Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Японское торпедное оружие во второй моровой войне

РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОГО ТОРПЕДНОГО ОРУЖИЯ В 1918–1930 ГГ. К концу Первой мировой войны в Императорском флоте Японии были разработаны 450-мм торпеды для подводных лодок и закуплены первые 533-мм торпеды для надводных кораблей. Первая партия из 21 533-мм торпеды, закупленных у фирмы «Уайтхед» в г. Фиуме, была доставлена в Японию незадолго до начала Первой мировой войны. Эти торпеды были вполне конкурентоспособными в сравнении с торпедами других флотов. Вместе с тем флоты других стран накопили в результате Первой мировой войны современный опыт боевого применения торпед в качестве оружия подводных лодок и надводных кораблей. Участие Императорского флота Японии в Первой мировой войне не предполагало войны с применением торпед. Большинство других флотов добилось существенного прогресса с переходом на 533-мм калибр торпеды. Кроме того, Япония значительно отставала в развитии подводных сил. К концу 1918 г. для Императорского флота Японии было построено всего 16 подводных лодок, в то время как в сос

РАЗВИТИЕ ЯПОНСКОГО ТОРПЕДНОГО ОРУЖИЯ В 1918–1930 ГГ.

К концу Первой мировой войны в Императорском флоте Японии были разработаны 450-мм торпеды для подводных лодок и закуплены первые 533-мм торпеды для надводных кораблей. Первая партия из 21 533-мм торпеды, закупленных у фирмы «Уайтхед» в г. Фиуме, была доставлена в Японию незадолго до начала Первой мировой войны.

Эти торпеды были вполне конкурентоспособными в сравнении с торпедами других флотов. Вместе с тем флоты других стран накопили в результате Первой мировой войны современный опыт боевого применения торпед в качестве оружия подводных лодок и надводных кораблей. Участие Императорского флота Японии в Первой мировой войне не предполагало войны с применением торпед. Большинство других флотов добилось существенного прогресса с переходом на 533-мм калибр торпеды. Кроме того, Япония значительно отставала в развитии подводных сил. К концу 1918 г. для Императорского флота Японии было построено всего 16 подводных лодок, в то время как в состав каждого из основных флотов морских держав к этому времени входили от 80 до 100 подводных лодок.

К моменту окончания Первой мировой войны торпедное вооружение японских подводных лодок состояло из 450-мм торпед и только 3 (из 16) подводных лодок несли более двух торпед. Надводные корабли большей частью также несли 450-мм торпеды. Первым кораблем Императорского флота Японии, оснащенным 533-мм торпедными аппаратами, был эсминец «Urikaze», построенный на верфи Ярроу в Великобритании в 1915 г., но вошедший в состав Императорского флота Японии только после окончания Первой мировой войны в 1919 г. Новые крейсера «Tenyu» и «Tatsuta», построенные в 1919 г., также несли 533-мм торпеды, которые были приобретены у фирмы «Уайтхед» в г. Фиуме.

Крупносерийное производство 533-мм торпед Type 44 по лицензии фирмы «Уайтхед» началось в 1918 г. За четырехлетний период, к 1921 г. торпедный завод фирмы «Мицубиси» в г. Нагасаки произвел свыше 500 533-мм торпед Type 44.

Торпеда Type 44 имела следующие тактико-технические характеристики: калибр 533-мм, длина 6700 мм, общая масса 1293 кг. БЗО несло заряд в 160 кг взрывчатого вещества шимоза, скорость хода 35 уз. при дальности хода 7000 м и 27 уз. при дальности хода 10000 м.

Примерно в 1915 г. Императорский флот Японии начал самостоятельную разработку 533-мм воздушных парогазовых торпед для вооружения новых подводных лодок. Новая торпеда, которая получила обозначение Type 6, была принята на вооружение в 1917 г., однако ее производство на торпедном заводе фирмы «Мицубиси» в г. Нагасаки было начато только в 1921 г.

Воздушная парогазовая торпеда Type 6 имела следующие тактико-технические характеристики: калибр 533-мм, длина 6840 мм, общая масса 1432 кг. БЗО несло заряд в 200 кг взрывчатого вещества шимоза.

На торпеде Type 6 устанавливался звездообразный 4-цилиндровый поршневой двигатель Брозерхуда. Окислитель — воздух; горючее — керосин, охладитель — пресная вода. Применялась в начале войны на старых субмаринах типа RО-60, RО-61, и т.п., не было никаких модификаций этого типа.

533-мм воздушная парогазовая торпеда Type 6 (без БЗО)
533-мм воздушная парогазовая торпеда Type 6 (без БЗО)

К моменту окончания производства этого типа торпед в 1928 г. их было изготовлено более 3500 штук. Таким образом, в первые годы после Первой мировой войны торпедное ведомство японского Императорского флота, в сравнении с другими флотами крупных морских держав, технически было вполне конкурентоспособным, однако не имело боевого опыта участия в Первой мировой войне и несколько отставало в вопросах боевого применении торпед.

Последующее размещение 533-мм торпед на японских надводных кораблях было быстрым и включало как новое строительство, так и перевооружение существующих кораблей. В период с 1919 по 1923 гг. было заложено еще 27 подводных лодок с 450-мм торпедными аппаратами. Переход японских подводных лодок на 533-мм аппараты начался с подводных лодок, заложенных в 1920–1921 гг., т.е. несколько позже, чем в американском или британском флоте.

Единственными новыми японскими подводными лодками, построенными после 1923 г. и оснащенными 450-мм трубами, была экспериментальная подводная лодка (№ 71) и сверхмалые подводные лодки водоизмещением менее 100 тонн.

_______________________________________

Перед Вами отрывок из книги И. А. Шавырин "Японское торпедное оружие во второй моровой войне".

Приобрести и прочитать "Японское торпедное оружие во второй моровой войне" полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий