Найти в Дзене

Вопрос на 3300 рублей: невидимая экономика автомобильных поездок

Пролог: Эйфория дороги и холодный расчет Звук брелока, щелчок центрального замка. Я сажусь в водительское кресло моей Kia — мой маленький командный центр. Бак полон, в подстаканнике дымится кофе, а навигатор обещает прибытие в пункт назначения через пять часов. Рядом устраивается София, моя любимая блондинка, и тут же начинает возиться со своей камерой, выискивая ракурсы еще до старта. Сзади усаживаются наши друзья. «Ну что, поехали!» — раздается веселый голос. «Как здорово, что мы на машине! На автобусе вышло бы вдвое дороже!» Этот голос, полный радости и предвкушения, — лейтмотив миллионов автомобильных поездок. Для Софии и наших друзей путешествие началось в тот момент, когда они захлопнули за собой дверь. Они пообещали «скинуться на бензин» и погрузились в мир дорожной романтики, музыки (сегодня мой плейлист: A-HA и Depeche Mode) и предвкушения. Для меня, как для водителя, все иначе. Для меня путешествие началось за пару дней до этого: с проверки давления в шинах, уровня жидкостей,
Оглавление

Пролог: Эйфория дороги и холодный расчет

Звук брелока, щелчок центрального замка. Я сажусь в водительское кресло моей Kia — мой маленький командный центр. Бак полон, в подстаканнике дымится кофе, а навигатор обещает прибытие в пункт назначения через пять часов. Рядом устраивается София, моя любимая блондинка, и тут же начинает возиться со своей камерой, выискивая ракурсы еще до старта. Сзади усаживаются наши друзья.

«Ну что, поехали!» — раздается веселый голос. «Как здорово, что мы на машине! На автобусе вышло бы вдвое дороже!»

Этот голос, полный радости и предвкушения, — лейтмотив миллионов автомобильных поездок. Для Софии и наших друзей путешествие началось в тот момент, когда они захлопнули за собой дверь. Они пообещали «скинуться на бензин» и погрузились в мир дорожной романтики, музыки (сегодня мой плейлист: A-HA и Depeche Mode) и предвкушения.

Для меня, как для водителя, все иначе.

Для меня путешествие началось за пару дней до этого: с проверки давления в шинах, уровня жидкостей, проверки подвески, мойки. Оно продолжается каждым напряженным мускулом шеи при обгоне фуры. Оно заключается в постоянной, неоплачиваемой, изматывающей работе по сканированию дороги, отслеживанию знаков и неадекватных водителей. И оно закончится не по прибытии, а только когда машина будет безопасно припаркована, а двигатель — заглушен.

Пассажиры думают, что поездка на машине дешевле. Водитель знает правду.

Эта статья — попытка перевести невысказанные мысли водителя на язык цифр. Я веб-программист, и по натуре люблю все структурировать, оптимизировать и считать. Я всегда веду бюджет поездок, и в «экономике дружбы» я, кажется, нашел системный баг.

Мы не будем говорить о «духе свободы» или «комфорте» — это качественные показатели. Мы будем говорить о деньгах. О рублях и километрах.

Мы возьмем реальный, конкретный кейс: нашу недавнюю поездку из морской крепости Кронштадт в древний город Старая Русса и обратно. Это 700-километровый марш-бросок, который идеально вскрывает всю правду о том, кто, как и сколько платит за совместную поездку.

-2

Это история, основанная на реальном скриншоте из моего приложения для учета расходов. История о том, почему ваша «дешевая» поездка на самом деле оплачена щедростью — или молчанием — того, кто держит руль.

Часть 1. Сценарий: Моя Kia, «Лукойл» и поездка в Старую Руссу

Все началось с простого скриншота из приложения учёта заправок бензина. Как я и говорил, я педантично фиксирую все свои расходы. Моя Kia — машина-бестселлер, надежная и практичная, именно поэтому я ее и выбрал.

Давайте посмотрим на цифры из моего смартфона (у меня андроид, если что):

Мы можем рассчитать реальный расход моего автомобиля ≈ 7,8 л/100 км

Это довольно динамичный, вероятно, городской или смешанный режим.

Наша поездка в Старую Руссу — это как раз трасса. Поэтому для наших расчетов мы будем использовать именно эту, более оптимистичную, цифру.

