Прежде всего расскажу о таком замечательном виде контроля, как "чтение молча". Текст читают самостоятельно "про себя" ( количество в соответствии с возрастными возможностями), записывать нельзя. Ответы записывают молча и сдают.
По правилам так надо ещё и останавливать после 1 минуты. В младших классах оганичивала, чтобы увидеть технику чтения, после - нет, так как исправить уже нельзя, главное-научить понимать самостоятельно прочитанный текст.
Составляла сама. Я уж не работаю, может, кто и использует.
Образец.
Чтение молча по тексту В.Астафьева "Царь-рыба" (от слов "Как часто бросаемся.." до слов "Как хорошо, что меня не убили на войне".
1. Лирический герой повести, размышляя о детях,говорит, что дети - это..
запиши 2-3 слова-характеристики
2. В чём всегда нуждаются дети?
а)в развлечениях;
б) в материальной помощи;
в) в защите и помощи.
3. Свет от звёзд определяется как..
а)успокаивающий;
б)лампадный;
в) тревожащий.
4. С чем связано выбранное определение?
5. Чем отличаются радость и печаль?
а) радость проходяща, а печаль вечна и неизменна;
б) радость несёт покой, а печаль вселяет тревогу;
в) радость обманчива, а печаль благородна.
6. Что лирический герой называет мудростью; что, по его мнению, рождает думы о близких?
а) радость;
б)печаль.
7. В.Астафьеву свойственно натурфилософское восприятие природы, образ которой одухотворён. В доказательство приведите олицетворения, запомнившиеся при чтении текста (не менее 2).
8. Почему хорошо, что летняя северная ночь так коротка?
а) нет могильной тьмы;
б) если б была длинная ночь, мысли б тёмные лезли в голову;
в) легко забываешь неприятности прошедшего дня;
г) появляется возможность обрести уверенность в нескончаемости мироздания.
9. Подберите синонимы (из текста) к глаголу СВЕТИЛИСЬ (не меньше 2).
10. Названия каких животных и птиц,за которыми наблюдал герой, вы запомнили?
11. Что хотелось сделать герою при виде пробуждающейся природы?
а) сохранить в душе тишину;
б) воздать благодарность кому-то непостижимому.
12. Пордберите название прочитанному отрывку.
Несколько поясняющих слов от себя.
1. Я хотела подготовить к пониманию основной мысли произведения, к связному высказыванию.
2. Мне казалось, что в поисках ответов на многие вопросы ученик невольно задумается и о своём отношении, а также ещё1 раз и впервые услышит о натурфилософии и добавит его в свой лексикон.
3. Дети знали этот вид работы, поэтому можно было смело дать более-менее объёмный текст.
4. Это был период работы по 12-балльной системе (которая мне кажется более эффективной и показательной), поэтому заданий 12. Но критерии были от 0,5 до 2 баллов. Каждый мог набрать необходимую сумму.
5. По статистике подписчиков видно, что читают в основном дамы предпенсионного и пенсионного возраста, которые, наверное, уже тоже не работают. Поэтому вам, наверное, будет неактуален этот материал. НО это меня сильно зацепили цифровые тесты, предлагаемые детям. О них здесь.
А МОЖЕТ, Я СТАЛА ТИПИЧНОЙ БРЮЗГОЙ: А РАНЬШЕ БЫЛО ЛУЧШЕ?