Хорошо будет учиться тот, кто хорошо владеет собой
Произвольность - это умение вести себя так, как того требует школа и учитель: не вставать во время урока, не разговаривать, правильно и вовремя выполнять задания.
Произвольность - это способность подавить сиюминутные импульсы и желания, сделать правильный выбор между "хочу" и "надо". Произвольность - это основа осознанной деятельности, когда школьник понимает, что он делает и зачем, а так же осознает последствия своих действий и бездействия.
Многие дети идут в школу не обладая этими навыками, поэтому испытывают трудности в обучении, связанные с неумением организовать свою деятельность, точно следовать указаниям учителя, с несамостоятельностью, пассивностью, расторможенностью и импульсивностью поведения. Хороший пример такого поведения описан в этом посте.
Формирование произвольности приходит с развитием мозга. Природой заложено, что произвольное поведение формируется тогда, когда созревают соответствующие зоны мозга, т.е. ориентировочно к 7 годам. Конечно, так происходит не у всех детей. Если школа уже «на носу», а осознанности поведения и саморегуляции у ребенка до сих пор нет, то ему надо срочно помогать!
Как сформировать произвольность?
Произвольность развивают все задания, которые ребенок выполняет целенаправленно, не потому, что это ему интересно или нравится, а потому, что это надо сделать: уборка, складывание вещей в шкаф, уход за домашними питомцами или растениями, запоминание списка покупок, мелкие бытовые поручения.
Учите ребенка действовать осознанно через планирование деятельности. Приступая к чему-нибудь, обговорите с ребенком порядок действий: "Ты возьмешь ножницы и отрежешь здесь. Потом возьмёшь клей и намажешь здесь... " и т.д. Полезно по тому же принципу учить ребенка планировать свой день: «Сейчас мы позавтракаем, уберемся на кухне, развесим белье, оденемся на прогулку и пойдем в парк, после прогулки зайдем в магазин…».
Важный фактор произвольной деятельности – умение управлять своими желаниями и сиюминутными порывами, поэтому не стремитесь сразу же выполнять все желания ребенка. Договоритесь, что десерт можно будет съесть только после обеда, поиграть в какую-то игру – после сна, мороженое вы купите на выходных, игрушку – к ближайшему празднику. Учите ребенка ждать, соблюдать очередность, уступать.
Развитию произвольности способствуют абсолютно все игры с правилами.
- Подвижные игры «Море волнуется раз», «Тише едешь - дальше будешь», «Пятнашки», «День-ночь», «Кошки-мышки» учат по команде побежать, по команде останавливаться (что сложнее), ждать своей очереди, взаимодействовать с другими детьми, достойно проигрывать (водить).
- Настольные игры – «Лото» и «Домино» всех видов, многочисленные «бродилки» и, конечно, шашки и шахматы. Они требуют от ребенка запомнить больше правил, ждать своего хода, контролировать свои импульсы, думать наперед (т.е. планировать свою деятельность).
- Игры с правилами могут быть и сюжетными, когда Вы предварительно договариваетесь с ребенком: «Давай я буду этой куклой, а ты – этой. Как будто я пришла к тебе в гости, а у тебя день рождения, мы будем сначала пить чай, потом будем играть, а потом вместе пойдем гулять». Тогда от ребенка требуется на протяжении игры не менять существующий сценарий, а действовать так, как было оговорено заранее.
Произвольность - фундамент готовности к школе. Во многом от нее зависит, будет ли ребенок учиться с интересом и удовольствием или каждый школьный день станет для него и вас каторгой. Произвольность обуславливает поведение ребенка и количество замечаний в его дневнике. Произвольность определяет, будет ли ребенок окружен школьными друзьями или станет изгоем.
В конечном итоге, от целенаправленности и произвольности поведения зависит и взрослая жизнь человека: сможет ли он подавить сиюминутный импульс и не влезть в драку, где его покалечат? сможет ли удержаться от неразумных трат и не стать жертвой коллекторов? сможет ли избежать соблазнов, способных разрушить семейную жизнь?
_____________________________
Психолог онлайн.
Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).
- диагностика готовности к школе
- рекомендации по коррекции подготовки к школе
- консультирование по школьным проблемам (обучение, взаимоотношения)
_______________________________