Найти в Дзене
Александр Васькин

Где в Москве живут лешие и кикиморы

Владимир Даль записал такую пословицу о Перове: «Как леший перовский зовет куликовского в гости на родные кости». Судя по всему, в Москве, а может и во всей России, самая высокая концентрация духов — хозяев леса должна быть именно в этом столичном районе. Якобы здесь находится их родовое гнездо, из которого они потом расселились по всей Центральной России. Мрачных тайн в Перове, в принципе, предостаточно. В XVIII веке в перовском поместье жил Яков Брюс — сподвижник Петра I, полководец, ученый, — рассказал «Вечерней Москве» писатель и москвовед Александр Васькин. — В преданиях за ним прочно закрепилась репутация мага. По ночам к нему якобы прилетал огненный дракон, а летом чародей мог превратить пруд в каток… Конечно, свои мистические создания и мрачные тайны есть и во многих других московских районах. Знаменитое существо в столичном бестиарии — останкинская старуха. Горбунья якобы регулярно появляется рядом с телебашней. На Кузнецком Мосту водится свой призрак — француженка Жужу, котор

Владимир Даль записал такую пословицу о Перове: «Как леший перовский зовет куликовского в гости на родные кости». Судя по всему, в Москве, а может и во всей России, самая высокая концентрация духов — хозяев леса должна быть именно в этом столичном районе. Якобы здесь находится их родовое гнездо, из которого они потом расселились по всей Центральной России. Мрачных тайн в Перове, в принципе, предостаточно. В XVIII веке в перовском поместье жил Яков Брюс — сподвижник Петра I, полководец, ученый, — рассказал «Вечерней Москве» писатель и москвовед Александр Васькин. — В преданиях за ним прочно закрепилась репутация мага. По ночам к нему якобы прилетал огненный дракон, а летом чародей мог превратить пруд в каток… Конечно, свои мистические создания и мрачные тайны есть и во многих других московских районах. Знаменитое существо в столичном бестиарии — останкинская старуха. Горбунья якобы регулярно появляется рядом с телебашней.

На Кузнецком Мосту водится свой призрак — француженка Жужу, которая погибла под колесами конного экипажа. На Воробьевых горах видят привидения Герцена и Огарева. Там они дали клятву бороться с самодержавием. Впечатлительные студенты ходят туда в надежде их увидеть. Дескать, это приносит удачу. Печатники облюбовали кикиморы. В 80-е годы прошлого столетия в районе Сукина болота происходили странные вещи. Стали пропадать собаки, будто кто-то утаскивал их под воду. Пошли слухи, что в затоне обитает сбежавший из зоопарка крокодил. А потом нечто якобы принялось за детей. А таким воровством, как известно, промышляют именно кикиморы.

— В общем, такого добра у нас хватает, — улыбается Александр Васькин. — Все это часть городской жизни, фольклора. Видимо, человеку свойственно искать ответы на сложные вопросы в данной плоскости, верить во что-то потусторонее. Некоторые мифы живут не одно столетие. Наши предки были очень суеверными.

— Вот, например, Александр Сергеевич Пушкин верил во все приметы, предсказания, — продолжает рассказ Александр Васькин. — Допустим, опрокинул подсолнечное масло — быть беде. Уронил кольцо при венчании или ему встретился по пути дворник с пустым ведром — все, плохая примета…

В сети можно найти много мрачных рассказов о различных московских улицах, районах. Их интересно читать, но относиться к ним лучше скептически. Если слегка копнуть, в таких историях быстро отыскиваются противоречия.

  • В Коломенском есть миф, связанный с двумя местными камнями. Якобы они влияют на появление тумана, из которого могут прийти всадники из далеких эпох. Интересный случай, произошедший в Коломенском, якобы был описан в газете «Московские ведомости» от 9 июля 1832 года. Крестьяне Архип Кузьмин и Иван Бочкарев, возвращаясь домой, решили пройти через Голосов овраг. Они зашли в густой туман и вышли через 20 лет. Случаем заинтересовалось следствие. По настоянию дознавателей в овраге провели следственный эксперимент, в ходе которого один из крестьян при свидетелях снова растворился в тумане и назад уже не вернулся. Проблема в том, что ни в одном номере «Ведомостей» подобной заметки нет.
  • В Голосовом овраге неоднократно видели неких «волосатых людей», принимая их за нечисть или призраков. В 1926 году один милиционер наткнулся на «заросшего шерстью дикаря» в 2,5 метра ростом и выстрелил в него несколько раз. К поискам чудища подключились местные жители — в том числе школьники, пионеры. На страницах одной из столичных газет, как говорится в этой истории, появилась статья журналиста «Пионеры ловят Лешего». Только вот на самом деле такой материал нигде не выходил.
  • С 1843 по 1870 год в доме на Мясницкой жил генерал-майор Кусовников с супругой. О скупости этих двух стариков ходили легенды. По ночам скряги перекладывали свои сокровища из шкатулки в шкатулку и пересчитывали ассигнации. Согласно легенде, однажды летом, уехав проведать одно из своих имений, Кусовниковы спрятали шкатулку с ассигнациями в дымоход. И дворник их случайно сжег. Увидев сожженные бумаги, старуха Кустовникова умерла на месте. А муж ее сошел с ума. По преданию, старик стал призраком. Встреча с ним предвещает неудачи с финансами.