Найти в Дзене
Кинолог Александр Смирнов

«Собачьи» законы – феерическая победа популизма над здравым смыслом

Установить монументальную табличку с запретом гораздо проще, чем обустроить площадку для выгула. Фото Александр Смирнов
Установить монументальную табличку с запретом гораздо проще, чем обустроить площадку для выгула. Фото Александр Смирнов

Мне, как собачнику, очень не хватает стойкого иммунитета к токсичным законам, которыми месяц от месяца нас удивляют законотворцы. Такого иммунитета, чтобы не нервничать – а что там ещё они изобретут, какие ещё выдумают ограничения. И вообще, не придёт ли всё к тому, что держать домашних животных запретят вовсе.

Здорово было бы иметь такой иммунитет. Но, к сожалению, это несбыточные мечты. А значит, у меня по-прежнему будет неприятно ёкать где-то в районе сердца, когда, просматривая заголовки новостной ленты, я вдруг зацеплюсь взглядом за слова «собака» и «закон» – господи, ну что опять?

Опыт говорит: вышел закон – ничего хорошего не жди. Уже случились законы, утверждающие необходимость держать собаку на поводке и надевать ей намордник «везде, кроме специально отведённых мест», убирать какашки и посещать определенные места.

На подходе – те, что регламентируют количество проживающих в квартире животных, запрещают подкармливать бездомных собак и кошек, предписывают ограничить детям возможность выгула собак и так далее. Шаг за шагом жизнь собачников обрастает правилами.

Поймите правильно: я не жалуюсь. По большому счёту, правила это хорошо: гораздо легче жить, когда ты чётко знаешь, что можно, а что нельзя. Это же, к слову, я говорю каждому клиенту – только уже в контексте воспитания собаки.

Проблема не в законах. Они придуманы, чтобы сделать жизнь проще и облегчить взаимодействие между разными группами людей. Соблюдение законов позволяет избежать конфликтов – или разрешить, если они возникли. Но почему-то всякий раз, прочитав о новом законе, я ощущаю горьковатое послевкусье.

Потому что всё это – теория. В реальности принимаемые законы дают слишком большой простор для трактовки, в результате чего они приводят к усилению напряжённости в обществе, а те, кто призван следить за их исполнением, подходит к делу или излишне формально, или наоборот, предвзято.

Пример? Пожалуйста. То, как не нужно исполнять законы, показал недавний случай в Москве, когда хозяйке выписали штрафом за не смытую с травы мочу. Случай вызвал широкий резонанс – и, надо сказать, совершенно оправданно: иначе как издевательским глумлением над здравым смыслом такое решение не назовёшь.

Принимая законы, нужно учитывать реалии «на земле». Помните, не так давно собак разделили на «выше» и «ниже» 40 см? В зависимости от роста, их наделили разными правами. Тем, кто ниже, позволили свободно ходить без поводков и намордников, заходить в общественные заведения. Кто выше – оказался изгоем.

Единственное к чему это привело – участились конфликты между собачниками. Владельцы малышей посчитали, что теперь им можно всё, и стали «нападать» на тех, у кого собаки больше. В результате диалоги типа «Заберите свою псину! – Но Ваша собака тоже без поводка – Ну и что, мне можно!» стали обычным делом.

Честно говоря, обидно. Вообще в последние годы я наблюдаю деградацию отношений между собачниками. Там, где раньше спокойно гуляли все вместе, сейчас ходят лишь отдельные личности, старательно обходя встречных. А правильно – как бы чего не вышло. Мелкота игнорирует крупных, крупные избегают мелких. Социализация? Не, не слышали.

В этой связи меня откровенно пугает инициатива группы депутатов, которые сейчас прорабатывают вопрос о расширении списка «опасных пород». Помните такой? Когда его принимали, в нём было несколько десятков пород, но под давлением специалистов его существенно сократили. Сейчас в нём всего 12 пород, и большая часть из них – крайне редкие.

По некоторым данным, сейчас его хотят дополнить. Рассматривается два варианта: менее жесткий вариант это включить в него хаски, добермана, ротвейлера и немецкую овчарку, более жёсткий – всех собак, чей рост в холке больше 30 или 40 см.

Шокированы? Я – да. Нетрудно представить, к чему приведёт принятие этого закона: официальное подтверждение, что все большие собаки это монстры (сказано же – потенциально опасные, разве нет?), спровоцирует рост конфликтов и усиление негатива по отношению к собачникам в принципе.

Нельзя так. Слишком шаблонное мышление у большей части нашего общества – взять хотя бы термин «бойцовские породы»: сколько ни говорилось, что такой группы собак не существует в природе, название – в соответствующем негативном контексте – все равно продолжает гулять по публикациям.

