Найти в Дзене
Психопедагогика

Вертится-крутится-прыгает на уроках! А мы думали, он спокойный

В моем кабинете мама с первоклассником. Напуганы, растеряны, удивлены. Мальчик всегда был тихим, послушным, спокойным. Никаких проблем в детском саду и дома – куда посадишь, там и возьмёшь. Любимые занятия – конструктор, пазлы, раскраски. И вот в школе мама получает неожиданную характеристику от учителя: гиперактивный! По признанию мамы, она сначала даже не поверила, что речь идет о ее сыне и думала, что их с кем-то перепутали. Но нет, учительница была непреклонна: именно этот мальчик мешает ей вести уроки, ёрзает, качается на стуле, все время чем-то шумит, не слушает учителя. Более того: он злостно и сознательно действует учителю на нервы и отвлекает одноклассников! Например, может весь урок ритмично постукивать карандашом о столешницу, чтобы позлить учителя. Или под партой пинать рюкзак – "вот сколько в нем агрессии"! Смотрю на своего маленького посетителя. Спокойно сидит в кресле, не качается и не крутится. В разговор не вступает, взрослых не перебивает, но явно внимательно слуша
Оглавление

В моем кабинете мама с первоклассником. Напуганы, растеряны, удивлены.

Мальчик всегда был тихим, послушным, спокойным. Никаких проблем в детском саду и дома – куда посадишь, там и возьмёшь. Любимые занятия – конструктор, пазлы, раскраски. И вот в школе мама получает неожиданную характеристику от учителя: гиперактивный! По признанию мамы, она сначала даже не поверила, что речь идет о ее сыне и думала, что их с кем-то перепутали. Но нет, учительница была непреклонна: именно этот мальчик мешает ей вести уроки, ёрзает, качается на стуле, все время чем-то шумит, не слушает учителя. Более того: он злостно и сознательно действует учителю на нервы и отвлекает одноклассников! Например, может весь урок ритмично постукивать карандашом о столешницу, чтобы позлить учителя. Или под партой пинать рюкзак – "вот сколько в нем агрессии"!

Как мальчик мог так быстро превратиться из тихого и послушного в гиперактивного?

Смотрю на своего маленького посетителя. Спокойно сидит в кресле, не качается и не крутится. В разговор не вступает, взрослых не перебивает, но явно внимательно слушает. Ну какая тут гиперактивность? Абсолютно адекватное для данной ситуации поведение.

Для начала провожу диагностику школьной готовности. Давно я такого не видела: высокий уровень по всем фронтам! Бегло читает. Хорошо считает. Имеет большой запас знаний об окружающем мире.

- Владик, тебе нравится в школе?
- Да!
- А хотел бы вернуться в детский сад?
Владик хитро улыбается:
- Неееет!
- Наверное, ты в школе узнал много нового….
Задумался. Серьезно относится к нашему разговору.
- Нет, ничего нового не узнал.
Он еще и честный!
- А в какой школе ты учишься?
Мама называет обычную районную школу. Я знаю, что уровень преподавания и требований там невысок.

Что же случилось с ребенком?

Итак, умный, серьезный, начитанный и спокойный ребенок идет в школу. Изменение образа жизни, нервно-психическая нагрузка… Теперь он должен сидеть неподвижно 35 минут кряду. А чем он занят в эти 35 минут урока? Он не узнал ничего нового, ему не интересны задания – они слишком просты и скучны для него. Нет азарта добывания новых знаний, нет интеллектуальных упражнений. Он должен просто сидеть 35 минут. Неподвижно и тихо сидеть. В семь лет. Видите ли, есть разница: сидеть над пазлами или просто сидеть и смотреть на доску. При этом ребенок от рождения энергетически обедненный, астеничный, слабого темперамента… Ему тяжело дается это высиживание трех уроков.

Пока я размышляю, Владик закончил задание и сидит, подёргивая ногой. Рассматривает картины на стенах. Наверное, так это и происходит в школе. Ему там скучно! И чтобы совсем не уснуть, он тормошит себя постукиванием по столу, разговорами с одноклассниками. Вот этот скучающий вид и раздражает учительницу настолько, что она готова повесить на Владика всех собак разом. Конечно, сейчас он выглядит невнимательным, рассеянным. В его пинании рюкзака нет агрессии, замысла, злости - это просто желание взбодриться, найти себе занятие. Остальное - домыслы учителя, его восприятие ситуации.

- А у вас в школе часто проходят физкультминутки? Динамические паузы?
- Что это? – Владик смотрит на меня внимательно. – А, зарядка?
- Да, зарядка во время урока, когда вам предлагаю встать и сделать какие-то движения.
- Нее, во время урока нельзя вставать.
Понятно. С таким подходом проблема не только у Владика. Поэтому учительница так раздражена.

Не всегда подвижность и непоседливость признак гиперактивности! Она свойственна и обычным, здоровым детям. И детям ослабленным, утомляемым. Все зависит от внешних условий.

Если ребенок от рождения не отличается бурным темпераментом и неиссякаемой жизненной силой – он нуждается в частом стимулировании. У него буквально нет сил сидеть, поэтому он неосознанно приводит себя в тонус раскачиванием, щелканьем ручкой, постукиванием ногой. Это позволяет ему не выпасть из реальности, не уснуть, оставаться на краю работоспособности. Если он перестанет ерзать – он ляжет на парту и станет недосягаем для учебного процесса.

Что посоветовать родителям первоклассника?

«Первоклассник» - это очень неоднородная характеристика. Кто-то к семи годам готов учиться, преодолевать трудности и справляться с эмоциями. Кто-то по своим психологическим характеристикам не отличается от дошкольника. Кто-то все еще занимается с логопедом, а кто-то уже читает художественную литературу. Учитель вынужден равняться на некого мифического среднего ученика (которого в классе может и не быть: собрались только сильные и слабые ученики – что делать учителю?). По итогу теряют все. Поэтому первый совет родителям: выбирайте подходящий класс. Взгляните на ребенка придирчиво и объективно, посоветуйтесь с профессионалами. Не надо отправлять слабого ребенка в гимназию, а вот сильному ученику там самое место, не надо его жалеть.

То же самое касается подготовки к школе. Сейчас это практически обязательный пункт в биографии любого ученика. Но готовить к школе интеллектуально надо лишь отстающих детей, чтобы подтянуть их до уровня обычного ребенка на пороге первого класса. Поэтому если вы видите, что проблемы есть – вам на курсы. А если ребенок в шесть лет уже обладает начальными школьными навыками – притормозите, не надо муштровать его до автоматизма. Школа должна оставаться источником знаний, в котором ребенок почувствует радость открытий. Новизна обуславливает интерес и желание учиться.

Родителям и астеничных, и возбудимых детей стоит помнить, что поступление в школу – всегда стресс: потому что для детей это резкое изменение образа жизни, новое социальное окружение, незнакомые стены, новые правила и обязанности. От этого никуда не деться. Поэтому постарайтесь поберечь психику первоклассника и минимизировать другие стрессовые факторы. В этом деле главный ваш помощник - режим дня. Он упорядочивает биоритмы и этим самым снижает уровень стресса. В правильном режиме дня должен быть полноценный ночной сон, прогулки на свежем воздухе, чередование физических и интеллектуальных нагрузок. По возможности обеспечьте максимально комфортную психологическую обстановку в семье, сохраняйте с ребенком дружеские теплые отношения, обсуждайте все, что происходит в его жизни.

Психолог онлайн. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsАpp, Telegram, sms).