно будет сделать — в том числе по требованиям СанПиН.
При выборе помещения обращайте внимание на интерьер и ремонт: оцените сумму предстоящих трат и включить ее в расходы на запуск. Еще можно пригласить слесаря и сантехника — чтобы они оценили состояние труб и санузла.
Отдельно стоящий киоск или павильон. Это нестационарный торговый объект. Если он будет располагаться на земле частного владельца, достаточно заключить с ним договор аренды.
Если земля принадлежит муниципалитету, региону или государству, объект нужно разместить в соответствии со схемой, которую утверждают конкретные населенные пункты.
В торговом центре. Если кофейня будет в торговом центре, для нее понадобится островок. Его можно найти б/у или сделать под заказ.
В любом случае — подготовить документы. На помещение нужно подготовить пакет документов:
- заключение противопожарной службы ГУ МЧС;
- паспорт на отходы;
- договор на вывоз мусора;
- договор на санитарно-гигиенические исследования воды, продукции и смывов;
- договор на горячую и холодную воду и на электричество;
- договор на дератизацию и дезинсекцию помещений;
- паспорт безопасности;
- медицинские книжки для сотрудников;
- документы для уголка потребителя;
- технологическую карту для блюд, которые готовят в кофейне.
Если открываетесь в торговом или бизнес-центре, не нужны пожарное заключение и договор на вывоз мусора — этим занимается администрация центра.
За несколько дней до открытия нужно отправить уведомление о начале работы в Роспотребнадзор через Госуслуги. В уведомлении указывают ФИО предпринимателя или наименование организации, ОГРНИП или ОГРН, коды ОКВЭД.
Шаг 6. Купить оборудование
Кофемашина. Профессиональная рожковая кофемашина может стоить больше миллиона рублей. Кофемашину можно арендовать — в комплекте с кофемолкой это будет стоить 7000—15 000 ₽ в месяц. Зато не придется чистить, обслуживать и чинить кофемашину: это сделает компания-арендодатель.
Кофемолка. Кофемолка часто идет в комплекте с кофемашиной, если берете ее в аренду. От кофемолки зависит, насколько качественный помол кофе получится.
Кофемолку лучше поставить подальше от кофемашины. Если они будут стоять рядом, помол будет сбиваться — в таком случае кофе будет слишком разбавленным или, наоборот, концентрированным.
Другое оборудование. Чтобы хранить заморозку, понадобится морозилка, чтобы разогревать — небольшая печка.
Опционально — холодильник, подойдет даже обычный бытовой. В нем хранят молоко, чтобы оно лучше взбивалось. Но так как молоко ультрапастеризованное, его можно хранить и без холодильника.
Чтобы подогревать готовую еду, пригодится микроволновка. Еще будет полезен гриль, если будете делать сэндвичи для клиентов.
Если в меню будут готовая еда или десерты, понадобится холодильная витрина. Она поддерживает нужную температуру, чтобы еда не портилась. Новая витрина стоит около 130 000 ₽, но можно сэкономить и найти б/у.
Шаг 7. Нанять сотрудников
Чтобы рассчитать, сколько бариста нанять для кофейни, нужно оценить предполагаемое количество чашек. Нужно понять, за сколько бариста варит одну чашку кофе, а затем разделить рабочее время на предполагаемое количество чашек.
Например, бариста отдает один кофе за две минуты, то есть 30 кофе в час. Работает с 9 утра до 7 вечера — 10 часов, плюс ему нужно будет поесть, отойти в уборную или немного отдохнуть.
Получается примерно 8 часов рабочего времени. То есть за день бариста может отдавать до 240 стаканов. Если вы предполагаете, что заказов будет больше, понадобится больше сотрудников.
Если кофейных точек сразу несколько, можно нанять управляющего, который возьмет на себя операционные задачи: заказ продуктов, списание, оплату счетов.
Искать сотрудников можно на сайтах вроде hh.ru или Авито, в тематических чатах Телеграма — например, «Есть дело: кафе, рестораны и доставка», «Заварили чат», через знакомых, которые тоже работают в этой сфере.
У каждого сотрудника, который работает с едой и напитками, должна быть медкнижка. Чтобы ее получить, нужно обратиться в центр гигиены и эпидемиологии своего города, не получится просто сделать ее в местной поликлинике.
Шаг 8. Выбрать поставщиков кофе и расходников
Кофе. Два основных вида кофейного зерна — арабика и робуста. Арабика — более дорогой сорт кофе, ее сложнее выращивать. Робуста — более дешевая. Кофейни часто смешивают эти сорта: например, добавляют 90% арабики и 10% робусты.
Советуем использовать чистую арабику — кофе получится более вкусным. Но при этом нужно посмотреть и на конкурентов: что они используют, какого качества получается кофе и сколько он стоит. Если ваш ценник будет значительно выше, будет трудно конкурировать.
Молоко. Молоко и сливки не получится закупать в обычном супермаркете — нужен поставщик, который работает с системами «Меркурий» и «Честный знак».
Сиропы. Советуем добавлять сиропы в кофе бесплатно. У сиропов большой срок годности, поэтому можно закупить сразу большой ассортимент.
Стаканчики. Лучше, если стаканчики будут оригинальными — так выше шанс попасть в ленты соцсетей и привлечь дополнительных клиентов.
Обычно в кофейнях нужны стаканчики таких объемов:
- маленький — 200—250 мл;
- средний — 300—350 мл;
- большой — 400—500 мл.
Можно использовать бюджетный способ: напечатать в типографии наклейки с логотипом кофейни или заказать печатку с логотипом и чернила на маркетплейсе, а потом ставить печать вручную на стаканчике.
Как продвигать кофейню
Сервис. Здорово, если бариста не просто молча отдает кофе, а при этом поддерживает с гостем небольшой диалог. Еще можно запоминать напитки постоянных клиентов — что пьют, с каким сиропом, добавляют ли корицу.
Размещение на картах. Чтобы привлекать клиентов, которые раньше к вам не заходили, можно использовать размещение на картах: когда человек будет искать точку кофе с собой поблизости, он увидит вашу кофейню и заглянет в нее.
Сезонные напитки. С помощью сезонных напитков можно привлекать внимание новых клиентов и повышать чек для тех, кто уже с вами: сезонные напитки обычно стоят дороже.
Подписывайтесь на наш канал в Дзене — здесь мы делимся трендами бизнеса и полезными материалами для предпринимателей.