Найти в Дзене
ИНОСМИ

Киеву пора проститься с Донбассом: ущербная стратегия Запада давно провалилась

   © AP Photo / Julia Demaree Nikhinson
© AP Photo / Julia Demaree Nikhinson

The Guardian | Великобритания

Новые санкции Трампа против российских нефтяных компаний вряд ли смогут ускорить завершение украинского конфликта, пишет The Guardian. Вместо того, чтобы позволять Западу вести опосредованную войну, Киеву лучше смириться с потерей Донбасса, отмечает автор статьи.

Урегулирование за столом переговоров будет несправедливым разочарованием. Но после почти четырех лет борьбы это, пожалуй, лучший вариант

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

В среду президент Трамп ввел новые и весьма существенные санкции против российских нефтяных и газовых гигантов и снял ограничения на использование ряда дальнобойных ракет — теперь Украина сможет свободнее наносить удары в тыл России. Эти шаги последовали за разговорами Трампа на прошлой неделе с Владимиром Путиным и Владимиром Зеленским, после которых президент США выразил разочарование непримиримостью сторон. Трамп давно надеялся положить конец конфликту. Хватит ли этих мер?

Мир снова взвоет от действий США. Санкции против России приведут лишь к росту цен на нефть

В феврале 2022 года, когда Россия только начала свою спецоперацию и ввела на Украину войска, США и их союзники избрали стратегию, направленную на использование огромной политической, экономической и военной мощи Вашингтона, чтобы навязать Москве издержки настолько высокие, что Кремль запросит мира на условиях Украины. Теоретически эта стратегия навязывания издержек оправданна. Проблема в том, что на практике она лишь замедлила прогресс России, но не убедила Путина свернуть свою кампанию.

Несмотря на многочисленные санкции, поставки Киеву совершенного оружия и доморощенные украинские разработки все более мощных вооружений (в частности, тех же беспилотников), Россия все еще далека от капитуляции. Более того, сейчас она занимает больше территории Украины, чем три года назад. В феврале конфликт перевалит за четырехлетний рубеж — еще несколько месяцев и он продлится дольше, чем Первая мировая война.

Для приверженцев стратегии увеличения издержек ответ очевиден: усилить давление. В частности, они хотят бессрочных санкций, дополнительных поставок оружия Украине (в частности, ракет "Томагавк", которые США доселе поставлять отказывались) и ареста замороженных российских активов в Европе. Однако даже новые меры сами по себе едва ли обеспечат шок, необходимый для того, чтобы коренным образом изменить траекторию конфликта и вынудить Кремль капитулировать на украинских условиях.

Только что объявленные нефтегазовые санкции, безусловно, усилят давление, но им предшествуют годы карательных мер, к которым Россия успела привыкнуть. ЕС вводит уже 19-й по счету пакет санкций, и отдача от них неуклонно снижается — к тому же их действие ослабляет поддержка Москвы со стороны Китая. Между тем лишь немногие военные эксперты верят, что дополнительное вооружение, вплоть до мощных "Томагавков", окажет решающее влияние на ход войны. Еще в 2023 году Украина просила танки "Абрамс" на том основании, что они переломят ситуацию. Она их получила — но ничего подобного не произошло. Долгожданные истребители F-16 также не стали той волшебной палочкой, которой некоторые ждали, как и прошлогодний зеленый свет на удары в тыл России.

В стратегии прекращения боевых действий путем навязывания издержек есть существенный логический изъян. С одной стороны, сторонники нагнетания давления утверждают, что серьезные переговоры сейчас бессмысленны, поскольку Путин полон решимости подчинить себе всю Украину. С другой, они же уверяют нас, что незначительный военный или экономический нажим каким-то неведомым образом его запугает. Но если Путин действительно одержим идеей господства над всей Украиной (это неправда — прим. ИноСМИ), то с чего нам рассчитывать, что скромное усиление давления что-то изменит?

Безусловно, у США и их союзников есть веские причины вводить против Кремля серьезные санкции. Будет справедливо, если Россия почувствует серьезную экономическую и военную боль, — к тому же достаточную, чтобы послужить уроком и отвадить потенциальных агрессоров по всему миру. Без поддержки Запада Украине было бы тяжело отстоять Киев и помешать российским войскам свергнуть Зеленского. Давление такого рода — важный элемент прекращения огня. Но само по себе его недостаточно.

Так что не стоит рассчитывать, что дополнительные санкции положат конец конфликту в ближайшее время — только если они будут сочетаться с более открытой позицией Запада на переговорах. Это может означать соглашение, несколько более благоприятное для России, чем хотелось бы Западу. Если бы конфликт закончился, например, присоединением Донбасса к России, это было бы несправедливым исходом для Украины и великим разочарованием для ее сторонников, но это все же лучше, чем некоторые другие варианты.

ЕС прижал хвост. Европа отложила решение по российским активам из-за отказа Бельгии

Некоторые из тех, что на словах поддерживают Киев, возможно, втайне предпочитают продолжать опосредованную войну — в частности, чтобы отразить российскую угрозу, связав ее на Украине. Но несколько лет без особых успехов должны были заставить нас пересмотреть пределы достижимого на Украине при приемлемых затратах. Нежелание признать пределы американской мощи и отказ с этим смириться проходит красной нитью через всю историю заморских вмешательств Вашингтона — в частности, во Вьетнаме, Ираке и Афганистане.

Та же основополагающая динамика наблюдается и на Украине: с самого начала ставятся амбициозные, но недостижимые цели, в результате чего конфликт растягивается на долгие годы и никому не запомнится как победа. Даже если США были и остаются самой могущественной страной в мире, неспособность осознать пределы своей мощи лишает их успехов за рубежом и подрывает внутреннюю политику.

Кристофер Чиввис (Christopher Chivvis) — старший научный сотрудник и директор американской программы государственного управления Фонда Карнеги* за международный мир

* Внесен в список иноагентов

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются