Найти в Дзене

Каким будет рынок завтра — взгляд собственника компании RUDOM

Из 150 до 4 млрд рублей — настолько упала господдержка на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в 2025 году. Строительный рынок переживает масштабную турбулентность. Мелкие и даже средние игроки уходят с него, не выдерживая давления. Останутся только те, кто заранее выстроил систему. Пока в банках «спят» триллионы рублей, спрос на жилье рушится, заказы прекращаются, привычные бизнес-модели перестают работать. Я делюсь тем, что вижу изнутри как собственник компании «RUDOM», работающей в ИЖС уже 25 лет: с какими вызовами мы сталкиваемся, что делаем, чтобы выжить, и каким может быть рынок в 2026 году. По итогам 2024 года государство выделяло 150 млрд рублей на субсидирование ипотеки в малоэтажном строительстве и столько же — на высотное строительство. В 2025-м ситуация кардинально изменилась: по моим данным, поддержка на многоэтажное строительство урезана до 70 млрд рублей, а на ИЖС — до 4 млрд. Такой обвал (в 37 раз) парализует привычную модель работы большинства строительных компа
Оглавление

Из 150 до 4 млрд рублей — настолько упала господдержка на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) в 2025 году. Строительный рынок переживает масштабную турбулентность. Мелкие и даже средние игроки уходят с него, не выдерживая давления. Останутся только те, кто заранее выстроил систему.

Пока в банках «спят» триллионы рублей, спрос на жилье рушится, заказы прекращаются, привычные бизнес-модели перестают работать. Я делюсь тем, что вижу изнутри как собственник компании «RUDOM», работающей в ИЖС уже 25 лет: с какими вызовами мы сталкиваемся, что делаем, чтобы выжить, и каким может быть рынок в 2026 году.

Рынок 2025: коллапс ипотеки и падение господдержки

По итогам 2024 года государство выделяло 150 млрд рублей на субсидирование ипотеки в малоэтажном строительстве и столько же — на высотное строительство. В 2025-м ситуация кардинально изменилась: по моим данным, поддержка на многоэтажное строительство урезана до 70 млрд рублей, а на ИЖС — до 4 млрд.

Такой обвал (в 37 раз) парализует привычную модель работы большинства строительных компаний. Основной драйвер спроса — ипотека — резко ограничен. А доля покупателей, способных вложить в дом 5–10 миллионов из личных накоплений, минимальна.

Итог — обрушение заказов и остановка проектов. Даже при качественном продукте спрос резко сужается: платежеспособных клиентов стало меньше, а кредитное плечо практически исчезло.

Закрытие компаний: что происходит с ИЖС в регионах

На примере Московской области можно увидеть, как быстро сдувается рынок. В Раменском и Домодедовском районах из 10 компаний, работающих в сфере ИЖС, 3 уже закрылись, еще 1–2 балансируют на грани кассового разрыва. Некоторые владельцы оказались под уголовными делами — модель, основанная на предоплате и авансах, окончательно себя изжила.

Ранее рынок держался на постоянном рефинансировании через ипотеку. Сегодня этот механизм разрушен, и те, кто не успел перестроиться, уходят с рынка.

Две стратегии спасения: от банковских вкладов до новых территорий

Первая стратегия — работа с внутренними сбережениями населения.На депозитах у россиян — более 70 трлн рублей. Об этом заявил член правления банка Дмитрий Брейтенбихер на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Даже если 20 трлн из них — потенциальные инвестиции в жилье, это колоссальный ресурс.

Важно быть готовыми к моменту, когда потребители снова начнут снимать деньги со вкладов и вкладываться в дома. Девелоперы, у которых будет конкурентоспособный продукт по цене и качеству, получат эти заказы.

Вторая стратегия — выход на новые территории. Мы говорим о приграничных и новых регионах, где начинается восстановление инфраструктуры. Те, кто обладает производством и логистикой, уже сегодня должны прорабатывать выход на эти рынки.

Производственный цикл как защита от турбулентности

Устойчивость нашей компании обеспечивается за счет собственного завода полного цикла. Это дает нам возможность сохранять себестоимость на 20–30% ниже рынка и предлагать клиенту продукт, привлекательный даже в кризис.

Завод компании производит:

  • клееную доску (сушка, строгание);
  • клееный брус;
  • полный домокомплект;
  • пластиковые окна и двери;
  • кровельные материалы (металлочерепица, профнастил, водосточная система);
  • железобетонные сваи;
  • металлические и столярные изделия;
  • мембраны, пароизоляции, проходные элементы, скотчи;
  • электротехническую продукцию: автоматы, розетки, выключатели.

Это позволяет выпускать дома стоимостью 7 млн рублей при себестоимости 3,5–4 млн. Даже при падении продаж с 5–6 до 2–3 домов в день в 2025 году, мы сохраняем бизнес, в отличие от компаний, которые потеряли 90–100% заказов.

Что будет завтра: сценарий выживания в 2026 году

Ситуация в экономике остается сложной: санкции, инфляция, снижение инвестиций. Политическая турбулентность не уходит. Мировая экономика находится на грани долгового и инфляционного кризиса.

По моей оценке, 2026 год будет еще труднее. Улучшения ждать не стоит. Компании, не готовые к перестройке, закроются. Единственный путь — пересмотр бизнес-модели, снижение себестоимости, ориентация на реальные деньги клиентов и создание вертикально интегрированных систем.

Источник: https://secrets.tbank.ru/blogi-kompanij/obzor-rynka-izhs-ot-rudom/