Ожидаемо удивление, которое может вызвать название статьи, ведь всем известно, что в годы Второй мировой войны Швеция придерживалась нейтралитета, значит и действий шведских подводных лодок не могло быть. Однако, находясь в центре воюющей Европы Швеция и ее флот не могли полностью быть исключены из водоворота боевых действий. И в действительности они не остались в стороне, хотя конечно напряжение, которое испытал шведский флот и его подводные силы нельзя сравнить с тем напряжением, которое испытывал флот любой из воющих стран. Шведы называли этот период «Beredskapstiden» - «времена повышенной боевой готовности».
К началу Второй Мировой войны ВМФ Швеции представлял собой довольно внушительную силу на Балтике. В его состав входили 7 броненосцев береговой обороны, 2 крейсера, 1 минный заградитель, 14 эскадренных миноносцев, 6 тральщиков, 8 торпедных катеров, 26 сторожевых кораблей и несколько вспомогательных и специальных судов. С началом войны в Европе флот этой нейтральной страны резко пополнился за счёт мобилизованных гражданских судов, что дало ему 5 вспомогательных крейсеров, 8 канонерских лодок, 88 сторожевых кораблей и сторожевых катеров.
Подводные силы ВМС Швеции к 1939 году были представлены 16 подводными лодками, распределенных на 6 различных типов, в частности: 3 подводные лодки типа "Хайен" («Хайен», «Селен», «Вальроссен»), 3 подводные лодки типа "Бёверн" («Бёверн», «Иллерн», «Уттерн»), одна подводная лодка - подводный минный заградитель «Вален», 3 подводные лодки типа "Дракен" («Дракен», «Трипен», «Ульвен»), 3 подводные лодки - подводные минные заградители типа "Дельфинен" («Дельфинен», «Нордкапарен», «Шпрингарен») и 3 подводные лодки типа "Шёлайонет" («Шёлайонет», «Шёбьёрнен», «Шёхунден») с плавучими базами «Свеа» и «Тьёльвар». Эти подводные лодки были введены в состав шведского флота в период с 1920 по 1939 годы, поэтому не удивительно, что многие из них к этому времени морально устарели и имели большой износ корпусов и механизмов.
Например, три подводные лодки типа "Хайен" считались старейшими шведскими подводными лодками к началу Второй мировой, которые были построены в период 1917-1920 годы с использованием немецкой документации фирмы "Везер АГ". Поэтому неудивительно, что в 1939 - 1945 годах из списков флота, несмотря на угрозу втягивания Швеция в войну, было исключено 8 подводных лодок, включая и погибших по различным причинам.
Для справки: в указанный период были исключены их состава флота: все три подводные лодки типа "Хайен", три подводной лодки типа "Бёверн" (в том числе ""Иллерн" - погибла в 1943 году), подводная лодка "Вален", подводная лодка "Дракен" (погибла в 1943 году)
За это же время флот пополнился 9 средними («Свёрдфискен», «Тумларен», «Дюкарен», «Шёхёстен», «Шёормен», «Шёборрен» - шесть подводных лодок типа "Свёрдфискен" (введены в строй в 1941-1942 годах); «Найяд», «Нептун», «Неккен» - три подводные лодки типа "Найяд" (введены в строй в 1943 году) и 9 малыми подводными лодками прибрежного действиями (U-1 - U-9 - введены в состав флота в 1942-1944 годах), а так же ещё одной плавучей базой («Патриция»).
Для справки: ТТХ подводных лодок типа "Свёрдфискен"- водоизмещение (надводное/подводное) - 580/760 т; размерения 64,2х6,4х3,4 м; ЭУ - 2 дизеля/2 ЭД ПХ, мощность - 2100/1000 л.с., запас топлива - 75 т соляра, скорость - 16,2/10 узлов; экипаж - 38 человек. Вооружение - 2х1-40-мм/56, 6-533-мм ТА (3 носовых, 1 кормовой, 1х2 поворотный), 10 торпед.
В итоге, к концу войны в составе шведского ВМФ имелось 26 подводных лодок (смогли увеличить "поголовье субмарин"), однако речь в данной статье все же пойдет о тех лодках с которыми Швеция встретила европейскую войну в которой не участвовала, но часто действовать шведским субмаринам пришлось в условиях, мало чем отличающихся от боевых (хотя и несравненных с немецкими, британскими и советскими ПЛ).
С нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 года начались боевые действия на Балтийском море. Шведский флот был приведён в состояние повышенной боевой готовности и, как оказалось, недаром, так как вблизи шведских территориальных вод происходили непредсказуемые события, причем из-за соседей.
17, 18 и 25 сентября в шведские порты прибыли польские подводные лодки «Сэп» (тип "Оржел"), «Рысь» и «Жбик» (тип "Вилк") соответственно, которые, согласно международным законам, были интернированы до конца войны. Сначала их поставили в Ваксхольм, затем, исходя из опыта с польской же подводной лодкой «Оржел», тайно ушедшей от эстонцев из Таллина, их перевели под более основательный надзор в Марифред. Любопытные шведы не отказали себе в удовольствии обследовать три польские подводные лодки, две из которых были приспособлены для постановки мин. Никто не сомневался, что шведы, в случае вынужденного вовлечения их страны в войну «наложат лапу» на польские лодки и постараются использовать их в боевых действиях.
Оккупации Польши Германией не привела к спокойствию на Балтийском море. 30 ноября 1939 года началась война между Советским Союзом и Финляндией, прозванная «Зимней». Шведы оказывали финнам всемерную военную, финансовую и политическую поддержку, балансируя на грани нарушения своего нейтралитета. Более того, командование шведского флота было настолько уверено в неминуемой войне с Советским Союзом, что из военно-морской базе Хоршфьярден был введён режим светомаскировки, а передвижение крупных кораблей было ограничено, дабы они не стали лёгкой добычей советских подводных лодок. Было выставлено несколько оборонительных минных заграждений.
Шведские самолёты-торпедоносцы вели воздушную разведку у прибалтийского побережья. Действовали они довольно дерзко, сближаясь с советскими кораблями на короткую дистанцию, что вызывало нервную реакцию последних. Так 21 декабря у мыса Кыпу (Дагерорт) на острове Хийумаа (Даго) советский эсминец обстрелял шведский самолёт-разведчик. Ещё несколько шведских самолётов были безрезультатно обстреляны советскими истребителями.
Вели разведку и шведские подводные лодки. Пытались ли они выходить в атаку на советские корабли или нет - об этом не сообщается. Интересный случай произошёл 13 декабря 1939 года с советским лидером «Ленинград» у острова Сааремаа (Эзель). В 11.39 корабль был атакован неизвестной подводной лодкой и две выпущенные торпеды прошли в 50 м по корме. На следующий день в этом районе был замечен перископ. Естественно, советская сторона сочла, что атака была произведена финской подводной лодкой. Однако, как выяснилось после войны, финские подводники в ходе этих боевых действий не выпустили ни одной торпеды. Подозрение в «авторстве» этой атаки ложится на шведов, но те продолжают об этом скромно умалчивать.
Угроза для нейтралитета Швеции ещё более возросла после нападения Германии на Данию и Норвегию. Впервые война приблизилась так близко к границам страны - не удивительно, что шведский флот практически не выходил из состояния повышенной боевой готовности. Подводные лодки постоянно находились в море. Школа подводного плавания в Стокгольме, имевшая в распоряжении подводную лодку (подводный минный заградитель) «Вален», ускоренно готовила специалистов-подводников.
Для справки: ТТХ подводных лодок типа "Дельфинен"- водоизмещение (надводное/подводное) - 540/720 т; размерения 63,1х6,4х3,4 м; ЭУ - 2 дизеля/2 ЭД ПХ, мощность - 1200/800 л.с., запас топлива - 75 т соляра, скорость - 15/9 узлов; дальность плавания - 5600 (10) миль; экипаж - 34 человека. Вооружение - 1х1-57-мм, 1х1-25-мм, 4-533-мм ТА (2 носовых, 2 кормовых), 8 торпед.
Была отменена консервация части шведских кораблей, в том числе -подводной лодки «Ульвен» (тип "Дракен"). Регулярно проводились учения, что не могло не повлиять на увеличение количества аварий. Так 7 мая 1940 года сторожевой корабль «Ягарен» при проведении учебных торпедных стрельб таранил и повредил подводную лодку «Шпрингарен» (тип "Дельфинен"). Подобные случаи имели место в течение всей войны.
18 января 1942 года броненосец береговой обороны «Свериге» (тип "Густав V") таранил подводную лодку «Свёрдфискен», одну из новейших субмарин флота. Лишь по счастливой случайности лодка, следовавшая в подводном положении, отделалась повреждениями рубки и верхней палубы. 26 мая 1943 года, при проведении учений по противолодочной обороне, тральщик «Бредшер» таранил «Шёбьёрнен», разбив ей оба перископа и повредив рубку.
Подобные случаи - не редкость во всех флотах, и у шведов до поры до времени они заканчивались благополучно, ограничиваясь лишь повреждениями. С нападением Германии на Советский Союз ситуация резко изменилась. Масштабы боевых действий возросли во много раз. Шведские подводные лодки, базировавшиеся на Хоршфьярден, вновь занялись ведением разведки на Балтийском море (правда, шведские историки, признавая этот факт, не распространяются о том, в чьих водах - немецких или советских велась эта разведка). Как бы то ни было, в 1941 году шведским подводникам удалось избежать потерь, чего не скажешь о 1942 годе.
Летом 1942 года подводные лодки КБФ развернули активные действия (как могли) противника в Балтийском море. Главными объектами атак были немецкие и финские суда, но досталось и шведам. Только подводные лодки первого эшелона потопили шведские пароходы «Ада Гортон», «Маргарета», «Лулео» и шхуну «Ханна», ещё с десяток шведских судов с трудом избежали гибели. Из-за этого шведы заявляли ноты протеста советскому правительству, выставили оборонительные минные заграждения и ввели эскортирование торговых судов военными кораблями.
На некоторое время у шведского побережья наступило затишье, но уже 18 августа 1942 года советская подводная лодка второго эшелона Л-3 потопила у Кунгсгрунда рудовоз «К.Ф.Лильевальх» (в русских источниках - К.Ф.Лильевальш", 5513 брт). По советским данным, рудовоз шел в Германию с грузом железной руды, который П.Д.Грищенко (командир Л-3) определил как танкер в 15000 тонн. На судне погибло 33 человека, в том числе капитан Эрнст И.Ф. Брамфорд и лоцман. Семь человек из его экипажа спасены шлюпкой, спущенной с другого судна. Любопытно, что после выпуска торпед подводную лодку выбросило на поверхность, и охраняющие конвой нейтральные шведские эсминцы «Норденшельд» и «Норчёпинг» контратаковали субмарину, сбросив на нее 42 глубинные бомбы, от взрывов которых «Л-3» получила незначительные повреждения.
После атаки подводная лодка Л-3 ушла к Готланду, где 21-22 августа
провела поиск судов вдоль его восточного побережья, но ничего, кроме
шведских рыболовных шхун обнаружено не было. С одной из них «Л-3» чуть
было не столкнулась. Досмотрев судно, шведов отпустили. Днем 23 августа 1943 года в районе Карлскроны советская подводная лодка была обнаружена шведским миноносцем, но оторвалась и ушла без повреждений.
Надо ли говорить, что после этих случаев среди моряков шведского торгового флота началась паника. Судовладельческие компании несли убытки, нервозность проявляли и моряки Королевского ВМФ. Глубинными бомбами забрасывался любой предмет, хотя бы отдалённо напоминавший перископ подводной лодки. Эта «охота за субмаринами» не могла не привести к трагедии.
4 сентября 1942 год в 19.45 шведский пароход «Виргиния» обнаружил у опушки шхер восточнее Нючёпинга подводную лодку. Прошло чуть более двух недель после гибели «К.Ф.Лильевальх», и капитан судна нисколько не сомневался, что видит перед собой советскую подводную лодку. Чем быть самому потопленным, он решил потопить противника и направил «Виргинию» прямо на него.
После страшного таранного удара лодка стала погружаться, и тут крики, доносившиеся с её палубы и рубки, показали, что храбрый капитан таранил соотечественников. Подводная лодка «Шёборрен» (новейшая подводная лодка шведского флота) от удара затонула в 740 метрах юго-восточнее маяка Кокельшер, причем всего через четыре месяца как вошла в строй. Почти всему экипажу удалось спастись, погиб только один матрос. Позже лодку удалось поднять и в октябре 1943 года вновь ввести в строй.
Как тут не вспомнить пословицу: "Бей своих, чтобы чужие боялись". Здесь шведы поступили именно так! Но это был всего лишь 1942 год, следующий, 1943 года для шведских подводников станет еще более "веселым"...
Окончание следует, ссылка - ЗДЕСЬ.
P.S.Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )).