Найти в Дзене
Петербургский странник

💀 Питерские фурии - убогие императрицы и вой на болотах: как городские легенды оживают в комментариях (и почему они так боятся зеркал)

Когда я написал о "уставших императрицах", они явились сами — армия фурий в голубых пальто, с контейнерами для пакетов и ненавистью, острой как шпиль Петропавловки. Приветствую вас, мои дорогие сокамерники по вечной осени. С вами — Петербургский Странник, и сегодня у нас не просто текст. Сегодня — анатомический театр городских типажей, которых мы сами вызвали к жизни. После публикации статьи «Питерские женщины после 40: почему они все похожи на одну и ту же уставшую императрицу» в мой бункер хлынула волна…
Нет, не ненависти.
Подтверждений. Многие писали: «Это про меня…»
«Я плакала. Впервые за 10 лет пошла в Эрмитаж»
«Спасибо, что дал пощёчину моей апатии» Но в этом же потоке — как неизбежный осадок в чашке растворимого кофе из "Пятёрочки" — всплыли они. Тёти.
Не просто тёти.
Типичные питерские фурии. Они прочитали статью, увидели в ней своё отражение, но вместо рефлексии выбрали агрессию в перчатках аристократок из секонд-хенда: «Автору срочно к окулисту!»
«Вы — понаех, не смейте оскор
Оглавление

Когда я написал о "уставших императрицах", они явились сами — армия фурий в голубых пальто, с контейнерами для пакетов и ненавистью, острой как шпиль Петропавловки.

💀 Питерские фурии - убогие императрицы и вой на болотах: как городские легенды оживают в комментариях (и почему они так боятся зеркал)
💀 Питерские фурии - убогие императрицы и вой на болотах: как городские легенды оживают в комментариях (и почему они так боятся зеркал)

Портрет фурии в интерьере комментариев

Приветствую вас, мои дорогие сокамерники по вечной осени. С вами — Петербургский Странник, и сегодня у нас не просто текст. Сегодня — анатомический театр городских типажей, которых мы сами вызвали к жизни.

После публикации статьи «Питерские женщины после 40: почему они все похожи на одну и ту же уставшую императрицу» в мой бункер хлынула волна…
Нет, не ненависти.
Подтверждений.

Многие писали:

«Это про меня…»
«Я плакала. Впервые за 10 лет пошла в Эрмитаж»
«Спасибо, что дал пощёчину моей апатии»

Но в этом же потоке — как неизбежный осадок в чашке растворимого кофе из "Пятёрочки" — всплыли они.

Тёти.
Не просто тёти.
Типичные питерские фурии.

Типичные питерские фурии
Типичные питерские фурии

Они прочитали статью, увидели в ней своё отражение, но вместо рефлексии выбрали агрессию в перчатках аристократок из секонд-хенда:

«Автору срочно к окулисту!»
«Вы — понаех, не смейте оскорблять петербурженок!»
«КремААА?! Господи, учите русский язык! Позорище!»
«Это депрессивный бред! К психиатру!»
«Я храню пакеты в специальном контейнере, а не в пакете!»
Они прочитали статью, увидели в ней своё отражение, но вместо рефлексии выбрали агрессию в перчатках аристократок из секонд-хенда
Они прочитали статью, увидели в ней своё отражение, но вместо рефлексии выбрали агрессию в перчатках аристократок из секонд-хенда

Именно их — этих удивительных существ, выползших из-под гранитных плит Северной столицы — мы сегодня и препарируем. Как настоящие питерские анатомы — в белых перчатках и вместо наркоза, кувалдой по пустым головам, для обезболивания. Добро пожаловать в мой анатомический театр.

Убогие недоимператрицы против Странника

Особенно отличилась одна дама, убеждённая, что её голубое пальто (не чёрное, как у всех — вы чувствуете этот бунт?) — знак избранности, а не иллюзия выбора из двух вариантов в "Стокманне" на распродаже. Она написала:

«Вы — задрипанный неудачник с комплексами... Нормальные люди храняm пакеты не в пакете, а в специальном контейнере... Благодаря моему комментарию вы осознаете уровень своего дна...»

Убогие недоимператрицы против Странника
Убогие недоимператрицы против Странника

Как мило.
Она не просто прочитала статью.
Она исполнила её от корки до корки, как балерина Мариинки — "Лебединое озеро".

Потому что статья — не про «всех женщин».
Она про тех, кто
превратил выживание в добродетель, серость — в интеллигентность, а пакет в пакете — в семейную реликвию.

И вот они — армия верных статуй Города, выстроившихся в комментариях стройными шеренгами:

— «Коренные» с претензией на аристократизм, но без билета в театр с 2012 года.
— «Интеллигентки», путающие «духовность» с отсутствием помады и отказом от маникюра.
— «Петербурженки с большой буквы», живущие в Мурино и презирающие «понаехов» из условного Тамбова.
— И «спасительницы культуры», которые «жалеют» тех, кто осмелился сказать правду.

Они не злятся на автора.
Они злятся на
напоминание, что могли бы быть другими.

Но есть и другие.
Те, кто
почувствовал холодок узнавания — и не стал кричать «бред!», а спросил: «А что, если выйти?»

Именно им — мой поклон.
Вы — те, кто ещё
не сдался.
Кто ещё помнит вкус белых ночей, а не только вкус дешёвого кофе в «Пятерочке».

А тем, кто продолжает орать из болот в пуховике «радуги»…
Ну что ж.
Орут — значит, живы.
Хотя, судя по комментариям, живут не в Петербурге, а в его
музее поражений.

Битва века: Странник vs Армия убогих императриц

На ринге — хранительница этикета и скреп - Ангелина, голубое пальто Натальи, сумка-матрёшка "коренной" Янины и контейнер просветления от «Морского конька». Поехали!

Экспонат №1: «Хранительница этикета». Её оружие — «кремА» и «нет города Питер!»

«Хранительница этикета». Её оружие — «кремА» и «нет города Питер!»
«Хранительница этикета». Её оружие — «кремА» и «нет города Питер!»

Первая линия обороны уязвлённой «интеллигентки» — это орфография и топонимика. Самый частый комментарий из этого окопа:

«Автор, нет такого города — ПИТЕР! Это вульгарно! И научитесь писать слово "кремы" правильно, графоман!» (пишет Ангелина, чей профиль украшает статус «Живу душой, дышу культурой»).

-6

Её ненависть к слову «Питер» — как попытка прикрыть дыру в стене гобеленом из «Икеи». Яркая тряпка, призванная отвлечь внимание от осыпающейся штукатурки и плесени в углах.

Это так трогательно. Когда аргументов по сути нет, в ход идёт грамматический нацизм. Для них поправить «Питер» на «Петербург» — это как поправить съехавшую набок бумажную корону. Это создаёт иллюзию превосходства. Они не спорят с сутью — что жизнь превратилась в серое выживание. Они цепляются за форму.

Это классический питерский невроз: прикрыть внутреннюю пустоту и неустроенность фасадом «культурности». Она может жить в студии в Девяткино с видом на парковку, но будет с пеной у рта доказывать, что называть её город «Питером» — моветон. Её «интеллигентность» — это не прочитанный Бродский, а выученное правило. Город-симулякр породил симулякров-хранителей. Они охраняют не культуру, а свои иллюзии о причастности к ней.

Психологический портрет: Женщина, которая вместо личности построила фасад. Как типовые здания на окраинах — снаружи попытка в классицизм, внутри — хрущевская планировка и слышимость сквозь картонные стены.

Экспонат №2: «Коренная в первом поколении». Её главный враг — «понаехи»

Второй эшелон обороны — ксенофобия, возведённая в добродетель.

«Коренная в первом поколении». Её главный враг — «понаехи»
«Коренная в первом поколении». Её главный враг — «понаехи»

«Сразу видно, что писал ПОНАЕХ! Только приезжие видят одну грязь! А мы свой город любим! И вообще, настоящие петербурженки не такие!» (возмущается Янина (и ей вторит загадочная с ником "Морской конёк"), приехавшая 15 лет назад из Киришей, но уже успевшая забыть об этом).

-8

Янина — мой любимый типаж. Она ненавидит «понаехов» с яростью неофита, сжигающего мосты с «прошлой, колхозной» жизнью. Её жизнь — это спектакль для одного зрителя, где она играет роль «коренной аристократки». Мечтала о балах в Юсуповском дворце, а получила пожизненную ипотеку в Купчино за конуру 20 квадратных метров. Мечтала о муже-поэте, а получила диванного философа (о которых я писал ранее), который считает вершиной романтики шашлыки на даче.

Её жизнь — спектакль в заброшенном театре, где она — режиссёр, актриса и единственный зритель. Каждый день одна и та же пьеса: «Я лучше вас, потому что я — питерская».

