Найти в Дзене
Navygaming Channel

Немецкая угроза для шведских субмарин оказалась достаточно серьезной и актуальной /2/ Без потерь не обошлось...

Как уже ранее было отмечено, подводные силы ВМС Швеции в годы Второй мировой не прославились значимыми достижениями. Однако, несмотря на известный всем нейтралитет страны (обсуждать соблюдение этого нейтралитета здесь мы не будем), они не остались в стороне, и в период «Beredskapstiden» - «времена повышенной боевой готовности» на себе почувствовали что такое современная подводная война. Итак, ранее мы познакомились с некоторыми наиболее "яркими" примерами использования шведских подводных лодок в период с 1939 по 1942 годы (читать ЗДЕСЬ). Но самым "урожайным" на «приключения» для шведских подводников стал апрель 1943 года. В этом месяце произошли два события, которые вско­лыхнули всю Швецию и стали причиной усиления антигерманских (кто бы мог подумать!) настрое­ний у населения. 15 апреля подводные лодки «Дракен», "Ульвен" (тип "Дракен") и «Дельфинен» (подводный минный заградитель) прово­дили совместное учение у западного побережья Швеции в районе Винга -Патер-Ностер. Нельзя сказать, что
Как уже ранее было отмечено, подводные силы ВМС Швеции в годы Второй мировой не прославились значимыми достижениями. Однако, несмотря на известный всем нейтралитет страны (обсуждать соблюдение этого нейтралитета здесь мы не будем), они не остались в стороне, и в период «Beredskapstiden» - «времена повышенной боевой готовности» на себе почувствовали что такое современная подводная война.

Итак, ранее мы познакомились с некоторыми наиболее "яркими" примерами использования шведских подводных лодок в период с 1939 по 1942 годы (читать ЗДЕСЬ). Но самым "урожайным" на «приключения» для шведских подводников стал апрель 1943 года. В этом месяце произошли два события, которые вско­лыхнули всю Швецию и стали причиной усиления антигерманских (кто бы мог подумать!) настрое­ний у населения.

Шведская подводная лодка "Дракен" в постройке, 1926 год
Шведская подводная лодка "Дракен" в постройке, 1926 год

15 апреля подводные лодки «Дракен», "Ульвен" (тип "Дракен") и «Дельфинен» (подводный минный заградитель) прово­дили совместное учение у западного побережья Швеции в районе Винга -Патер-Ностер. Нельзя сказать, что район был выбран удачно. Здесь ста­вили мины и немецкие корабли, и английская авиация, но шведы надеялись на неприкасаемость своих территориальных вод. Лодкам был придан броне­носец береговой обороны «Манлигхетен» (тип "Аран") в качестве корабля-цели. Лод­ки должны были поочерёдно выходить на него в атаку, но показали не слишком хорошую подготовку, во всяком случае «Ульвен». 15 апреля в 10.40 «Манлигхетен» последний раз видел её перископ, но лодка в атаку не вышла и выпуска учебных торпед замечено не было.

Предполагаемый район учений шведских субмарин
Предполагаемый район учений шведских субмарин

На следующий день учения должны были быть продолжены. «Манлигхетен» прошёл через позицию «Ульвен», но никакого присутствия лодки не обнаружил. На зап­рос по радио лодка так же не ответила. Стало ясно, что с «Ульвен» про­изошло что-то непредвиденное. Беспокойство ещё больше усилилось, когда «Дракен» в 11.30 обнаружила юго-западнее Стора-Пёльзан теле­фонный буй «Ульвен», но с оборванным кабелем. В тот же день командую­щему флотом вице-адмиралу Ф.Тамму доложили об исчезновении лодки.

Шведский броне­носец береговой обороны «Манлигхетен»
Шведский броне­носец береговой обороны «Манлигхетен»

17 апреля второй телефонный буй был найден выброшенным на запад­ный берег Рёрё. Стало ясно, что подводная лодка «Ульвен» под командо­ванием кэптена Е.Хеделиуса погибла. В морском округе Гётеборга была объявлена тревога. К поискам были привлечены все корабли, включая и подводные лодки, авиация и даже автожиры из Мальме. Спешно была со­здана специальная поисковая группа, в которую вошло судно для подъёма затонувших подводных лодок «Белос», имевшее водолазный колокол. Воз­главил поиски командор Кнут-Густав Гамильтон. В его распоряжение были прикомандированы специалисты с эхолокаторами и магнитными металлоискателями, а так же передана фотокамера для подводных съёмок Океа­нографического института.

