Найти в Дзене
Venefica

Тереза - причиняющая добро

Тут знакомая помянула всемирно известную мать Терезу, дескать, жаль, что сейчас таких нет среди нас - бескорыстных, милосердных, несгибаемых.

Ну, насчет несгибаемости она абсолютно права, но остальные утверждения поразили меня своей неизбывной наивностью, тем более, что даже юность впоследствии "святой" Агнесы была наполнена национализмом самого что ни на есть беспримесного толка, да и потом в её милосердии возникала масса сомнений у самых разных людей.

Как говориться - биография сама расскажет.

Будущая "мать Тереза" родилась в г. Скопье, ныне - столице Северной Македонии 26 августа 1910 года и получила имя Агнес Бояджиу. Родилась она в богатой семье албанцев-католиков. Её отец был торговцем (вполне возможно, что награбленным) и убеждённым албанским националистом, членом подпольной организации, целью которой было изгнание сербов из Скопье и присоединение города этого города к в будущем великой Албании. Ради этого он и его единомышленники как могли, делали проживание сербов в этих местах невыносимым, а попросту - занимались бандитскими налетами. В 1919 году Агнес осталась сиротой, ибо отцу как-то очень не повезло во время очередного нападения его албанской бригады на сербскую деревню.

Истинная дочь своего отца, она унаследовала его взгляды. И, хоть она окончила сербскую гимназию и в юности говорила на сербском, в своих будущих официальных визитах в Югославию она делала вид, что совершенно не понимает этого языка.

В 1928 году, после окончания гимназии, Агнес отправилась в Ирландию в монашеский орден "Сёстры Лорето". Там она выучила английский язык, приняла монашеский постриг под именем Тереза и была направлена в индийский город Калькутта преподавать в католической школе святой Марии.

Там, на месте преподавательского служения, в 1946 году ей явился Иисус Христос, который повелел ей покинуть школу, снять монашеское одеяние, надеть индийское сари и помогать самым бедным и несчастным. В других своих воспоминаниях она утверждала, что Иисус начал ей являться во снах и видениях с пяти лет. Как Христова любовь и апостольское "нет ни еллина ни иудея" совмещались в ней с нарочитым забвением языка, на котором она училась в детстве - тайна велика есмь.

В этом своем начинании Тереза получила поддержку как властей, так и своего католического руководства. Для учреждения, которое мать Тереза назвала скромно, но однозначно -"Домом для умирающих", английские власти Калькутты в 1948 году выделили бывший храм богини Кали. Очень знаковое помещение, если вспомнить, кто такая эта богиня в своих неоднозначных проявлениях.

Индийская традиционная статуэтка Кали
Индийская традиционная статуэтка Кали

Персоналом стали 12 монахинь ордена "Сёстры-миссионерки любви", который позже получил благословение Папы Римского и начал действовать по всему миру.

Всемирную известность её организации принес в 1969 году документальный фильм "Нечто прекрасное для Бога", снятый журналистом Малкольмом Маггериджем по заказу ВВС. Журналист на полном серьёзе утверждал, что на съёмках произошло чудо: в "Доме для умирающих" не было света, но съёмки на кинопленку оказались удачными благодаря "божественному свету".

Несмотря на то, что оператор Кен Мак-Миллан, работавший с Маггериджем, позже объяснил, что при этом просто использовалась новая плёнка Kodak, предназначенная для ночной съёмки и слабоосвещенных мест, в ту доинтернетную эпоху никто не захотел прислушиваться к голосу какого-то там оператора. Люди любят чудеса, и им не симпатичны те, кто встает на пути этой любви.

После такого медийного успеха число монахинь-подвижниц ордена выросло до 5000, а по всему миру появилось более 500 отделений ордена в 121 стране. Везде открывались хосписы, центры помощи тяжело больным и социальные приюты. Однако мать Тереза продолжала называть все эти учреждения "Домами для умирающих".

В документальном фильме "Ангел из ада" Мэри Лаудон, работавшая в одном из таких домов, рассказала:

"Впечатление было, будто я попала в нацистский концлагерь — все пациенты были обриты наголо. Мебель состояла из раскладушек и простых деревянных кроватей. Были два зала: в одном умирали мужчины, в другом — женщины. Практически не было лечения, только аспирин и дешёвые препараты. Капельниц не хватало, иглы использовали многократно, промывали холодной водой. На вопрос, почему не дезинфицируют в кипятке, ответили, что это не нужно и времени нет. Я помню 15-летнего мальчика с болями в почках, которому становилось всё хуже, так как не давали антибиотиков, а потом нужна была операция. Я предложила вызвать такси и отвезти его в больницу, но мне отказали, сказав: 'Если мы сделаем это для него, придётся делать для всех'".