-9

И когда она читает мою статью, она видит не себя. Она видит ту «понаехавшую» девочку, которой была, чьи мечты Город перемолол в пыль. Её ненависть ко мне — это ненависть к своему прошлому и страх перед своим настоящим. Она защищает не Город, а хрупкую декорацию, которую построила вокруг своей несбывшейся мечты.

Янина и "понаех"
Янина и "понаех"

Рядом с Яниной стоит еще один мой любимый типаж - петербурженка в N-ом поколении Nadezhda

Рядом с Яниной стоит еще один мой любимый типаж - петербурженка в N-ом поколении Nadezhda
Рядом с Яниной стоит еще один мой любимый типаж - петербурженка в N-ом поколении Nadezhda

Она гордо носит на голове невидимую корону, выкованную из гранитной пыли Петропавловки и сдобренную рассказами о прабабушке, которая якобы лично видела, как Дзержинский ел шаверму на Гороховой.

петербурженка в N-ом поколении Nadezhda
петербурженка в N-ом поколении Nadezhda

Вы, наверняка, неоднократно слышали такое. А может, сами нет-нет, да и бросали эту фразу, глядя на кого-то с высоты своего "коренного" опыта? И размахивая своей прапрабабушкой как победным флагом над Рейхстагом. Используя этот затёртый до дыр "флаг" при любом случае (в разговоре с друзьями, со знакомыми и незнакомыми людьми, в комментариях социальных сетей и даже доказывая вороне на дереве, что её "карррр" тут неуместно), чтобы лишний раз ощутить свою значимость и попытаться заткнуть пустоту, которой по факту и является.

петербурженка в N-ом поколении Nadezhda
петербурженка в N-ом поколении Nadezhda

Психологический портрет: Человек, построивший идентичность на отрицании. Она не знает, кто она, но точно знает, кто не она — "не москвичка", "не понаехавшая", "не вульгарная".

Экспонат №3: «Спасительница в Голубом Пальто». Её миссия — учить Странника жить

Это высшая форма «уставшей императрицы». Она не просто злится. Она снисходит. Она учит. Она спасает. Знакомьтесь, Наталья, звезда моих комментариев.

«Спасительница в Голубом Пальто». Её миссия — учить Странника жить
«Спасительница в Голубом Пальто». Её миссия — учить Странника жить

«Автор, вы — задрипанный неудачник. У меня прекрасное голубое пальто, а не чёрное. И пакеты я храню не в пакете, а в специальном контейнере! Вы просто проецируете свои комплексы! Благодаря мне и таким, как я, вы поймёте свои ошибки».

Гениально. Она не просто прочитала статью. Она вышла на сцену и исполнила её.

Её «голубое пальто» — это знамя её маленького личного восстания против серости, но это восстание проиграно, потому что под пальто — всё та же убогость, ограниченность и недовольство миром. Её «контейнер для пакетов» — это скипетр её крошечной империи, где она — владычица порядка. Она не поняла главного: статья не про цвет пальто и не про способ хранения пакетов. Она про состояние души.

Её «контейнер для пакетов» — это скипетр её крошечной империи, где она — владычица порядка
Её «контейнер для пакетов» — это скипетр её крошечной империи, где она — владычица порядка

Наталья — идеальный портрет женщины, которая подменила жизнь — бытом, счастье — порядком, а любовь — снисходительной жалостью к «неудачникам». Она не злится. Она торжествует. Ведь она нашла кого-то «хуже» себя и теперь может реализовать свою единственную оставшуюся власть — власть учить и осуждать.

Экспонат №4: «Диванный Психиатр». Его диагноз — «автор болен»

Когда не работает ни этикет, ни ксенофобия, ни поучения, в ход идёт последний аргумент.

«Диванный Психиатр». Его диагноз — «автор болен»
«Диванный Психиатр». Его диагноз — «автор болен»

🔹 «Автору срочно к психиатру!»

🔹«Осеннее обострение у графомана».

🔹 «Пропустил приём таблеток, бедняга».

🔹 «Ты какую гадость куришь?».

-17

Это крик не силы, а абсолютного бессилия. Это единственная возможность для них сохранить свою картину мира. Если автор — сумасшедший, значит, всё, что он написал, — бред. Значит, их потухший взгляд, серое пальто и жизнь по маршруту «работа-дом-смерть» — это не результат сломленности, а осознанный выбор «стабильности».