Шведская подводная лодка "Ульвен" (тип "Дракен")
Шведская подводная лодка "Ульвен" (тип "Дракен")

Первые дни поисков никаких результатов не дали. Ложные надежды вселяло обнаружение с помощью металлоискателя корпусов ранее зато­нувших судов. Было выловлено несколько деревянных обломков, возмож­но, с «Ульвен». На всякий случай в районе поисков было решено провести контрольное траление и его результаты стали неприятным сюрпризом. В шведских территориальных водах было вытралено большое количество немецких про­тиволодочных мин, из них только 23 апреля - десять штук.

17 апреля вспомога­тельный тральщик «Зента» зацепился тралом за какой-то крупный предмет на дне, который сочли погибшей подводной лодкой. В этот момент нахо­дившаяся рядом и так же принимавшая участие в поисках подводная лодка (подводный минный заградитель) «Нордкапарен» подорвалась на мине. По счастью, взрыв произошёл под корпусом лодки на глубине 25 метров и его мощность оказалась невели­ка. «Нордкапарен» отделалась повреждениями, но взрывом сорвало трал «Зенты», и контакт был потерян. Тем не менее, этот район, названный «Место «Зенты», был отмечен как перспективный для поисков, и сюда были направлены спасательные суда «Фритьоф» и «Харальд».

Шведский подводный минный заградитель "Нордкапарен"
Шведский подводный минный заградитель "Нордкапарен"

«Ульвен» нашли лишь 5 мая 1943 года. Сначала протралили район поисков и выт­ралили еще три немецкие мины. «Белос» стал на якорь и спустил водола­зов. В 17.55 водолаз Ивар Эрикссон доложил, что стоит на рубке «Уль­вен», рубочный люк закрыт, а носовая часть лодки сильно повреждена. Сильное течение мешало действиям водолазов, и единственное, что уда­лось сделать в этот день - это поднять флаг «Ульвен». Лодка лежала на глубине 52 метров в точке с координатами 57 градусов 45 минут 1 секунда северной широты, 11 градусов 26 минут 7 секунд восточной долготы, примерно в 100 метрах в глубине трёхмильной зоны шведских территори­альных вод».

25 мая заказ как можно скорее поднять «Ульвен» получила компания «Рёда Болагет» в Гётеборге. Ей были переданы «Белос» и водолазы-глубо­ководники ВМФ. Объём работ был большой. Лишь 2 августа лодку поста­вили в плавучий док в Гётеборге и приступили к её обследованию.

Подводная лодка «Ulven» на стадии постройки, 1930 год
Подводная лодка «Ulven» на стадии постройки, 1930 год

Причины трагедии стали ясны очень быстро. Примерно в 8 метрах перед рубкой нижняя часть корпуса была сильно разрушена взрывом мины. Очевидно, после зарядки батарей и вентиляции отсеков «Ульвен» погрузилась и при следовании под перископом подорвалась на одной из вышеупомянутых немецких противолодочных мин. Взрыв произошёл между пер­вым и вторым отсеками в 18.10 15 апреля (по другим данным - 16) 1943 года, при этом погибли 5 членов экипажа (так установило паталогоанатомическое обследование). С большим дифферентом на нос «Ульвен» упала на скалистый грунт и при ударе сильно повредила носовую часть. Переборки после вентиляции оставались открытыми, и команда погибла практически мгновенно.

В августе все 33 погибших члена экипажа «Ульвен» были торжествен­но, с отданием всех воинских почестей погребены на кладбище Нюа-Варвет в Гётеборге. На похоронах присутствовали высшие чины ВМФ, вклю­чая командующего. Позже была установлена мемориальная стелла с ба­рельефом - женщина с двумя сыновьями спускает игрушечные кораблики в море.

