Рассказываем 10 малоизвестных фактов про лучший мультфильм всех времен и народов.
СЕМЁН СЕРГЕЕВ
Ровно полвека назад, 23 октября 1975 года, на экраны вышел анимационный фильм "Ежик в тумане" Юрия Норштейна, который в 2003 году на фестивале "Лапута" в Токио был признан лучшим мультфильмом всех времен по результатам опроса ведущих кинокритиков мира. За внешней простотой этой истории о Ежике, отправившемся через лес к своему другу Медвежонку, скрывается кладезь новаторских приемов и глубоких смыслов, о которых мало кто догадывается.
Туман, который сводил с ума Голливуд
Главная загадка мультфильма, вызывавшая шок даже у американских специалистов по компьютерной графике, - это знаменитый живой туман. Создатели добились его не с помощью компьютерной графики (которой тогда еще не было), а благодаря гениальной технике многоярусной перекладки на стеклах. Фон, персонажи и сам туман располагались на разных прозрачных слоях, что придавало кадру невероятную глубину. Эффект создавался вручную: либо с помощью тонкой полупрозрачной пленки (кальки), либо через специально протертые или запыленные стекла. Оператор Александр Жуковский, по словам Норштейна, "очеловечивал пространство", превращая этот технический прием в высокое искусство.
Ежик, нарисованный левой рукой
Образ главного героя придумала и нарисовала жена режиссера, художник-постановщик Франческа Ярбусова. Для достижения "детской" манеры рисунка, она, по некоторым данным, специально рисовала Ежика левой рукой. При этом сам Норштейн искал в образе "ощущение всемирности", даже вдохновляясь репродукцией иконы "Спас Вседержитель" Андрея Рублева! Это сочетание детской непосредственности и восточной аскетичности (влияние японских гравюр прослеживается в аскетичном построении кадров) сделало персонажа поистине универсальным.
Непростая простота: от сказки до загробного мира
В основе сюжета лежит сказка Сергея Козлова, но сценарий был серьезно переработан. Например, в оригинале Медвежонка не было, а из реки Ежика вытаскивал "кто-то невидимый" (в фильме это Сом, изготовленный, кстати, по принципу восточных кукольных театров).
Сам Норштейн категорически отвергал мистику, называя путешествие Ежика абсолютно реальной жизненной ситуацией, а туман - моментом "переосмысления окружающего мира", пишут "Известия". Однако с момента выхода мультфильма существует множество трактовок "второго плана":
- Дружба и познание мира: Ежик выходит за привычные границы, преодолевает страхи и, благодаря этому, обогащается новыми знаниями и знакомствами (Лошадь).
- Путешествие в загробный мир: Самая мрачная версия, где Медвежонок умер и зовет друга, а падение в реку - это метафора Леты (реки забвения).
Золотые голоса и рекордные съемки
"Ежик в тумане" стал первым анимационным фильмом Норштейна, который озвучивали сразу три звезды: вкрадчивый Алексей Баталов (рассказчик), великая Мария Виноградова (Ежик) и веселый Вячеслав Невинный (Медвежонок). Невинный, для максимальной правдоподобности, чтобы изобразить задыхающегося после поисков друга Медвежонка, бегал вверх и вниз по лестницам "Союзмультфильма" перед каждой записью. На запись всего шести минут звука, которые должны были покадрово совпадать с движениями, ушло около двух месяцев.
Этот мультфильм, удостоенный более 35 международных премий и Государственной премии СССР, до сих пор остается неисчерпаемым источником вдохновения, доказывая: гениальность - в простоте, ставшей искусством.