Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Чапаевский Петька: три реальные судьбы в одном киногерое

В 1934 году на экраны Советского Союза вышел фильм, которому было суждено стать не просто кинохитом, а фундаментальной частью национального мифа. «Чапаев» братьев Васильевых ворвался в культурное пространство страны с силой атакующей конницы. Зрители ходили на него по десять, двадцать, пятьдесят раз; дети во дворах играли не в казаков-разбойников, а в «чапаевцев». Фильм породил «святую троицу» Гражданской войны: легендарного комдива Василия Ивановича, бесстрашную Анку-пулеметчицу и, конечно, его верного ординарца Петьку. Образ Петьки, простоватого, безгранично преданного, по-деревенски хитрого и в то же время по-детски наивного, немедленно стал всенародным любимцем. Он был идеальным оруженосцем при рыцаре революции, верным Санчо Пансой при красном Дон Кихоте. На все вопросы о прототипах создатели фильма, как и автор литературного первоисточника Дмитрий Фурманов, отвечали уклончиво, но последовательно: Петька, как и Анка, — персонаж собирательный. Это была художественная правда, созданн
Оглавление

Рождение народного героя: как Петька завоевал страну

В 1934 году на экраны Советского Союза вышел фильм, которому было суждено стать не просто кинохитом, а фундаментальной частью национального мифа. «Чапаев» братьев Васильевых ворвался в культурное пространство страны с силой атакующей конницы. Зрители ходили на него по десять, двадцать, пятьдесят раз; дети во дворах играли не в казаков-разбойников, а в «чапаевцев». Фильм породил «святую троицу» Гражданской войны: легендарного комдива Василия Ивановича, бесстрашную Анку-пулеметчицу и, конечно, его верного ординарца Петьку. Образ Петьки, простоватого, безгранично преданного, по-деревенски хитрого и в то же время по-детски наивного, немедленно стал всенародным любимцем. Он был идеальным оруженосцем при рыцаре революции, верным Санчо Пансой при красном Дон Кихоте. На все вопросы о прототипах создатели фильма, как и автор литературного первоисточника Дмитрий Фурманов, отвечали уклончиво, но последовательно: Петька, как и Анка, — персонаж собирательный. Это была художественная правда, созданная для того, чтобы оттенить величие комдива, придать ему человечности и в то же время подчеркнуть его связь с простым народом, который он и вел за собой.

Этот образ был жизненно необходим в 1930-е годы — он демонстрировал идеальную модель преданности, ученичества и солдатской дружбы. Но, как это часто бывает, за глянцевым фасадом мощного художественного образа скрываются реальные, куда более сложные и трагические судьбы. Историки и краеведы, копая глубже, обнаружили, что у «собирательного» Петьки было как минимум три реальных человека, чьи жизни, характеры и даже обстоятельства смерти были вплетены в этот бессмертный киномиф. И самый известный из них, Петр Исаев, оказался человеком, меньше всего похожим на своего простоватого экранного двойника. Поиски настоящего Петьки — это погружение в туман Гражданской войны, где героизм соседствовал с трагедией, а верность оплачивалась сломанными жизнями. Это история о том, как блестящий штабс-капитан царской армии, героический ординарец, погибший в бою, и тень из семейной легенды слились в одного человека, шагнувшего с экрана в вечность и ставшего героем бесчисленных анекдотов, что является высшей формой народного признания.

От штабс-капитана до ординарца: загадка Петра Исаева

Если бы зрители 1934 года узнали подлинную биографию основного прототипа Петьки, они были бы шокированы. Экранный Петька — плоть от плоти крестьянства, с трудом осваивающий грамоту. Настоящий Петр Семенович Исаев был человеком совершенно иного склада. Согласно документам, хранящимся в Доме-музее Чапаева в Пугачеве, он родился в селе Корнеевка Саратовской области (по разным данным, в 1880, 1884 или 1890 году) и был значительно образованнее своего будущего командира. Если Чапаев окончил лишь церковно-приходскую школу, то Исаев успешно завершил обучение в Саратовском реальном училище. Это давало ему основательную подготовку в точных науках и открывало дорогу к военной карьере. И карьера эта была впечатляющей. Свой путь в Императорской армии он начал не простым солдатом, а в музыкантской команде, что уже требовало специфических навыков, и дослужился до старшего унтер-офицера. Первая мировая война стала для него социальным лифтом: за храбрость и грамотность его произвели в офицеры. К 1917 году Петр Исаев был уже штабс-капитаном, командиром 326-й роты Белограйского полка. И именно в этом полку, под его началом, служил фельдфебель Василий Чапаев. Февральская революция 1917 года перевернула все. Старая армия рушилась, власть переходила к солдатским комитетам. И Чапаев, и Исаев, пользуясь авторитетом, были избраны в полковой комитет. Но Октябрьский переворот изменил их роли кардинально. Революционная волна вынесла Чапаева наверх — солдаты избрали его командиром полка. Для Исаева, как и для тысяч других офицеров, наступили черные дни. По армии прокатилась волна суровых расправ над «золотопогонниками». Солдаты, опьяненные свободой и ненавистью, были беспощадны к не успевшим скрыться офицерам. И здесь произошел ключевой, драматический момент: Василий Чапаев, ставший красным командиром, грудью встал на защиту своего вчерашнего начальника, штабс-капитана Исаева. Он спас его от неминуемой гибели и немедленно назначил своим адъютантом. Этот поступок объясняет ту абсолютную, фанатичную преданность Исаева, которую не мог объяснить фильм. Это была не просто верность ординарца, это была благодарность человека, обязанного жизнью, и уважение профессионала к природному таланту Чапаева.