Итого, вводные данные по автомобилю:

  • Маршрут: Кронштадт – Старая Русса – Кронштадт
  • Общий пробег: 700 км
  • Расход по трассе: 7-7,8 л/100 км
  • Цена топлива: 65 ₽/л

Расчет стоимости топлива (то, что видят все)

Теперь посчитаем, сколько «стоит» наша поездка.

  • Общий объем топлива:(700 км / 100) * 7,07 л = 49,49 л
  • Общая стоимость топлива:49,49 л * 65 ₽/л = 3 216,85 ₽

Округлим до 3 300 рублей.

Это — видимая часть айсберга. Это та сумма, которую пассажиры соглашаются разделить.

Альтернатива: «Бабушкобус»

Теперь рассчитаем «базовую стоимость» — поездку на общественном транспорте. Это тот эталон, с которым сравнивают пассажиры.

-3

Маршрут из Кронштадта в Старую Руссу — это квест:

  • Автобус №101 (Кронштадт – м. Беговая): Вы проезжаете по величественной дамбе, любуясь заливом.
    Стоимость: 60 ₽
  • Метро (м. Беговая – м. Обводный канал): Спуск в подземелье, пересадка, гул поездов. Автобусы на Старую Руссу уходят с Автовокзала №2.
    Стоимость (по «Подорожнику»): 60 ₽
  • Автобус (СПб – Старая Русса): 5 часов в кресле, просмотр фильма или в окно, сон.
    Стоимость (средняя): ~1 000 ₽

Итоговая стоимость поездки в одну сторону на одного человека:

60 + 60 + 1000 = 1 120 ₽

Стоимость туда и обратно на одного человека:

1 120 ₽ * 2 = 2 240 ₽

Момент истины: Столкновение двух экономик

Теперь мы можем составить таблицу и увидеть то, что видит пассажир.

  • Если ехать одному: то машина — это роскошь. Она на ~1000 рублей дороже автобуса.
  • Если ехать вдвоем (как мы с Софией): Машина уже выгоднее. Экономия на двоих — 1 180 ₽.
  • Если ехать вчетвером: Это триумф! Общая экономия по сравнению с автобусами — 5 660 ₽.

А теперь посмотрим на стоимость с одного пассажира (при поездке вчетвером):

  • На автобусе: 2 240 ₽
  • На машине: 3 300 ₽ / 4 = 825 ₽

«Вау!» — думает пассажир. — «Поездка обошлась мне в 825 рублей вместо 2240! Я сэкономил 1415 рублей! Машина — это почти в три раза дешевле!»

И вот здесь, на пике этой радостной мысли, мы должны остановить его и сказать: «Подожди. Ты не сэкономил. Твою поездку оплатил водитель».

Часть 2. Невидимый счет: Что на самом деле стоит 1 км пробега?

Пассажиры ошибочно полагают, что единственный расход автомобиля — это бензин. Водитель знает, что бензин — это зачастую наименьшая из его затрат.

Главный невидимый расход называется амортизация.

Проще говоря, каждый километр пробега «съедает» кусочек вашего автомобиля. Изнашиваются шины, стареет масло, приближается срок очередного ТО, растягивается цепь ГРМ, устает металл подвески, и, самое главное, падает его рыночная стоимость (депрециация).

-4

Автомобиль — это не актив. Это пассив, который постоянно требует денег. Бензин — это лишь его «еда». Но ему также нужны «одежда» (шины), «медицина» (ТО) и «пенсионные отчисления» (потеря стоимости).

Давайте попробуем рассчитать реальную стоимость одного километра для моей Kia. Мы не будем брать «официальные» ставки компенсаций от Минфина, они часто занижены. Мы посчитаем всё по-честному, как я люблю.

1. Депрециация (Потеря рыночной стоимости)

Возьмем условно, что новая Kia Rio стоит 2 200 000 ₽. За 5 лет и 100 000 км пробега она потеряет в цене, скажем, 1 000 000 ₽ (в идеальных условиях, без учета инфляции).

  • Стоимость 1 км (депрециация): 1 000 000 ₽ / 100 000 км = 10 ₽/км

2. Техническое обслуживание (ТО)

Замена масла, фильтров, свечей, диагностика. Среднее ТО на Rio стоит ~15 000 ₽. Делать его надо каждые 15 000 км.

