Найти в Дзене
GROM I MOLNIYA

Второе пришествие турбо. Ретроспектива 1977-1981 годы.

Первые серийные автомобили с турбонаддувом (с улиткой от выхлопных газов) были выпущены еще в 60-х годах прошлого века. Это были Oldsmobile F-85 Jetfire и Chevrolet Corvair Monza и про них можно прочитать здесь😊). В 70-х годах турбонаддув появился в некоторых спортивных моделях, например BMW 2002 Turbo или 911 Turbo от Porsche, которые выпускались ограниченным тиражом для допуска в гоночную серию. До повсеместного распространения турбо оставалось не долго. Знаковое событие произошло в 1977 году: на трассах формулы-1 состоялся дебют заводской команды Renault с моделью RS01, которая стала первой в истории Гран-при, оснащенной 1,5 литровым двигателем с турбонагнетателем, использовавшим энергию выхлопных газов. (Про эту эпоху в Ф1 здесь😊). Его мощность превосходила 3-литровые атмосферные моторы на 50 л.с.! Всё больше таких двигателей использовалось в различных гоночных дисциплинах и, как водится, такая технология постепенно стала внедряться в серийные дорожные автомобили. Посмотрим на

Первые серийные автомобили с турбонаддувом (с улиткой от выхлопных газов) были выпущены еще в 60-х годах прошлого века. Это были Oldsmobile F-85 Jetfire и Chevrolet Corvair Monza и про них можно прочитать здесь😊). В 70-х годах турбонаддув появился в некоторых спортивных моделях, например BMW 2002 Turbo или 911 Turbo от Porsche, которые выпускались ограниченным тиражом для допуска в гоночную серию. До повсеместного распространения турбо оставалось не долго. Знаковое событие произошло в 1977 году: на трассах формулы-1 состоялся дебют заводской команды Renault с моделью RS01, которая стала первой в истории Гран-при, оснащенной 1,5 литровым двигателем с турбонагнетателем, использовавшим энергию выхлопных газов. (Про эту эпоху в Ф1 здесь😊). Его мощность превосходила 3-литровые атмосферные моторы на 50 л.с.! Всё больше таких двигателей использовалось в различных гоночных дисциплинах и, как водится, такая технология постепенно стала внедряться в серийные дорожные автомобили. Посмотрим на некоторые из них от спортивных купе до семейных универсалов, начало выпуска которых с 1977 по 1981 год (турбодизели не в счёт).

1978г. Saab 99 Turbo

двигатель L4 1985 см3. Мощность 145 л.с.
двигатель L4 1985 см3. Мощность 145 л.с.

Основной помехой применения турбонаддува на серийных моделях в то время была существенная задержка в отклике на нажим педали газа при низких оборотах- «турбояма». Инженерам Saab, с помощью электронного впрыска топлива и новой системе зажигания, частично удалось решить эту проблему и сделать характеристики мотора более плавными. Вместе с этим мощность 2-литрового мотора возросла до 145 л.с. (без наддува было 110л.с.), а максималка достигла 200 км/ч. Пожалуй, Saab 99 Turbo стал первым массовым европейским автомобилем, выпускавшимся без гоночных намерений и получившим турбо под капот.

1978г. Porsche 911 Turbo II (930)

двигатель flat-6 2994/3299 см3. Мощность 260-330 л.с.
двигатель flat-6 2994/3299 см3. Мощность 260-330 л.с.

В 1975 году компания Porsche выпустила дорожную модель 911 Турбо (930) ограниченным тиражом в 400 автомобилей, которые должны были пройти омологацию для участия в различных гоночных категориях. Внезапно, спрос намного превысил количество, требуемое Международной автомобильной федерацией и в Порше не задумываясь провели рестайлинг и запустили 911 Turbo в массовое производство. В 1978 г. объём двигателя был увеличен до 3,2 литра, а добавление интеркулера повысило его мощность до 300 л.с. Porsche 911 Turbo (930) выпускался как купе или кабриолет вплоть до 1989 года, имел различные модификации, а общий тираж составил 21589 ед. Подробнее про классические Porsche 911 здесь😊:

1978 Buick Regal Sport Coupe

двигатель V6 3791 см3  160-276л.с.
двигатель V6 3791 см3 160-276л.с.