Исаев был для Чапаева незаменим: он был его начальником связи, его адъютантом, его «мозговым центром», подсказывавшим грамотные тактические решения. В хаосе Гражданской войны их роли поменялись, но их союз стал нерушим. Впрочем, биография Исаева полна и других «неудобных» для мифа фактов. Источники упоминают, что после ранений на Первой мировой он вернулся домой в Корнеевку, где весной 1918 года... организовал антибольшевистское восстание. В контексте благожелательного тона, следует понимать хаос того времени: это мог быть протест против продразверстки или действий местных властей, а не идеологическая борьба. Этот эпизод закончился, когда в село Семеновка, где Исаев вновь встретился с Чапаевым, и с этого момента его судьба была неразрывно связана с Красной Армией.

Загадка гибели: пять смертей Петра Исаева

Судьба Петра Исаева после смерти Чапаева так же туманна и противоречива, как и его биография. Героическая киношная версия — лишь одна из пяти, каждая из которых имеет своих последователей и свои косвенные подтверждения. Центральное событие — трагический рейд казаков на станицу Лбищенская 5 сентября 1919 года, где располагался штаб 25-й дивизии.

Версия первая, каноническая. Она изложена в романе Фурманова и гениально воплощена в фильме. Петька до последнего прикрывает отход раненого комдива, которого пытаются переправить через Урал. Он отстреливается из пулемета, и, когда враги его окружают, последнюю пулю пускает в себя, чтобы не попасть в плен. Казаки, как гласит роман, в ярости не пощадили даже его тела. Это идеальная солдатская смерть, символ верности до конца.

Версия вторая, трагическая. Согласно ей, Исаева в тот роковой момент не было рядом с Чапаевым — он либо выполнял другое задание, либо был в отдаленном подразделении. Узнав о гибели командира и друга, которому он был обязан жизнью, Исаев не смог перенести потери. Он не видел смысла в дальнейшей жизни без Чапаева и застрелился в тот же день. Эта версия подчеркивает его почти фанатичную личную преданность.

Версия третья, отложенная. Похожа на предыдущую, но сдвинута во времени. Якобы Исаев покончил с собой не сразу, а через месяц, после долгих и бесплодных попыток найти тело Чапаева в мутных водах Урала.

Версия четвертая, легендарная. Это уже чистый фольклор. Согласно этой байке, Петька застрелился ровно через год, 5 сентября 1920 года, на поминках по Чапаеву, которые чапаевцы устроили в той же Лбищенской. Он якобы громко выкрикнул: «Нет Василия Ивановича, и мне не жить!». Эта версия легко опровергается: в это время 25-я Чапаевская дивизия вела тяжелые бои на польском фронте, и им было не до поминок.

Версия пятая, семейная и самая прозаичная. Ее рассказывают дочери и внуки Исаева. Согласно их семейному преданию, Петр Семенович выжил в Лбищенской бойне, хотя и был тяжело ранен, и продолжил воевать с дивизией. Он участвовал в боях в Казахстане, где получил еще одно тяжелое ранение. Из госпиталя он, не долечившись, сбежал домой в Кундравы. Но раны и тяготы войны дали о себе знать — он так и не смог восстановиться и скончался от брюшного тифа в 1929 году, за пять лет до выхода прославившего его фильма. В пользу этой версии говорит весомый аргумент — реальная могила в селе Кундравы Челябинской области. На ней силами сельчан установлен памятник с лаконичной надписью: «Исаев Петр Семенович. Порученец Чапаева». Что характерно, на памятнике нет ни даты рождения, ни даты смерти, как будто сама судьба этого человека растворилась в легенде.