  • Стоимость 1 км (ТО): 15 000 ₽ / 15 000 км = 1 ₽/км

3. Шины (Летние + Зимние)

Водителю нужно два комплекта шин. Допустим, каждый стоит по 30 000 ₽ (итого 60 000 ₽). Каждый комплект ходит ~60 000 км. Значит, на 120 000 км нужно 60 000 ₽.

  • Стоимость 1 км (шины): 60 000 ₽ / 120 000 км ≈ 0,5 ₽/км

4. Страховка (ОСАГО + КАСКО)

ОСАГО обязательно. Многие берут и КАСКО. Возьмем скромный средний годовой платеж в 40 000 ₽. Если водитель проезжает в год 20 000 км (средний показатель).

  • Стоимость 1 км (страховка): 40 000 ₽ / 20 000 км = 2 ₽/км

5. Налоги и мойка

Транспортный налог на Rio (123 л.с.) небольшой, ~3 600 ₽ в год. Мойка — хотя бы раз в месяц (500 ₽ * 12 = 6 000 ₽). Итого 9 000 ₽ в год.

  • Стоимость 1 км (налоги/мойка): 9 000 ₽ / 20 000 км = 0,45 ₽/км

6. Непредвиденный ремонт (Резерв)

Всегда что-то может подвести. Сгорела лампочка, застучал рычаг, стойки, треснул бачок омывателя. Я могу починить почти все сам, но запчасти-то не бесплатные. Заложим скромный резерв.

  • Стоимость 1 км (ремонт): 1 ₽/км (и это очень оптимистично)

Считаем ИТОГОВУЮ стоимость 1 км (без бензина):

10 (депр.) + 1 (ТО) + 0,33 (шины) + 2 (страх.) + 0,45 (налог) + 1 (ремонт) = 14,78 ₽/км

Теперь вернемся к нашей поездке в Старую Руссу.

  • Пробег: 700 км
  • Стоимость амортизации: 700 км * 14,78 ₽/км = 10 346 ₽

Десять тысяч триста сорок шесть рублей.

Это невидимый счет, который оплачивает водитель. Это деньги, которые он не заплатит прямо сейчас, но он заплатил их, когда покупал машину, и он заплатит их, когда будет ее продавать (дешевле), и он платит их на каждом ТО.

Это реальные, физические деньги, просто растянутые во времени.

Часть 3. Новая Экономика: Полная стоимость поездки

Теперь давайте сложим видимые и невидимые расходы, чтобы получить полную, честную стоимость поездки на автомобиле.

  • Стоимость топлива: 3 300 ₽
  • Стоимость амортизации: 10 346 ₽

ПОЛНАЯ СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ: 13 646 ₽

Почти 14 тысяч рублей. Не три триста.

Что мы видим?

Мы видим, что поездка на машине НИКОГДА не бывает дешевле автобуса. Даже с четырьмя пассажирами, полная стоимость (13 646 ₽) значительно выше, чем 4 билета на автобус (8 960 ₽).

«Но как же так?» — спросит пассажир. — «Я же плачу всего 825 рублей!»

Вот именно.

Давайте посмотрим, как распределяется эта «полная стоимость» в 13 646 ₽ при поездке вчетвером.

  • Общий счет делится на 4: 13 646 ₽ / 4 = 3 411,50 ₽. Это реальная стоимость одного места в этой машине.
  • Что платит пассажир: Он скидывается на бензин.3 300 ₽ (бензин) / 4 = 825 ₽.
  • Что платит водитель: Он платит свою долю бензина (825 ₽) + ВСЮ амортизацию (10 346 ₽).
    Доля водителя: 825 ₽ + 10 346 ₽ = 11 171 ₽

Давайте представим это в виде чека в ресторане. Я как-то показал этот расчет Софии.

«Представь,» — говорю, — «мы вчетвером поужинали. Общий счет 13 646 ₽. Трое из них (пассажиры) скинулись по 825 ₽ каждый. Оставшуюся сумму — 11 171 ₽ — оплатил четвертый (водитель). Ты бы назвала такой ужин "дешевым"?»

Водитель не просто едет «по пути». Он субсидирует поездку каждого пассажира.

