Найти в Дзене
Маруся и её сад

Сорняки, добро пожаловать! Или о книгах, садоводстве и растительных сообществах

За участие и победу в конкурсе на канале "Сады и Цветы" Сергей Калякин прислал мне книжку. Как под меня писанную. Джек Уоллингтон "Очаровательные бунтари". Бунтари - это растения, считающиеся сорняками, растущие в дикой природе, неугодные в саду по причине своего буйного нрава - оказавшись в саду, они стремятся захватить как можно больше места. Или же и вовсе не желают расти там, куда вы их определили, а неожиданным образом выскакивают, подобно троим из ларца, иногда на радость, а иногда и нет. Можно ли как-то справиться с ними, обуздать их характер, приручив и прикормив? Еще больше: можно ли пустить их особенности на пользу саду? Вот об этом книжка. Красивая и вдохновляющая. Первая ее часть посвящена общим вопросам: сбор семян растений, хранение и - самое интересное - создание растительных сообществ. Это сейчас, пожалуй, тема номер один в иностранных блогах и у западных дизайнеров, возможно, наравне с торфом. И мне она тоже очень интересна. Наверное, даже кое-какие попытки я предпри

За участие и победу в конкурсе на канале "Сады и Цветы" Сергей Калякин прислал мне книжку. Как под меня писанную. Джек Уоллингтон "Очаровательные бунтари". Бунтари - это растения, считающиеся сорняками, растущие в дикой природе, неугодные в саду по причине своего буйного нрава - оказавшись в саду, они стремятся захватить как можно больше места. Или же и вовсе не желают расти там, куда вы их определили, а неожиданным образом выскакивают, подобно троим из ларца, иногда на радость, а иногда и нет.

Можно ли как-то справиться с ними, обуздать их характер, приручив и прикормив? Еще больше: можно ли пустить их особенности на пользу саду? Вот об этом книжка. Красивая и вдохновляющая.

Первая ее часть посвящена общим вопросам: сбор семян растений, хранение и - самое интересное - создание растительных сообществ. Это сейчас, пожалуй, тема номер один в иностранных блогах и у западных дизайнеров, возможно, наравне с торфом. И мне она тоже очень интересна. Наверное, даже кое-какие попытки я предприму в грядущем сезоне, во всяком случае, добавлю материала для наблюдения.

Вторая часть книги - это развороты, посвященные отдельным растениям. В виде таблицы о каждом расписано, какие условия оно предпочитает, насколько агрессивно разрастается (по пятибалльной шкале), когда цветет, способно ли расти в горшке и т.д.

Много растений, о которых я никогда не слышала или тех, что в наших условиях просто замерзнут, не успев стать сорняками, как французы в 12 году.. Например, солейролия, известная как комнатное растение, кентрантус, ради расселения которого еще приходится поплясать, буддлея Давида или плющ.

А вот самое забавное! На нескольких разворотах рассказывается о тех сорняках, которые не стоит пускать в сад. Даже для влюбленного в дикоросы и растительные сообщества автора они - это уж чересчур. Чересчур напористые, нахрапистые, беспардонные. Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Кто же в этом списке, ну-ка, ну-ка?!

Клён псведоплатановый. Матушка-сныть, повой - всем известная "березка" (так и хочется повыть от его всеобъемлемости), бодяк полевой (знаем-знаем, гадость еще та, покос на него не действует никак), пырей, хвощ полевой (а зимующему посвящен разворот среди желательных сорняков), рейнутрия, фенхель, недотрога железконосная, мелкочешуйник лозный, опунция сжатая, папоротник-орляк, ежевика кустистая и рододендрон понтийский.

Я же застыла перед фотографиями мака кембрийского papaver cambricum. Похоже, в противовес всеобщей дизайнерской тенденции не дружить с желтым цветом, меня наоборот магнитом тянет к чему-то простому, охристому, темно-желтому, апельсиновому. И даже пусть я не собираюсь заводить этот мак и ему подобные (а это еще вопрос) в своем саду, любоваться на него я не могу перестать. Вы только поглядите, он будто создан для заросших, чуть небрежных садов.