Во второй половине 70-х годов Buick, как и другие подразделения корпорации GM, производит «даунсайзинг» полноразмерных моделей. Среднеразмерные, по американской классификации автомобили, сравнялись по габаритам с компактными прошлых лет, а самый крупный двигатель не превышал 5 литров объёма. Тогда мотористы Buick, используя наработки из автоспорта, установили систему турбонаддува в гражданский двигатель. Это было новое слово в "больную эпоху", когда самый мощный атмосферный V8 на том же Buick Riviera или каком-нибудь Cadillac Eldorado выдавал 160 л.с. А турбовый V6, благодаря усовершенствованной системе впуска, электронному зажиганию и разумеется наддуву, больше, при этом не теряя в крутящем моменте. И да, с помощью электронных датчиков была решена проблема детонации, которая так мешала развитию первых турбомоторов. В финальной версии на Buick GNX 1987 года мощность этого мотора достигла 276 л.с.(официально), а поговаривают, что и все 300!

1979г. Porsche 924 Turbo

двигатель L4 1984 см3. Мощность 170-177л.с
двигатель L4 1984 см3. Мощность 170-177л.с

Первый автомобиль Porsche с жидкостным охлаждением и двигателем спереди стал спасением компании в нефтекризисные 70-е годы. Привлекательная цена, надёжность и экономичность сделали Porsche 924 очень востребованным на рынке спортивных тачек, но часть клиентов была недовольна его динамикой. К этому времени специалисты Порше прекрасно разбирались в турботехнологиях и прикрутили турбину на 2-литровый мотор от Audi, сняв с него 177 л.с. (было 125л.с.). Porsche 924 с наклейкой «Turbo» по динамике стал сопоставим с современным ему 911 SC, а стоил дешевле. Известно, что к концу производства в 1983 году было выпущено 13 616 ед. 924 Turbo, после чего модель заменили на Porsche 944. Про них, если интересно здесь😊:

1979г. Audi 200 C2/ Audi 5000 (USA) .

двигатель L5 2145 см3. Мощность 170 л.с
двигатель L5 2145 см3. Мощность 170 л.с

В этом году на вершине модельного ряда марки Audi появилась люксовая версия «сотки»-Audi 200. В Ауди не располагали мощными 6-цилиндровыми моторами, чтобы составить конкуренцию Меседесу или БМВ в бизнес-сегменте, поэтому на помощь пришла турбина. 5-цилиндровыая силовая установка стала самой мощной в истории компании на тот момент и сделала Audi 200 одним из самых мощных автомобилей с передним приводом. Автомобиль отлично продавался по обе стороны океана, пока его в 1982 году не сменила новая модель, а двигатель продолжил своё развитие.

1979 г. Mercury Capri Turbo RS/ Ford Mustang GT

двигатель L4 2302 см3   Мощность 117-175л.с.
двигатель L4 2302 см3 Мощность 117-175л.с.

В первой половине 70-х Mercury Capri был двойником европейского автомобиля Ford Capri, а в 1979 г. название вернулось на рынок в виде близнеца Ford Mustang в новом кузове. Самые крутые модификации оснащались либо 4-цилиндровым двигателем с турбонаддувом мощностью 117 л.с. или 4.9-литровым карбюраторный V8 302 мощностью 135 л.с. Что поделаешь, мощи нету- больная эпоха… К 1985 году ситуация улучшилась и оба агрегата сравнялись на отметке 175 л.с.

1980г. Mitsubishi Lancer 1800 EX GSR/ GT Turbo

двигатель L4 1797 см3 Мощность 135-160 л.с.
двигатель L4 1797 см3 Мощность 135-160 л.с.

Когда в скучный японский седанчик Mitsubishi Lancer установили новые 1,8-литровые двигатели Sirius 80 с турбонаддувом, стало понятно, куда целят японцы. А целили они в Европу, для чего была создана раллийная версия Lancer 2000 Turbo мощностью 280 л. с. На внутреннем рынке продажи турбоверсии были низкими из-за экологических норм, введённых в Японии в то время. Mitsubishi Lancer 1800 EX GSR является прямым предком всех современных эвиков, а его мотор- основа легендарного 4G63.

1980г. Renault 5 Turbo Renault 5 Alpine/ GT Turbo

двигатель L4 1397 см3  Мощность  120-160 л.с.
двигатель L4 1397 см3 Мощность 120-160 л.с.

Renault 5- маленькая коробочка на четырёх колесах игравшая в лиге супермини в 70-х годах. Но это до тех пор, пока инженеры из спортивного подразделения Renault Sport не воплотили свою сумасшедшую идею – сделать на его основе раллийный заднеприводный болид. Турбовый 1,4-литровый моторчик поместили по центру, колею расширили, заднюю часть полностью перепроектировали, от исходного кузова остались разве что двери. За дизайн отвечал Марчелло Гандини из Bertone и вот, необходимые для омологации в спорте первые 400 «гражданских» машинок поступили в продажу. Надо сказать, что Renault 5 Turbo так полюбился любителям острых ощущений, что выпускался до 1986 года и его тираж составил 4857 ед. А для нашей темы важно, что такой же мотор ставили на обычный гражданский переднеприводный Renault 5. Движок там стоял где положено, только он был сил на 40 послабее. Такие модели назывались Renault 5 Alpine Turbo (Gordini Turbo для UK) и позже Renault 5 GT Turbo.

