"И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает СИНАГОГУ!"
Этими словами героиня Нонны Мордюковой в фильме "Бриллиантовая рука" должна была показать крайнюю степень морального разложения Семена Семеновича Горбункова. На еврея, тем более религиозного, этот персонаж был совершенно непохож, так что не совсем понятно, с чего бы ему ходить по синагогам, да еще делать это тайно.
Разве что решил иудаизм принять. От человека, который за хлебом ездит на такси (чего "наши люди" отродясь не делали), можно ожидать чего угодно.
В финальной версии фильма, как вы знаете, цензура потребовала заменить синагогу на любовницу.
Это тоже аморально, но хотя бы не так вызывающе.
Нам с вами, слава богу, никто не запретит совершенно не таясь посещать любые синагоги - как с религиозными целями, так и для того, чтобы получше познакомиться с еврейской культурой и историей.
Вот этим и займемся.
В комментариях под прошлой статьей на эту тему (вот здесь, если пропустили) возник интересный вопрос: отчего это одни синагоги большие и пышные, а другие маленькие и неказистые - особенно в Израиле, где, казалось бы, такие заведения должны цениться особенно высоко?
Это достойная тема для целой статьи, тем более, что ответов тут несколько. Но я попытаюсь перечислить их по возможности кратко и проиллюстрировать новыми примерами.
Прежде всего, повсюду за пределами Израиля синагога часто призвана продемонстрировать статус еврейской общины. Когда твои единоверцы составляют в стране крохотное меньшинство, важно заявить о себе так, чтобы это вызывало уважение. Если, конечно, есть такая финансовая возможность.
Вот, например, главная синагога венгерской столицы.
1. Большая синагога Будапешта
Исполинских размеров здание, вмещающее 5 000 только сидячих мест, считается самой крупной синагогой в Европе и второй по величине в мире - после нью-йоркской "Эману-Эль".
Ее интерьер напоминает зал королевского дворца - настолько тут все богато и торжественно. Видно, что местная община на впечатлении не экономила.
Интересно, что архитектором был христианин-католик Людвиг Фёрстер. Он хотел показать, что еврейский народ пришел в Европу с Востока, а потому соединил в своем проекте стиль так называемого мавританского возрождения и пышность византийской базилики. Две башенки, отсылающие к исламским минаретам, здесь увенчаны куполами-маковками, характерными для христианских церквей.
Но размеры и редкостная красота не исчерпывают уникальности этого места.
Прямо тут же, в соседнем здании, где сейчас располагается Еврейский музей, родился Биньямин Зеэв Герцль, более известный под именем Теодор.
Разумеется, основоположник сионистского движения для иудейской религии не самый важный человек. Но для всех израильтян, живущих в воплощенной мечте Теодора Герцля, еврейском государстве, такое соседство легендарной синагоги с местом его рождения может быть наполнено глубоким символическим смыслом.
И если уж говорить об исторических знаменитостях, то можно вспомнить, что на открытии этой синагоги в 1859 году играл сам Ференц Лист. А позже тут же выступал Камиль Сен-Санс. Потому что внутри имеется невероятных размеров орган на 5 тысяч труб, что вообще-то редкий случай для синагоги. Мощь этого инструмента, как и невероятная акустика зала, позволяют и сегодня проводить тут концерты органной музыки.
Понятное дело, что заявлять о себе во всеуслышание можно только в том случае, если община процветает. Когда иудаизм под запретом, а евреи подвергаются дискриминации, синагоги становятся не просто скромными, они превращаются в подпольные места закрытых собраний, которые люди посещают тайно, будто любовниц.
Но даже там, где еврейские общины жили свободно, имеются свои отличия. Давайте сравним с венгерской синагогой ее шведскую сестру-близнеца, чтобы оценить не столько сходство, сколько разницу.
2. Большая синагога Стокгольма
То же название, что и в Будапеште, то же время строительства - середина 19 века, те же нео-мавританские мотивы с византийскими элементами, очень популярные в архитектуре этого периода.
Но совершенно иное впечатление.
Здание выглядит по-скандинавски сдержанным, хоть и несколько экзотическим на фоне окружающих построек, напоминая не столько дворец, сколько изысканную шкатулку, скрывающую все самое ценное внутри.
Интерьер, впрочем, хоть и выглядит заметно более эффектным, все же несет на себе существенное влияние протестантской умеренности. Тут бал правит скромность, никакой избыточности, как это было в венгерском здании, построенном католиком. Хотя изящные резные украшения и цветные витражи застуживают того, чтобы на них полюбоваться.
Несопоставимы и размеры. Большая стокгольмская синагога все-таки не настолько большая, ее вместимость лишь 900 сидячих мест.
Уникальность тут, пожалуй, не столько в эстетике, сколько в историческом значении.
Дело в том, что синагога находится на площади, носящей имя Рауля Валленберга, того самого "будапештского мессии" (еще одна рифма с венгерской столицей), о трагической судьбе которого я писал вот в этой статье. Человек, спасший тысячи евреев во время Второй мировой войны, был шведским дипломатом. Поэтому музей, посвященный его жизни, тут соседствует с главной синагогой Стокгольма, образуя важный мемориальный комплекс, охватывающий жизнь еврейской общины с середины 19 до середины 20 века.