Два других Петра: ординарец и легенда

Хотя Петр Исаев прочно занял место «официального» прототипа, его биография (штабс-капитан, образование, смерть от тифа) никак не вязалась с экранным образом. Однако были и другие кандидаты, которые подходили на эту роль гораздо лучше. Петр Косых. Это, пожалуй, самое сенсационное открытие, сделанное историками в архивах Карагандинской области. Был обнаружен документ 1938 года — постановление о назначении пенсии некой Евдокии Власовне Косых. Причина назначения пенсии была указана черным по белому: она была «матерью героически погибшего сына Петра в 25-й Чапаевской дивизии». Из архивной справки следовала история, поразительно похожая на фильм. У Евдокии было двое сыновей, Семен и Петр, и оба служили у Чапаева. Семен был командиром отделения, а Петр — тем самым ординарцем. В документе четко указано: 5 сентября 1919 года во время налета на Лбищенск Семен был смертельно ранен и вскоре умер. А Петр Косых «героически погиб вместе с товарищем Чапаевым в реке Урал». Подлинность этого документа не вызывает сомнений. Судьба Петра Косых — это и есть тот самый канонический финал фильма. Он был настоящим ординарцем и действительно разделил с Чапаевым его последнюю трагическую минуту в холодных водах Урала. Очень вероятно, что именно эта реальная история, а не сложная биография Исаева, легла в основу сценария братьев Васильевых. Она была проще, трагичнее и идеологически безупречна.

Петр Камешкерцев. Этот кандидат — тень, человек-легенда. О нем нет документов, его потомков не удалось найти. Единственный источник этой версии — семейные предания самих потомков Василия Ивановича Чапаева. Они утверждают, что у комдива был боевой товарищ по имени Петр Камешкерцев, и якобы именно его черты (возможно, характер, манера речи) угадываются в киногерое. Эта версия подчеркивает, насколько фигура Чапаева обросла собственным фольклором, где реальные люди превращались в персонажей устной истории. Таким образом, экранный Петька — это действительно гениальный «собирательный образ». Он вобрал в себя образованность и реальную должность адъютанта от штабс-капитана Исаева, героическую гибель в реке Урал от ординарца Косых и, возможно, какие-то личные черты от мифического Камешкерцева.

Анка, Анна и цена бессмертия

Троица была бы неполной без Анки-пулеметчицы. Но если у Петьки было три прототипа, то у Анки — ни одного. Ее не было в романе Фурманова. Легенда гласит, что ее появление в сценарии — результат прямого указания. Якобы Сталин, посмотрев черновой материал, заметил, что героям не хватает «личной жизни», и предложил ввести женский образ, чтобы «очеловечить» комдива и его ординарца. Так родилась знаменитая сцена, где Петька смущенно объясняет Анке устройство пулемета. Но у этой сцены был реальный прототип. Звали ее Мария Попова. Она действительно была медсестрой в дивизии Чапаева. Однажды, вывозя с поля боя раненого пулеметчика, она попала под обстрел. Боец, понимая, что не выживет, показал ей, как стрелять из «Максима». Мария действительно вела огонь, прикрывая отход санитарной повозки. На этом сходство заканчивается. Никакого романа с Петькой (Исаевым или кем-либо еще) у нее не было. Чапаев строжайше запрещал любые отношения в дивизии, считая, что это разлагает дисциплину. Мария Попова прожила долгую жизнь, воевала и в Великую Отечественную, но всегда подчеркивала, что экранная Анка — это вымысел. Однако у этого вымысла была вполне реальная и трагическая жертва. У настоящего Петра Исаева, штабс-капитана, была жена — Анна Голдырева. Она была старше мужа, у них было двое детей, и они жили обычной семейной жизнью.

Когда в 1934 году фильм «Чапаев» всколыхнул страну, для Анны это стало личной катастрофой. По воспоминаниям очевидцев, она была шокирована. На всю страну ее покойного мужа, которого она знала как верного семьянина, показывали пылко влюбленным в другую женщину. Более того, сам Чапаев в фильме благословлял этот союз, обещая им «чудесную жизнь». В маленьком селе, где все друг друга знают, это было равносильно публичному клейму. Поползли слухи. Говорят, Анна восприняла это как предательство памяти мужа. Ходит грустная легенда, что оскорбленная и затравленная насмешками односельчан, она написала письмо самому Сталину с просьбой убрать «клевету» из фильма. Ответа, разумеется, не последовало. Не выдержав позора, Анна Голдырева-Исаева покончила с собой. Достоверно подтвердить эту версию сложно, она остается на уровне местной легенды, но она красноречиво говорит о том, какую цену порой приходится платить реальным людям за создание бессмертных мифов.

Понравилось - поставь лайк и напиши комментарий! Это поможет продвижению статьи!

Подписывайся на премиум и читай дополнительные статьи!

Поддержать автора и посодействовать покупке нового компьютера