  • Реальная стоимость места: 3 411,50 ₽
  • Пассажир платит: 825,00 ₽
  • Скидка/Субсидия от водителя: 2 586,50 ₽ на каждого пассажира.

Водитель, по сути, дарит каждому из своих трех друзей по 2.5 тысячи рублей, чтобы им было весело и «дешево» ехать.

Часть 4. Счет, который нельзя посчитать: Труд и Ответственность

Но и это еще не все. Мы посчитали только деньги. Но водитель платит не только деньгами.

1. Труд водителя (Неоплачиваемая работа)

Пассажир на автобусе (и в машине друга) может спать, читать книгу, работать на ноутбуке, смотреть сериал. Его время принадлежит ему.

Время водителя принадлежит дороге.

Поездка в Старую Руссу и обратно — это 700 км. По трассе туда и обратно это минимум 9 часов чистого вождения (с учетом выезда из Кронштадта, проезда по КАД и т.д.).

Водитель 9 часов работает. Я выполняю квалифицированную работу, требующую постоянной концентрации, анализа ситуации и принятия решений. Если бы я был таксистом, я получил бы за эту работу зарплату. Если бы я был водителем автобуса, получил зарплату.

Но я друг. Поэтому моя 9-часовая смена считается «отдыхом».

Давайте просто прикинем. Даже если оценить этот труд по самой минимальной ставке (например, 500 ₽/час):

9 часов * 500 ₽/час = 4 500 ₽

Это «упущенная выгода» или просто стоимость моего труда. Добавьте это к общему счету.

  • 13 646 ₽ (машина) + 4 500 ₽ (труд) = 18 146 ₽

Реальная стоимость поездки вчетвером — 18 тысяч рублей.

Стоимость одного места — 4 536 ₽.

Пассажир платит 825 ₽.

Водитель дарит каждому пассажиру субсидию в 3 711 ₽.

2. Ответственность (Моральный груз)

Это невозможно измерить в рублях.

В автобусе за вашу жизнь отвечает транспортная компания, у которой есть лицензии, страховки, два сменных водителя, которые прошли медосмотр.

В машине вашего друга за вашу жизнь отвечает ваш друг.

-5

Я несу 100% юридическую и моральную ответственность за все, что происходит в салоне и на дороге. Я отвечаю за Софию, за наших друзей. Если (не дай бог) что случится, отвечать буду я. Если меня ослепит встречная фура, решение принимать мне. Если попадёт препятствие на 110 км/ч, руль держать мне.

Пассажиры на заднем сиденье могут беззаботно смеяться и отвлекать меня. А я не могу отвлечься ни на секунду. Этот 9-часовой стресс, это постоянное напряжение — это тоже часть «цены», которую я плачу.

3. Риски (Штрафы и Поломки)

  • Случайная камера на 500 ₽? Платит водитель.
  • Поймал камень в лобовое (трещина)? Платит водитель.
  • Пробил колесо в яме (ремонт + испорченная шина)? Платит водитель.

Любой из этих пунктов мгновенно делает поездку для водителя еще более убыточной.

Часть 5. «Саша, ты опять занудствуешь!» или контраргумент Софии

Я показал эту статью Софии. Она прочитала, вздохнула, улыбнулась и посмотрела на меня тем самым взглядом.

«Саш, ты опять всё "оптимизировал" до состояния Excel-таблицы? Ты же не робот, а человек».

«Но цифры не врут», — начал было я.

«Цифры не врут, — перебила она, — но они не говорят всей правды. А как ты посчитаешь в рублях "ценность" того, что мы остановились у того заброшенного храма под Новгородом, и я сделала лучшие кадры за всю поездку? А "стоимость" того, что мы пели любимые песни на всю громкость, когда начался ливень? А "экономию" на том, что нам не пришлось тащить мой 10-килограммовый фото-рюкзак и штатив от автовокзала до гостиницы пешком?»

-6

Она была права. В этом и есть наша с ней синергия: я отвечаю за логистику и бюджет, она — за поиск красоты и эмоций.

«И потом, — добавила она, — как ты посчитаешь "убыток" от поездки на автобусе? Пять часов рядом с потным соседом и плачущим ребенком? Это ж какой моральный ущерб! Твои 10 тысяч амортизации — это плата за то, чтобы этого избежать. Это плата за комфорт. И она того стоит».