Спуск на воду подводной лодки «Ulven». Kарлскрона, март 1930 года
Спуск на воду подводной лодки «Ulven». Kарлскрона, март 1930 года

Поскольку причастность немцев к гибели "Ульвен" была совершенно очевидна, МИД Швеции выступил с нотой протеста к Германии в связи с постановкой мин Кригсмарине в шведских территориальных водах. Нем­цы, естественно, виновными себя не признали.

Для справки: ТТХ подводных лодок типа "Дракен"- водоизмещение
(надводное/подводное) - 667/850 т; размерения 66,2х6,4х3,3 м; ЭУ - 2
дизеля/2 ЭД ПХ, мощность - 1920/1000 л.с., дальность плавания - 5600 (10); скорость - 13,8/8,3 узлов; экипаж - 35 человек. Вооружение - 1х1-105-мм/41, 1-25-мм, 4-533-мм ТА (3 носовых, 1 кормовой), 8 торпед.

Суть их возражений своди­лась к следующему: противолодочное минное заграждение было выстав­лено ещё в 1940 году и отнюдь не в территориальных водах Швеции. Мины могло занести туда течением. Оправдания мало что стоили, ибо очень маловероятно, что якорную мину течение могло отнести так далеко на север. К тому же в октябре 1942 года шведы проводили траление этого района вплоть до 45-метровых глубин, но никаких мин не обнаружили. Никто не сомневался в том, что немцы тайком выставили мины в шведских территориальных водах, дабы воспрепятствовать прорыву через них анг­лийских и советских подводных лодок.

Шведская подводная лодка "Дракен"
Шведская подводная лодка "Дракен"

Апрельские «приключения» шведских подводников на этом не закончи­лись, и вскоре немцам пришлось оправдываться совсем по другом пово­ду. Утром 16 апреля, когда учения ещё продолжались и о гибели «Ульвен» никто не знал, подводная лодка «Дракен» (командир - кэптен А.Свенссон) обнаружила на своей позиции немецкий вооружённый пароход «Альткирх». Лодка шла под перископом, и командир спокойно наблюдал за нем­цем, не опасаясь никакого подвоха. В 06.15 с дистанции в 800 метров, нахо­дясь примерно на километр в глубине шведских территориальных вод, «Альткирх» неожиданно открыл огонь по «Дракен» из зенитных автоматов. Было выпущено до 25 снарядов, кроме того пароход безуспешно пытался таранить перископ «Дракен», но лодка своевременно ушла на глубину.

В ответ на очередную шведскую ноту протеста немцы оправдывали свои действия тем, что опасались атаки вражеской подводной лодки. Шве­ды слабо возражали, что в их территориальных водах не может быть ника­ких «вражеских» подводных лодок. А вообще нервозность команды «Альткирха» можно было понять. Еще 3 декабря 1941 года советская подводная лодка К-3 атаковала этот пароход у побережья Северной Норвегии, но четыре выпущенные торпеды прошли рядом с судном. Тогда К-3 всплыла в надводное положение и расстреляла из орудий одного из конвоиров «Альткирха» - охотник за подводными лодками Uj 1708. Такого рода впечатле­ния долго не забываются.

Советская подводная лодка К-3, которая оставила большие воспоминания у "Альткирха"
Советская подводная лодка К-3, которая оставила большие воспоминания у "Альткирха"

Печальный список потерь шведских подводников в эту войну заверши­ла лодка «Иллерн» (тип "Бёверн"). 12 августа 1943 года в 06.50 севернее Кунгсгрунда она столкнулась со шведским же теплоходом «Биркаланд». Командир лодки кэптен А.Бьёрлинг не успел уклониться, «Иллерн» была протаранена в ле­вый борт и затонула на восьмиметровой глубине. Всему экипажу удалось спастись за исключением старшего механика К.Хамнера, который при стол­кновении упал за борт и утонул. Компания «Нептунболагет» подняла «Ил­лерн», но, поскольку лодка к тому времени изрядно устарела, её решили не восстанавливать. Вместе с «Ульвен» она была исключена из списков флота 8 октября 1943 года.

