Найти в Дзене
КОМЕРС

Запорожский автомобилестроительный завод: от «горбатого» до полной остановки

Для нескольких поколений жителей СССР и постсоветского пространства аббревиатура ЗАЗ была синонимом самого доступного автомобиля. Запорожский автомобилестроительный завод, основанный в 1960-х годах, стал настоящим народным предприятием, подарившим мобильность миллионам семей. Однако его история — это наглядный пример того, как технологическое отставание и неспособность к конкуренции приводят к краху даже культового бренда. Эра «горбатого» и «таврии»: народная слава Пик популярности ЗАЗа пришелся на выпуск легендарного ЗАЗ-965, в народе прозванного «горбатым». Его неказистый, но узнаваемый дизайн и крайне простая конструкция сделали автомобиль мечтой для многих, кто не мог позволить себе даже «Жигули». В 1970-х годах ему на смену пришла более современная модель ЗАЗ-1102 «Таврия». Этот автомобиль с передним приводом и хетчбек-кузовом долгие годы оставался символом украинского автопрома и последней массовой разработкой завода, которая хоть как-то конкурировала с продукцией АвтоВАЗа. Зак

Для нескольких поколений жителей СССР и постсоветского пространства аббревиатура ЗАЗ была синонимом самого доступного автомобиля. Запорожский автомобилестроительный завод, основанный в 1960-х годах, стал настоящим народным предприятием, подарившим мобильность миллионам семей. Однако его история — это наглядный пример того, как технологическое отставание и неспособность к конкуренции приводят к краху даже культового бренда.

Эра «горбатого» и «таврии»: народная слава

Пик популярности ЗАЗа пришелся на выпуск легендарного ЗАЗ-965, в народе прозванного «горбатым». Его неказистый, но узнаваемый дизайн и крайне простая конструкция сделали автомобиль мечтой для многих, кто не мог позволить себе даже «Жигули». В 1970-х годах ему на смену пришла более современная модель ЗАЗ-1102 «Таврия». Этот автомобиль с передним приводом и хетчбек-кузовом долгие годы оставался символом украинского автопрома и последней массовой разработкой завода, которая хоть как-то конкурировала с продукцией АвтоВАЗа.

-2

Закат: борьба с неизбежным

Распад СССР и открытие рынка стали для ЗАЗа роковыми. На смену аскетичным «Тавриям» и их преемникам «Славутам» в страну хлынул поток подержанных иномарок, которые предлагали несравнимый уровень комфорта, надежности и безопасности. Попытки модернизации, такие как сотрудничество с корейской Daewoo и выпуск моделей Sens и Chance, были половинчатыми и не смогли переломить ситуацию. Эти автомобили, по сути, были слегка переработанными устаревшими моделями Daewoo Nexia и Lanos, не способными составить конкуренцию новым бюджетным предложениям из Азии.

-3

Тишина: что осталось сегодня?

Последний легковой автомобиль сошел с конвейера ЗАЗа в 2014 году. Политический и экономический кризис, разрыв производственных связей с Россией, бывшей основным рынком сбыта, и полное отсутствие собственных средств на разработку новой модели поставили точку в истории завода как автопроизводителя. Сегодня Запорожский автомобилестроительный завод прекратил свое существование. Его корпуса частично разрушены, а оборудование распродано.

-4

Немногочисленные «Таврии» и «Славуты» на дорогах сегодня — это либо раритеты в руках энтузиастов, либо доживающие свой век в глубинке машины, владельцы которых ценят их за простоту и дешевизну ремонта. История ЗАЗа — это грустный, но поучительный финал бренда, который не смог пережить переход от плановой экономики к рыночной и навсегда остался в прошлом, как теплая, но далекая ностальгическая память.