И знаете, она меня почти убедила. София умеет «отпускать» мелочи, и я этому у нее учусь.

Проблема не в том, что поездка на машине дорогая. Проблема в том, что пассажиры по умолчанию считают, что вся эта «плата за комфорт» (амортизация, труд, риски, ответственность) — это проблема исключительно водителя. Они даже не думают об этом. Они платят 825 рублей и искренне верят, что «дешево» съездили.

Пункт назначения: Зачем вообще тогда ехать?

Прочитав все это, можно впасть в уныние. Кажется, что возить пассажиров — это худшая работа в мире, за которую ты еще и платишь. Зачем же мы, водители, на это соглашаемся?

-7

Здесь мы выходим из мира цифр и попадаем в мир психологии и здравого смысла.

  1. Свобода и Комфорт. Это главный «бонус» водителя, о котором сказала София. Я сам решаю, когда выехать. Я могу остановиться у любого красивого озера. Мне не нужно ехать на «Обводный канал». Я слушаю свою музыку в тёплой машине. Я еду в комфортном мне темпе. Я могу взять столько багажа, сколько влезет в багажник.
  2. Любовь к вождению. Для многих, и для меня в том числе, сам процесс управления автомобилем — это удовольствие.
  3. Социальный фактор. Ехать с друзьями или с любимой девушкой веселее, чем одному. Водитель «покупает» себе компанию за те самые «субсидии», которые он всем раздает.
  4. Сам пункт назначения. Старая Русса — это не просто точка на карте. Это один из древнейших городов России, город-курорт, «Русский Баден-Баден». Это место, где Достоевский писал «Братьев Карамазовых». Это Муравьевский фонтан — самый мощный минеральный источник в Европе. Поездка на машине позволяет не просто добраться до автовокзала, а заехать в усадьбу Достоевского, доехать до набережной, остановиться в Великом Новгороде на обратном пути.
-8

Я, как водитель, плачу за все это: за комфорт, за свободу маневра, за возможность увидеть больше.

Проблема возникает лишь тогда, когда пассажиры начинают воспринимать эту сложную услугу (автомобиль + водитель + амортизация + риски) как должное.

Как быть хорошим пассажиром (и не потерять друга-водителя)

Эта статья — не для того, чтобы заставить пассажиров платить полную стоимость в 4500 рублей. Это было бы абсурдно и убило бы саму идею дружбы.

Эта статья — для того, чтобы сместить фокус.

Для водителей: Осознайте реальную стоимость своих поездок. Не бойтесь и не стесняйтесь обсуждать «правила» до выезда. Фраза «Скидываемся на бензин и по 500 рублей сверху на "кофе и амортизацию"» — это не жадность. Это справедливость.

Для пассажиров: Ваш друг-водитель — не таксопарк. Он оказывает вам дорогую услугу. «Скинуться на бензин» — это необходимый минимум, который покрывает лишь 20% реальных затрат.

-9

Как быть хорошим пассажиром?

  • Никогда не ждите, пока попросят. Будьте инициатором: «Сколько я должен за бензин? Плюс, вот 1000 рублей тебе сверху на мойку и за то, что везешь».
  • Оплатите «неденежный» вклад. Возьмите на себя роль штурмана. Оплатите водителю весь кофе на заправках. Купите ему обед (мы с Софией обожаем азиатскую кухню, но в дороге и шаурма зайдет).
  • Не будьте «мешком». Не спите всю дорогу (если водитель не спит). Поддерживайте разговор, следите за его состоянием. Предложите сменить его за рулем (если у вас есть права и вы вписаны в страховку).
  • Будьте благодарны. Простое, но искреннее «Спасибо, что довез, ты нас очень выручил» часто стоит дороже денег.

В следующий раз, когда вы сядете в машину к другу, помните: вы сидите не в «дешевом» транспорте. Вы сидите в кресле, которое стало «дешевым» для вас только благодаря тому, что человек за рулем молча взял на себя львиную долю расходов.

Цените это.

А как у вас? Водители, что вас бесит больше всего в пассажирах? Пассажиры, вы когда-нибудь задумывались об этом? Или я просто зануда, как говорит София? Давайте обсудим в комментариях.