Слова Мэри Лаудон подтверждают результаты проверок "Домов для умирающих": там крайне редко заключали трудовые договоры с врачами, а основную работу выполняли бесплатные волонтёры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Медики отмечали полное пренебрежение гигиеной, распространение болезней, скудную и грубую еду и полное (принципиальное!) отсутствие обезболивающих.

Бывший британский волонтер в Хоуме Робин Фокс (ныне редактор британского медицинского журнала The Lancet) в 1994 году рассказал, что шприцы промывали в холодной воде и использовали повторно, что пациентам делали холодные ванны, что людям с 4 стадией онкологии давали аспирин. И всё на этом.

Мать Тереза считала, что тяжело больным "отверженным обществом", такие нежности, как обезболивание и лечение не нужны:

Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свои страдания, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир получает много от страдания. Мучения — это как поцелуй Иисуса.

Страдания при жизни, в её понимании, были залогом избавления от мук в аду. Чем сильнее страдает болящий на ложе своем, тем легче было его убедить перейти, к примеру, из индуизма в католичество, и вручить остаток жизни в руки Спасителя. Если пациент выживал, он рассказывал, что это случилось благодаря переходу в католицизм, а если нет - то усомниться было некому.

Когда матери Терезе самой требовалась медицинская помощь, она ни разу не полагалась на Господа или помощь своих сестер: в 1989 году ей установили кардиостимулятор, а после очередного ухудшения здоровья в 1996 году она лечилась в Калифорнии, в одной из самых дорогих и комфортабельных клиник.

Она легко меняла свои взгляды, если это могло принести быстрые дивиденды. Как истинно верующая католичка, католичка, воспитанная в Ирландии, она была категорически против абортов. В речи при вручении Нобелевской премии мира в 1979 году мать Тереза заявляла:

Самая большая угроза миру сегодня — аборты, потому что это прямая война, убийство, убийство собственного ребёнка матерью.

Но когда покровительствовавшая ей премьер-министр Индии Индира Ганди, начала компанию по стерилизации беднейших жительниц этой страны, Агнес Бояджиу-мать Тереза поддержала эту кампанию.

Индира и Тереза
Индира и Тереза

Зато в 1993 году, она осудила 14-летнюю ирландскую девушку, сделавшую аборт после надругательства над ней. А когда мир узнал о том, что массовые изнасилования превратились едва ли не в специфическое орудие войны в Боснии, мать Тереза отправилась в поездку по женским больницам, чтобы просить пострадавших от насилия женщин не делать аборты. "Отдайте их мне, если вы не хотите воспитывать их сами. У меня хватит любви для всех отвергнутых детей".

Путешествуя по миру, Агнес требовала полного запрета разводов, поскольку всякий брак освящён Господом. Но она же поддержала решение принцессы Дианы (тоже своей большой почитательницы и покровительницы) о разводе с принцем Чарльзом, потому что "из семьи ушла любовь". А она та вообще была? А как же терпение и смирение? Не для принцев с принцессами?

Тереза наставила на полного запрете всех контрацептивов, а на замечания о том, что "изделия №2" помогают предотвратить заражение ВИЧ, с полной серьезностью заявляла, что это заболевание "справедливое наказание за неправильное сексуальное поведение". Трудно ожидать чего-то иного от человека, в чьих приютах не практиковалась элементарная стерилизация инструментов.

Она была скромной женщиной, а потому совершенно неприметно и абсолютно бесплатно останавливалась в самых лучших отелях, дабы самим видом своим напоминать богатым о страждущих, и ни за чем иным.

Помимо Нобелевской премии, мать Тереза и её орден получили десятки наград и премий, сопровождаемых крупными суммами. Не говоря уже о посильных пожертвованиях поверивших в её добродетели граждан разных стран. Но данные приходов и расходов предпочитала держать в тени умолчания. Господь один всё ведает... Официальных данных по бюджету ордена во время жизни его основательницы не публиковалось. По неофициальным оценкам он составлял от $10 до 50 млрд в год.

Самый крупный скандал с расходованием пожертвований произошёл в 1991 году, когда немецкий журнал Stern опубликовал данные о том, что только 7% пожертвований идёт на лечение больных, а огромные суммы оседают на счетах Банка Ватикана. Того самого Банка Ватикана, который в течение многих лет был замешан в отмывании денег, коррупции и даже связях с мафией. Кстати, утверждают, что попытка навести порядок в его делах стоила жизни Иоанну Павлу I, да и после борьба предшественника нынешнего, папы Франциска за прозрачность шла с весьма переменным успехом..