Честно говоря, похоже на какой-то идиотизм. Жена говорит: «Напиши об этом». Напиши, да. А что толку? Что от этого изменится? Знаю, пробовал – в комменты налетит стая падальщиков, они начнут лопатами кидать грязь во всех, кто посмеет встать на защиту здравого смысла. В конечном итоге единственное, что я получу – катастрофически испорченное настроение.

Но собака – давно не блоховоз. Сейчас её статус ушёл бесконечно далеко от дворовой шавки или будочной жучки. Для многих современных владельцев собаки стали чем-то вроде четвероногих детей, которые не заменяют детей двуногих, но дополняют их, делая жизнь семьи более гармоничной и комфортной.

За последние несколько лет у меня кратно выросло число клиентов с двумя и более собаками. Нет, это не какие-то ущербные одиночки, кому больше не с кем провести время – все они вполне успешные люди, чаще всего семейные и с детьми (именно так, во множественном числе). Достаточно обеспеченные, чтобы оплачивать недешёвые индивидуальные занятия.

Задумайтесь, люди не просто так заводят собаку, и тем более не просто так берут ей в пару вторую. Может, это следствие дефицита нормальности в социальном окружении, дефицита человечности? Или, если хотите – следствие кризиса общения? Оказывается, что проще создать свой мир из семьи и нескольких собак, чем подстраиваться под закидоны окружающих людей.

Значение собаки в жизни современного человека очень велико. В 2011 году исследователи из РУДН отнесли общение с питомцем к деятельности, которая «способствует здоровью, восстановлению сил или получению удовольствия посредством пассивного или наблюдательного взаимодействия». По их мнению, собак и кошек необходимо учитывать при градостроении.

Более того, современный владелец готов переплачивать, чтобы ему было комфортно жить с собакой. По данным агентства Циан, одно из распространенных требований при покупке квартиры – пет-френдли среда: места выгула, спецплощадки и даже лапомойки в подъездах. Бред? Чёрта с два: застройщики уже проектируют жилые кварталы с учётом собачников. Не сделать этого – значит, отпустить клиента к другому продавцу.

Это всё про народ. Про то самое население, для блага которого должны приниматься законы. Про тех самых людей, которых законы должны защищать. Но возникает вопрос: кого от кого сейчас защищают принимаемые «околоживотные» законы? Сейчас получается, что мы, собачники, мешаем всем жить – и от нас надо кого-то защищать.

Законодатели, похоже, живут в параллельной реальности. Я бы понял, если бы мы, собачники, были незначительной частью населения, группкой маргиналов, выброшенных на обочину общества. Тогда, по законам демократии, нам было бы положено смириться с тем, что наше существование смущает остальной народ.

Но всё совсем наоборот. По разным оценкам, в России от 56% до 63% семей держат домашних животных. Значительная часть питомцев – собаки. Другими словами, типичный современный россиянин скорее собачник, чем не-собачник. То есть нас, собачников – уверенное большинство, и в такой ситуации, уж извините, не мы вам, а вы нам мешаете жить.

Мешаете своими доносами, оскорблениями, грязью в соцсетях, непродуманными законами, их бездумной трактовкой и ещё более бездумным стремлением исполнять их, читая букву, но забывая про дух. Сколько за последние десять лет было принято законов, защищающих права собачников? Нет, не так – были ли вообще приняты такие законы? Нет.

Напомню: речь идёт о большей части населения. Которая по-прежнему имеет множество обязанностей – и фактически никаких прав. Что нужно сделать, чтобы нас услышали? Как говорил один мой приятель, владелец интернет-магазина, «в первую очередь мы отвечаем геморройным клиентам». Вот так.

Наверное, нам тоже нужно стать геморройными, такими же, как те, что жалуются, пишут кляузы и снимают видосы. Видимо, так и есть – только, боюсь, ничего это не даст. Собачники – слишком удобные враги, на которых можно бесконечно заземлять своё недовольство жизнью. Повод всегда найдётся, а собачники всё стерпят.

Любите своих собак. А с остальным мы обязательно разберемся.

***

Меня зовут Александр Смирнов, я кинолог и дипломированный психолог. Работаю с собаками уже 20 лет – обучаю, помогаю воспитывать, консультирую, в том числе дистанционно. Готов ответить на все ваши вопросы. Мой номер +7 (921) 921 0 911. Звоните, пишите в Вотсапп, Макс или ТГ.

Кстати, в секретном разделе моего канала лежат особые материалы, только для Продвинутых Владельцев. Доступ к ним стоит 99 рублей. Подписывайтесь: новые статьи – каждую неделю.