Они — санитары своей собственной реальности, которые пытаются надеть смирительную рубашку на любого, кто посмеет сказать им, что их палата — это тюрьма. Легче объявить зеркало кривым, чем признать, что отражение в нём — твоё.

4. «Вой на болотах» — или почему Рома — гений

— Бэрримор, а кто там воет на болотах?
— Петербуржцы, сэр.
-18

Почему это гениально?
Рома уловил суть. Этот «вой» — не звуки природы. Это крики Натальи, Янины и Ко, бродящих по болотам соцсетей и пытающихся доказать, что их контейнер для пакетов — наследие Романовых.

Они воют на болотах городских форумов и в комментариях, потому что только там ещё можно притвориться особенной. В реальной жизни зеркало показывает правду: ты такая же, как все. Уставшая. Серая. С опущенными плечами и потухшим взглядом.

Они воют на болотах городских форумов и в комментариях, потому что только там ещё можно притвориться особенной
Они воют на болотах городских форумов и в комментариях, потому что только там ещё можно притвориться особенной

Они — как болотные огоньки: манят яркими аватарками, а заманивают в трясину банальностей. Хорошо, что у нас есть Рома — наш Шерлок Холмс от юмора.

Психологический портрет: Наш Рома — как маленький мальчик из сказки про голого короля. Он видит суть и не боится её назвать. Он смеётся не злобно, а просто потому, что абсурд слишком очевиден, чтобы его не заметить.

Финал: Как победить питерскую фурию?

Вой на болотах и музыка для Странника

Дорогие читатели! Если под постом шипит Наталья — вы всё сделали правильно.
Эти фурии — как осенний дождь: неизбежны, но без них не было бы нашего любимого Питера.

Так кто же в итоге победил в этой битве? Странник или армия уязвлённых фурий? Ответ прост: победила правда.

Эти комментарии — лучшее доказательство того, что мой скальпель попал точно в нерв. Этот вой на болотах — не просто шум. Это саундтрек к пробуждению. Кто-то, услышав его, проснётся и пойдёт покупать билет в Эрмитаж. А кто-то продолжит выть, доказывая всему миру, что его болото — самое уютное.

И знаете что? Я благодарен им. Каждой Наталье в голубом пальто. Каждой Янине, охраняющей чистоту петербургской расы. Каждому диванному психиатру. Без вас мои статьи были бы как Невский без пробок — скучно и неправдоподобно. Вы — живые экспонаты моего музея. Вы — та самая фактура, тот самый мрак, который и делает наш Город великим и страшным одновременно.

А что до контейнера для пакетов, о котором так пеклась Наталья... Я его всё-таки заказал. Спасибо за совет. Теперь я храню в нём самые сочные комментарии для будущих статей.

💸 Поддержать борьбу с фуриями:

Этот текст — не упрёк, а попытка разорвать заколдованный питерский круг. Снять с Города маску приличий. Если вам важно видеть Питер без грима и иллюзий — кнопка "Поддержать" под статьёй даст мне силы продолжать говорить то, о чём все молчат. Один клик — и вы вкладываетесь не в меня, а в своё освобождение от городских чар. А если вдруг Наталья решит поддержать — обещаю купить контейнер для её пакетов. Или билет в Мариинку. Но это уже фантастика.

💸 Поддержать борьбу с фуриями
💸 Поддержать борьбу с фуриями

P.S. Роме — отдельный респект. Его шутка — как луч фонаря на Моховой: освещает истину и показывает, где лужи. Если встретите его — купите кофе. Он это заслужил.

P.P.S. Наталье и другим фуриям посвящается: ваше голубое пальто — прекрасно. Но под ним слишком видна серая злоба. Может, пора в химчистку? Хотя бы души.

🌒 Если вы услышали что-то между строк — Странник продолжает говорить и вне этой статьи. Глубже. Тише. Без шума.

👉 Тайная библиотека Петербургского Странника

❗Если вы хотите понять, с чего всё началось — эта история расскажет вам всё.

📌 Эта статья — из серии «💀 Питер. Без прикрас (Сквозняк под ребро)». Добро пожаловать , где Город снимает парадный фрак и остаётся в одной серой, застиранной майке.

🔔 Подписывайтесь на «Петербургский странник» — здесь мы не приукрашиваем Город. Мы снимаем с него маску. Даже если под ней — пакет в пакете.
👉
В Telegram-канале «Это Питер, детка» — ещё жёстче, ещё честнее. Для тех, кто готов услышать, как воет Город… и почему он боится тех, кто перестаёт отвечать.