Друзья, продолжаем рассказ о событиях вокруг крепостной стены в мирное время, начатый в предыдущей заметке. Сегодняшняя тема - история крепости в послевоенное время 19-го века.
В 1844 году крепость была передана из военного ведомства в гражданское. Было подчеркнуто, что она должна сохраняться как памятник истории.
В 1888 году создали «особую комиссию по сохранению остатков крепостной стены». Её целью было приведение повреждённых участков стены в прежний вид...
...К 1902 году из общей длины стены осталось всего 3 км 840 метров.
Экскурсии по Смоленску и Смоленщине
ОН-ЛАЙН КАТАЛОГ экскурсий гидов России и других стран
Известно, что Смоленская крепость выдержала 2х летнюю осаду 1609-11 годов и первые башни были разрушены при захвате города поляками — на их месте был возведен Королевский бастион.
Дальнейшая история крепости — это череда бережного восстановления и охраны крепости и варварского разрушения стен и башен.
Ни поляки, ни воевода Шеин, пытавшийся отбить город в 1632–1634 годах, ни даже Наполеон, успевший взорвать девять башен, не нанесли крепости такого урона, какой нанесли ей горожане в 19-м веке.
После 1812 года Смоленск представлял собой пепелище.
Ф. И. Глинка в 1813 г. записал свои впечатления: «Город весь сквозной, дома без кровель, без окон, без дверей. Пустота пугает, ветер свищет вдоль обгорелых стен, по ночам кажется, что развалины воют…»
Смоляне ломали крепостные стены для возведения присутственных зданий, мощения улиц, строительства собственных домов.
При губернаторе К. И. Аше в 1807–1822 годах было снесено около 60 м стены на Армянской улице, при И. С. Храповицком в 1823–1829 годах – ещё 60 м, при Н. Н. Хмельницком в 1829–1837 г. – 180 м и три башни (две из них впоследствии восстановили). Именно при нём разобрали стену на Казанской горе от Богословской башни до Микулинской.
Не случайно историк И. И. Орловский писал, что стены при Хмельницком пострадали больше, чем в прежние годы.
В 1844 г. разобрали 45 м стены между Пятницкими воротами и Иверской башней, а также 20 м у Пятницких водяных ворот. После 1844 г. был сделан пролом при проведении Троицкого шоссе.
Восстановление Молоховских ворот.
В 1832 году в Смоленск с визитом прибыл Николай Первый и остался весьма доволен результатами, которых достигли смоляне в ходе восстановления города после разрушения в 1812 году. Смоляне обратились к императору с просьбой о строительстве храма на месте взорванной Наполеоном башни Молоховские ворота - своеобразного символа города той эпохи.
Николай Первый удовлетворил просьбу, выделил 7 тыс. рублей и позволил использовать для строительства камень от разрушенных крепостных стен.
Добровольные пожертвования внесли многие горожане, и была возведена церковь, облик которой был максимально приближен к облику Молоховских ворот. Четырехгранную башню украшали зубцы, стилизованные под зубцы крепости.
25 июля 1840 года, в день рождения императора, церковь была освящена в честь иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, которая стояла над воротами старой башни и после взрыва была найдена невредимой в куче мусора.
- О башне Молоховские ворота читайте в заметке Утраченная жемчужина "ожерелья всея Руси". Башня Молоховские ворота крепостной стены.
- О том, как по указу Николая Первого была перестроена Костыревская башня, а фраза императора "Ну, брат Саша, кажется в России только мы с тобой не воруем..." вошла в историю, читайте в заметке Из истории Смоленской крепости. Как одна башня "покраснела" и уменьшилась; и что сказал об этом Николай I.
К 1867 году осталось две трети стены, под угрозой падения находилось ещё более километра, и эти участки было решено разобрать.
Но вмешался император Александр Второй, в 1868 г. наложивший резолюцию: «Смоленская городская стена, представляющая собою один из древнейших памятников отечественной истории, назначена к сломке. Было бы желательно более внимательное охранение древних памятников, имеющих, подобно Смоленской стене, особое историческое значение».
Резолюция, к сожалению, была лишь пожеланием, денег на восстановление стены отпущено не было.
Мнение императора, увы, не повлияло на деятельность смоленских администраторов, в 1868–1870 годах стену продолжали разрушать для нужд строившейся тогда железной дороги.
"Дело о катакомбах".
В 1868 году в Смоленск был откомандирован К.Я.Маевский — инженер-архитектор, академик,- для осмотра крепостных стен и башен и подготовки доклада по их сохранению.
Из его доклада следовало, что самые тяжёлые повреждения стен и башен были нанесены местными жителями, и необходимо незамедлительно категорически запретить разборку стен.
Однако во время второй командировки, вернувшись в Смоленск в 1886 году, академик Маевский обнаружил, что процесс уничтожения крепости идет полным ходом. На этот раз он был тщательно замаскирован.
Так появилось «дело о катакомбах». Суть его в следующем: напротив владений частных лиц академик обнаружил проложенные и замаскированные катакомбы, шедшие под крепостную стену и служившие для выборки бутового камня, от чего стена в конце концов, якобы от естественных причин, обрушивалась.
Это позволяло затем уже открыто разбирать рухнувшие участки. Дознание установило, что в 1870 г. бут из крепостной стены вывозился для строительства здания реального училища, в 1881–1883 гг. камень стены брали для мощения городских улиц.
Особенно усердствовали в зимние ночи 1885–1886 гг. жители д. Поповка, для которых выламывание камня из стены стало настоящим промыслом.
Но в этом же 1886 г. продолжалась разборка стены и в официальном порядке на Армянской набережной для строительства здания водокачки. В 1888–1890 гг. разбирали стену на Казанской горе у Шеинова пролома, в 1900 г. проделали проезды сквозь стену у Никольских ворот и у Гуркиной башни, а ещё в 1870 г. устроили на месте Ильинской форточки Губернаторский пролом.
В эти же годы окончательно разобрали стены от Шеинова бастиона до Никольских ворот. Сиротливо стояла, лишившись стен, Евстафьевская башня. Разобрали большую часть стены у Покровского пролома.
Иванов Ю. Г. "Город герой Смоленск"
ВСЕ ЗАМЕТКИ О СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТИ...
ЭКСКУРСИИ ПО СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТИ...
Автор заметок - Алла М., специалист экскурсионного агентства "Смоленский гид".