Для справки: ТТХ подводных лодок типа "Бёверн"- водоизмещение
(надводное/подводное) - 429/472/640 т; размерения: 57х5,7х3 м; ЭУ - 2
дизеля/2 ЭД ПХ, мощность - 2000/700 л.с., дальность плавания - 3000 (15)/54 (6); скорость - 15,2/8,2 узлов; экипаж - 28 человек. Вооружение - 1х1-57-мм/50, 4-450-мм ТА (4 носовых), 8 торпед.
Шведская подводная лодка "Иллерн"
Шведская подводная лодка "Иллерн"

Во время войны шведы, как и многие другие нейтралы, старались максимально использовать преимущества своего положения, в том числе и для модернизации своих вооружённых сил. Они понимали, что боевая тех­ника воюющих держав (в том числе - подводные лодки) далеко ушла впе­рёд в своём развитии. Разумеется, делится секретами со шведами никто не собирался.

Столкновения подводной лодки «Illern» с теплоходом «Биркаланд», 12 августа 1943 года.
Столкновения подводной лодки «Illern» с теплоходом «Биркаланд», 12 августа 1943 года.

Оставалось только надеяться, что в Швеции будет интерни­ровано или попадёт в качестве трофея что-то достойное подражания и копирования. С боевыми самолётами проблем не было - немцы в конце войны сотнями удирали в Швецию на разных «мессершмиттах», «фокке-вульфах», «арадо» и «юнкерсах». А вскоре попалась и подводная лодка.

Спасенные подводники с "Иллерн", подводная лодка тонет
Спасенные подводники с "Иллерн", подводная лодка тонет

6 мая 1945 года в 07.50 немецкая подводная лодка U-3503 стала на якоре у Винга-Санд, в 400 метрах к юго-западу от Лилла-Данмарк. К ней подошли и взяли под охрану шведские эскадренные миноносцы «Стокгольм» и «Норрчёпинг». 8 мая, наконец, было принято решение интерни­ровать лодку, отбуксировав её в Бьёркфьярден. Немецкий командир дал обещание, что не будет пытаться затопить свой корабль, но, как выясни­лось позже, своего слова не сдержал.

Поднятая шведами бывшая немецкая подводная лодка U-3503
Поднятая шведами бывшая немецкая подводная лодка U-3503

Когда вспомогательный стороже­вой корабль HJVB 57 стал буксировать U 3503, неожиданно буксирный конец был отдан, и лодка своим ходом отправилась к отмели у западного побережья. Кингстоны были открыты, и U-3503 затонула на пятнадцати­метровой глубине северо-восточнее Випешер. «Норрчёпинг» подобрал из воды немцев и доставил их в Люзекиль.

Для заметок: по другим данным подводная лодка U-3503 была затоплена 8 мая 1945 года к западу от Гётеборга" (Швеция) в проливе Каттегат в ходе операции "Регенбоген".
До этого 5 мая лодка была атакована и повреждена английским самолётом.
6 мая 1945 в 07.50, U-3503 вошла в шведские воды к западу от Гетеборга,
командир, обер-лейтенант Х.Дейринг, сообщил о неисправностях (дефектный выпускной клапан и неисправный двигатель руля), а так же о том, что некоторые члены команды отравились парами электролита. 7 мая шведские власти приказывали, чтобы Дейринг перевёл лодку на мелководье к северу от входа в гавань Гетеборг. В дальнейшем экипаж затопил субмарины и перешел на шведские корабли.
Остатки судна были подняты в 1946 году и разобраны в Швеции (которая первой просила сохранить их) по требованию правительств союзников.
В ходе подъема U-3503
В ходе подъема U-3503

Осенью 1946 года U-3503 была поднята, и шведские эксперты детально её изучили. Лодка принадлежала к совершенно новой, XXI серии. Особый интерес для шведов представлял шнорхель, который демонтировали и ус­тановили для испытаний на подводную лодку «Дракен». Испытания дали хорошие результаты, и немецкий шнорхель лёг в основу аналогичных швед­ских устройств. Но это, как говориться, была уже совсем другая история.

В целом надо признать, что несмотря на потери шведский флот встретил окончание Второй мировой войны с усиленным составом подводных лодок, сделав необходимый задел на будущее, и определенным опытом. И этому способствовало и то, что в годы войны у шведского флота были контакты и с советским флотом, но это другая история, и мы ее вскоре раскроем.