1980г. Audi Quattro

двигатель L5 2145 см3 200-220 л.с.
двигатель L5 2145 см3 200-220 л.с.

Революционный автомобиль, который не только направил вектор развития раллийных автомобилей в сторону полного привода, но и сделал его нормой для дорожных машин. Но это отдельная тема, а мы про турбо. Как и на старшей модели Audi 200 двигатель рядный 5-цилиндровый, но с дополнительным интеркулером он развивал мощность на 30 л. с. больше, а позднее с установкой двух распредвалов этот показатель вырос до 220 л.с. Гоночная версия Audi Quattro добилась значительных успехов в мировом ралли, но об этом как-нить в другой раз.

1980г. Lotus Essex Turbo Esprit / S3 Turbo

двигатель L4 2174 см3 210л.с.
двигатель L4 2174 см3 210л.с.

Lotus Esprit на редкость долгоживущий автомобиль, выпускался с 1976 года более 20 лет. Когда покупателям спортивного купе стало мало 160 лошадей под капотом, инженеры Lotus, как никто другой знали, как зарядить тачку, не меняя мотор. Установив турбину с жидкостным интеркулером, новые поршни под низкую степень сжатия и настроив всё это, они получили +50 л.с. с того же объёма. Первые 88 экземпляров выпустили на базе поколения S2 под названием Lotus Essex Turbo Esprit (в честь Essex OPC, спонсора Team Lotus в формуле-1; на фото). После рестайлинга ещё 1658 ед. Esprit S3 Turbo нашли своих покупателей.

1981г. Datsun 280ZX Turbo.

двигатель L6 2753 см3 180-200л.с.
двигатель L6 2753 см3 180-200л.с.

В 1978 году компания Nissan продолжила экспансию на американский рынок своего спортивного Z-кара с моделью Datsun 280ZX (Nissan Fairlady Z в Японии). В 1981 г. Datsun 280ZX Turbo - высокопроизводительная модификация с турбонаддувом, который обеспечивал мощность 180 л.с. и делал его самым быстрым японским автомобилем на рынке США. Разгон до 100 км/ч занимал 7,4 секунды, а например у Корвета, в то время, 7,9 сек. В последнем году производства 280ZX Turbo стал поставляться в Европу, после чего его сменил Nissan 300ZX.

1981 г. Volvo 240 Turbo двигатель L4 2141 см3 151л.с.

двигатель L4 2141 см3 151л.с.
двигатель L4 2141 см3 151л.с.

Глядя на Volvo 240, последнее, что придёт в голову это гонки. Тем не менее, турботехнологии докатились и до шведских седанов и сараев. Первые двигатели с турбиной появились в 1981 году, а в 1985 году гоночная версия 240 Turbo, которую называли «Летающим кирпичом» из-за её довольно нелепого внешнего вида, выиграла европейский кузовной чемпионат у всяких там Jaguar, BMW и Rover. Эта история выходит за рамки данной статьи, а если интересно, то проходите сюда😊:

1981 г. Maserati Biturbo

 двигатели V6 1996 см3/ 2491 см3  180-220л.с.
двигатели V6 1996 см3/ 2491 см3 180-220л.с.

Семейство Maserati Biturbo включало в себя купе, седаны, а позднее родстеры с короткой базой. Обозначались они трёхзначными индексами, где первая цифра указывала на количество дверей, а вторая и третья - на объём двигателя в литрах. Для Италии моторы ставили 2-литровые, а на экспорт шли 2,5л. Но всё это разнообразие объединяло одно- совершенно новый алюминиевый двигатель V6 - первый в мире серийный мотор, оснащённый двойным турбонаддувом и тремя клапанами на цилиндр. Первые двигатели были карбюраторными, потом установили впрыск, промежуточные охладители, мощность росла. Семейство Biturbo расширялось, прирастало новыми моделями, а про эпоху Maserati и De Tomaso можно почитать здесь😊:

Такая вот картина турбо-автомобилей с 77-го по 81-й год широкими мазками. Это не все конечно, но такие стали настоящей классикой, по ним скучают, их любят, восстанавливают. А у кого есть что-то такое – почёт!

А все картинки свободно лежат в интернете.

Всем мира и добра!