Найти в Дзене

Белорусские инженеры научили бетон «чувствовать» и не трескаться

   Фото сгенерировано Kandinsky 4.1
Фото сгенерировано Kandinsky 4.1

Инженеры компании Unitsky String Technologies Inc. разработали методы, которые позволяют бетону «чувствовать» внутренние процессы и предотвращать появление трещин. Об этом «Жуковский.Life» сообщили в пресс-службе компании. Комплексный подход уже применяется при строительстве опор для рельсо-струнного транспорта.

Проблема в том, что при твердении массивный бетон нагревается изнутри и остывает снаружи. Из-за перепада температуры возникают напряжения, ведущие к микротрещинам. Они почти невидимы, но со временем снижают прочность и срок службы конструкции, например, опоры моста или эстакады.

«Инженеры Unitsky String Technologies Inc. разработали комплексный подход к повышению термической трещиностойкости – способности бетона сохранять целостность при перепадах температуры и динамических нагрузках», – отмечают в компании.

Инженеры предложили четыре ключевых решения:

  1. Оптимизация состава. Вместо обычного цемента используется шлакопортландцемент, который выделяет меньше тепла. Это снижает риск внутренних напряжений.
  2. Комбинированное армирование. Кроме стальной арматуры, применяется углеродная фибра. Она распределяет нагрузки и предотвращает образование микротрещин.
  3. Цифровой мониторинг. В бетон внедряются датчики температуры и влажности. Данные в реальном времени передаются через системы IoT, что позволяет контролировать твердение.
  4. Технология «термоса». При зимнем бетонировании используется теплоизоляция, которая сохраняет внутреннее тепло бетона, обеспечивая равномерное твердение.

Такой комплекс мер позволяет управлять процессом, значительно повышая надежность и долговечность железобетонных конструкций. Результаты исследований опубликованы в ISAR Journal of Multidisciplinary Research and Studies.

По словам специалистов, сочетание новых материалов и цифрового контроля позволяет создавать опоры, способные десятилетиями обходиться без капитального ремонта, что особенно важно для ответственных объектов транспортной инфраструктуры.

Разработка белгородских учёных решает одну из ключевых проблем строительства — низкую долговечность бетона в агрессивных условиях. В то время как обычный бетон под воздействием высоких температур и влажности начинает разрушаться уже через 3–4 года, новый мелкозернистый материал от специалистов из Белгорода демонстрирует повышенную стойкость и сохраняет свои свойства на протяжении 7–10 лет.