Мать Терезу ничуть не смущало происхождение пожертвований - она спокойно принимала деньги, награбленные тиранами - такими, например, одиозными, как Жан-Клод Дювалье. Несмотря на его "недобрую славу", посетившая Гаити в 1981 году мать Тереза утверждала, что нигде не видела такой близости между бедняками и главой государства.

Она получила от диктатора 1,5 миллиона долларов - на благотворительность.

Другим крупным дарителем был американец Чарльз Киттинг, который пожертвовал ей 1,25 миллиона долларов. Позже, когда Киттинг попал под суд за ограбление вкладчиков, мать Тереза написала письмо с просьбой о его помиловании. Прокурор Пол Терли ответил, что церковная благотворительность не должна служить средством для оправдания преступников, и предложил её вернуть пожертвованные неправедные деньги пострадавшим.

Как вы думаете, вернула? Ага, сейчас, еще и из своих добавила (сарказм).

Она считала, что деньги не имеют запаха - ни те, что давал ей газетный магнат Роберт Максвелл, полностью разоривший пенсионный фонд своих сотрудников тратами на свои прихоти, ни те которые она получала от представителей латиноамериканских наркокартелей - хотя те сотни тысяч долларов имели очень специфический аромат.

В то время жертвовать матери Терезе стало очень популярным у людей, в отношении которых у действительно богобоязненных верующих не оставалось никаких сомнений, что щедрые дарители давно продали свою душу черту. Поскольку никто из них и не думал после этого как-то менять род своих занятий, похоже, эти пожертвования рассматривались ими как своего рода индульгенции. "Прощенные Богом", они с новыми силами возвращались к своему служению Аду.

К матери Терезе много раз обращались с просьбой вернуть грязные деньги тем, у кого они были украдены. И каждый раз следовал решительный отказ: "Они (то есть укравшие - прим. авт.) пожертвовали эти деньги от чистого сердца не мне, а тому делу, которым я занимаюсь. Я не могу их отдать".

От чистого сердца, поняли вы, маловеры?

Крайний слева - Ясир Арафат, чье состояние, сделанное на благотворительности палестинцам - его состояние оценивали в 6 млрд. долл
Крайний слева - Ясир Арафат, чье состояние, сделанное на благотворительности палестинцам - его состояние оценивали в 6 млрд. долл

Канонизация святой после её кончины тоже была терниста. С одной стороны - столь медийная личность, а с другой чудес что-то никак не наблюдалось.

Тогда поиск поручили канадскому священнику Брайану Колодийчуку. Он заявил, что жительница Бенгалии Моника Бесра исцелилась от злокачественной опухоли желудка после того, как в годовщину смерти матери Терезы сестра Моники положила на её живот медальон с ликом Богородицы и помолилась. Через 8 часов опухоль рассосалась.

Такую чудесную историю испортил муж Моники, заявивший, что у жены была всего лишь киста яичника, вылеченная лекарствами, и продемонстрировавший медицинские документы и соответствующие назначения.

В 2008 году Колодийчук всё же нашёл настоящее чудо в Бразилии: у Марсилио Андрино была опухоль мозга, которая исчезла после молитв его жены матери Терезе. Медицинских документов у семейства, как назло, не было, поэтому эта история была признана полностью заслуживающей доверия.

Итальянец Джорджио Бруско, знавший мать Терезу лично и отбывающий срок за руководство мафией, сказал о её канонизации: "Если она святая, то я - Иисус Христос". Собственно, это мнение заслуженного мафиозо подтверждается и личными записями самой "бескорыстной благотворительницы" - "Я чувствую себя потерянной. Господь не любит меня. Бог не может быть Богом. Возможно, его нет", - говорится в ее дневниках.

Поклонение
Поклонение

Ну, теперь-то она точно знает, есть или...

Печально другое - спекуляции на желании людей помогать дальним ближним свои продолжаются, а люди, о нечестии которых известно, продолжают считать, что "кинутое Богу" смывает все грехи.

Сейчас орден, основанный Терезой, переживает не лучшие свои времена - не далее, как в 2018 году все детские дома в Индии, находящиеся в ведении ордена «Миссионеров милосердия», были проверены индийским Министерством по делам женщин и детей после обвинений в том, что два сотрудника Джокхандского дома продавали младенцев на усыновление. Сестра (Консайла Бальса) и социальный работник (Анима Индвар) были арестованы. Их обвинили в том, что они уже продали троих детей из приюта для беременных незамужних женщин, а также в попытке продать мальчика примерно за 1325 фунтов стерлингов.

Sic transit gloria mundi

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях