Найти в Дзене
Лекторий TopCreator.School

Монументальный мобиль Александера Колдера оценили в 20 миллионов долларов

На предстоящих торгах Christie's 17 ноября произойдет событие, значимое для всего мира современного искусства: с молотка уйдет монументальный деревянный мобиль Александера Колдера «Расписное дерево» (1943). Эстимейт в $15–20 миллионов является высшим в аукционной истории художника. Этот редкий артефакт, происходящий из собрания Патрисии Фелпс де Сиснерос, купившей его более 30 лет назад, впервые появляется на открытом рынке. «Расписное дерево» — одна из самых масштабных работ, относящихся к знаменитой серии «Созвездия», которую Колдер начал в начале 1940-х, находясь под впечатлением от одноименной серии из 23 темперных работ Хуана Миро. В этом произведении, балансирующем на грани хаоса и порядка, одиннадцать деревянных форм, парящих на проволоке и струнах, ведут немой диалог. Часть из них покрыта краской, часть обнажает живую фактуру дерева; одни формы напоминают наивные детские рисунки рыб, другие — ускользают в чистую, завораживающую абстракцию. Интерес Колдера к космологии, зародивш

На предстоящих торгах Christie's 17 ноября произойдет событие, значимое для всего мира современного искусства: с молотка уйдет монументальный деревянный мобиль Александера Колдера «Расписное дерево» (1943). Эстимейт в $15–20 миллионов является высшим в аукционной истории художника.

Этот редкий артефакт, происходящий из собрания Патрисии Фелпс де Сиснерос, купившей его более 30 лет назад, впервые появляется на открытом рынке.

«Расписное дерево» — одна из самых масштабных работ, относящихся к знаменитой серии «Созвездия», которую Колдер начал в начале 1940-х, находясь под впечатлением от одноименной серии из 23 темперных работ Хуана Миро. В этом произведении, балансирующем на грани хаоса и порядка, одиннадцать деревянных форм, парящих на проволоке и струнах, ведут немой диалог. Часть из них покрыта краской, часть обнажает живую фактуру дерева; одни формы напоминают наивные детские рисунки рыб, другие — ускользают в чистую, завораживающую абстракцию.

Интерес Колдера к космологии, зародившийся еще в парижский период 1930-х, когда он создавал свои первые поэтические конструкции из металла, эмитирующие движение планет, в военные годы нашел новое воплощение. Дефицит металла, вызванный нуждами военной промышленности, подтолкнул мастера к эксперименту с деревом. По легенде, импульсом к созданию «Созвездий» послужил радикальный жест: в 1942 году Колдер распилил свою раннюю скульптуру «Толпа» (1929) на части, чтобы, заново вырезав и расписав фрагменты из ореха, дуба и пурпурного дерева, подвесить их в пространстве, рождая новую вселенную — вселенную мобилей.

Название для этой революционной серии придумали Марсель Дюшан и Джеймс Джонсон Суини, курировавшие ретроспективу Колдера в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) в 1943 году. Выставка «Александр Колдер: Скульптуры и Конструкции» стала вехой, представив около 100 работ, заполнивших как залы музея, так и его внешнее пространство. Именно тогда 45-летний Колдер, став самым молодым художником с персональной выставкой в MoMA, был окончательно признан классиком американского искусства.

Его искусство находило отклик у самых разных умов. Жан-Поль Сартр, очарованный, писал, что эти мобили, «не вполне живые и не вполне механические, подобны водным растениям, колышущимся в потоке… они суть одновременно лирические изобретения, технические, почти математические комбинации». Альберт Эйнштейн, столкнувшись с одним из стабилей-мобилей, выразился лаконичнее: «Я бы хотел, чтобы это пришло мне в голову».

Александр Колдер за созданием мобиля.
Александр Колдер за созданием мобиля.

Судьба «Расписного дерева» тесно переплетена с Латинской Америкой. Вскоре после триумфа в MoMA Колдер познакомился с Энрике Миндлином, бразильским архитектором-модернистом, который представил американский небоскреб Бразилии. Между ними завязалась дружба, и Миндлин организовал выставку работ Колдера в Рио-де-Жанейро в 1948 году. В знак признательности Колдер позже преподнес «Расписное дерево» в дар самому Миндлину.

«Эта скульптура — высшее достижение в своем жанре, — заявил Стивен Джонс, специалист Christie's по современному искусству. — В ней движение и цвет соединяются образцовым образом, являя собой квинтэссенцию стиля Колдера».

На сегодняшний день аукционный рекорд художника принадлежит летящему мобилю «Летающая рыба» (Poisson volant) 1957 года, который был продан на Christie's в Нью-Йорке в 2014 году за $25,9 миллиона.