Хотя, что касается маков, я могу рассуждать только умозрительно, поскольку никогда практических дел с ними не имела. Я ежегодно слышу мамины причитания, когда в июле она выдирает насеявшиеся красные маки в своем саду. В июне рука не поднимается из-за их красоты, а в июле пот от усилий смешивается со слезами от разочарования - огромные дыры в цветниках. Это меня и останавливает от более близкого знакомства. Хотя, наверняка, уже давно что-то придумано.

Эта книга заставила меня в который раз подумать о двух вещах. Первая: растения из природы в наших садах. О, сколько раз я слышала возражение, что нет смысла тащить в сад то, на что можно любоваться, просто выйдя в поле или в лес. Я считаю это возражение несостоятельным, во всяком случае, для меня. Во-первых, потому что любоваться я хочу гораздо чаще, чем имею возможность ходить в лес или в поле, а во-вторых, орнаменты и рельефы Шехтеля - это все тот же бетон и гипс, из которого сделаны и садовые гномы.

Энотера
Энотера

В моем саду много растений с лугов и из леса: дербенник иволистный, зопник клубненосный, кровохлебка лекарственная, жабрица однолетняя, купырь лесной, хатьма тюрингенская, рябины, крушина ломкая, хвощ зимующий. Это первое, что пришло в голову и что я специально приносила в сад.

К слову, я создала подборку со статьями, в которых я описываю свои скромные ботанические похождения. Иллюстрация для этой подборки - чудесная картина французской художницы XIX века Берты Моризо "Игра в прятки". Что ж, на то он и шедевр, чтобы начать жить свою собственную жизнь после создания: и пускай художница изображала милую семейную игру, я вижу на ней совсем другую забаву. Мать семейства, опираясь на зонт, чтобы не потерять равновесие, со скромной помощью своей крошки-дочки тащит из леса в сад красивое дерево. Подобным образом, хоть и не столь изящно, выгляжу и я. Не в батисте и шелке, без шляпы и кисейной ленты, вместо зонтика - крестьянская лопата, и туфельки мои уж очень напоминают галоши. Но меняются времена, нравы, мода - та и вовсе дама ветреная и капризная, а увлечения, роднящие меня с дамой с картины, остаются.

Берта Моризо "Игра в прятки"
Берта Моризо "Игра в прятки"

Второй момент, о котором я вновь крепко задумалась после прочтения этой книги, это создание растительных сообществ. Джек Уоллингтон пишет, что вздорный характер сорняков можно пустить в мирное росло, превратив недостатки в достоинства. Например, многие быстро разрастающиеся растения будто созданы для того, чтобы занимать большие площади в саду. За примерами далеко ходить не надо. У Ольги Макаровой, автора канала "Сад под Санкт-Петербургом", растет цимбалярия постенная, взятая из леса, и в книге Уоллингтона она упоминается как раз в качестве замечательного почвопокровника.

Меня же манит идея превращения сада не в наборную мозаику из всяких разных зон, будь то газон, цветники и летние кухни, а в единый организм, где культурные посадки плавно перетекают в уже имеющиеся дикие. И, думаю, всякого рода "сорняки" могут оказать мне здесь большую услугу.

Что ж, я и так достаточно высказалась для рамок одной статьи, хотя книга и пробудила во мне необыкновенную словоохотливость. Да и что будешь делать, когда задевает за живое? Но у нас впереди ещё целая зима, созданная для любителей растений с тем расчетом, чтобы они вдоволь наелись духовной пищи, приправленной каталогами и семенами, а значит и вдоволь времени для обсуждения и сорняков, и тех, кому повезло чуть больше.

Ваша Маруся

Дикоросы в саду | Маруся и её сад | Дзен
Книги | Маруся и её сад | Дзен