От установленного здесь памятника Раулю Валленбергу к синагоге ведет дорожка из брусчатки. Она напоминает железнодорожные пути, символизируя дорогу, по которой жертв Холокоста отправляли в лагеря.
Во внутреннем дворе синагоги в 1998 году королем Карлом XVI Густавом был открыт мемориал жертвам Холокоста, где высечены имена более 8 000 погибших евреев, имевших родственные связи со шведскими подданными.
Впрочем, есть у этой синагоги и менее трагическая особенность.
Здесь в 2015 году Уте Штайер стала первой в истории Швеции женщиной-раввином.
Но вернемся к тому, что еще может рассказать нам внешний облик всякой синагоги. Посмотрим на более современный пример, когда еврейская община, заявляя о себе, обходится и без роскоши, и без торжественности.
3. Синагога-феникс "Бейт Белла" в Таллине
Здание, прямо скажем, сбивающее с толку.
Разве это может быть не то что иудейской синагогой, а вообще каким бы то ни было местом для молитв?
Это похоже на модную галерею, небольшой молодежный театр, школу танцев в конце концов.
Тут важно вот что. С 1944 года, когда старая таллиннская синагога, построенная в 1883 году, была разрушена бомбардировками, и вплоть до 2007 года Таллин оставался единственной столицей в послевоенной Европе, где не было ни одной синагоги.
В советский период, когда религия была под запретом, еврейской общине приходилось тайно собираться для молитв в простом деревянном здании бывшего склада.
Так что строительство новой синагоги в 2007 году стало событием огромной символической силы. И поскольку это проект 21 века, он говорит с нами на современном языке.
Волнообразные линии фасада и полукруглая арочная крыша здания символизируют драматические взлеты и падения, которые пережила еврейская община Эстонии на протяжении своей истории.
Внутреннее пространство выглядит открытым и наполненным естественным светом благодаря почти полностью стеклянным стенам.
В отличие от многих исторических синагог, "Бейт Белла" с самого начала задумывалась как многофункциональный общинный центр. В здании размещаются миква (ритуальный бассейн), кошерная кухня, а также единственный в Эстонии кошерный ресторан.
Название "Бейт Белла" дали в честь Беллы Бронштейн, матери одного из основных благотворителей, Александра Бронштейна, чей фонд финансировал строительство.
Разумеется, наличие и размер пожертвований во многом определяют внешний вид, размеры и декор синагоги. Чем крупнее город, чем многочисленнее и успешнее его община, тем больше шансов, что здание будет незаурядным. Ведь это центр притяжения, место встреч, альтернатив которому либо мало, либо нет вовсе.
В Израиле напротив, синагоги на каждом шагу. И это вполне объяснимо, ведь когда общиной является все население страны (хотя, конечно, далеко не все евреи верующие и не все верующие - иудеи), нужно думать не столько о внешнем впечатлении, сколько об элементарном удобстве.
Потому мы и имеем этакие синагоги "шаговой доступности", простенькие скромные домики, не более впечатляющие, чем магазинчик возле дома.
Это просто и практично.
Важно по большому счету только наличие миньяна, то есть необходимого минимума из 10-и иудеев для чтения молитв и проведения религиозных ритуалов. Бывает, что даже здания отдельного не существует, а синагогу открывают, например, выгораживая небольшое помещение в жилом доме, в школе или армейских служебных помещениях.
Однако есть свои исключения и в Израиле.
4. Итальянская синагога Конельяно-Венето в Иерусалиме
Внешне она обманчиво-скромна, напоминая средней руки палаццо где-нибудь в итальянской Вероне. Но самое удивительное, что практически так оно и есть.
Это здание было полностью перевезено в Иерусалим из Италии.
Стояла она себе в городе Конельяно-Венето, что между Падуей и Венецией, посреди еврейского гетто, основанного в 1637 году, а после Второй мировой войны итальянские евреи-репатрианты в Палестине столкнулись с нехваткой подходящих мест для молитв. Так что в 1951 году давно пустовавшую и заброшенную синагогу аккуратно разобрали, перевезли по морю в Хайфу, а затем восстановили в Иерусалиме.
Торжественное открытие состоялось в 1952 году.
Стало быть, глядя на это здание, вы видите не просто нечто похожее на Италию, а настоящий кусочек итальянского пейзажа посреди израильской столицы.
Но если решите заглянуть внутрь, готовьтесь к эстетическому шоку.
Весь декор тут на стыке барокко и рококо, то есть плотный и затейливый настолько, что ни одному другому стилю не обойти его в избыточности и богатстве.
Совершенству золотых узоров и тончайших резных деталей позавидовал бы Версаль, хотя размерами эта синагога с дворцом бы не сравнилась. Камерность помещения создает впечатление, что вы находитесь внутри роскошного драгоценного ларца.
Впрочем, надо признать, что итальянская синагога все-таки неповторима. Это единичный случай, который невозможно использовать для широких обобщений.
Но вот пример другой синагоги в Израиле, природа которой как раз весьма типична.
5. Синагога "Хехаль Йехуда" в Тель-Авиве
Это здание являет собой впечатляющий контраст со всеми скромными "молельнями шаговой доступности", которые я уже упоминал. Тут переплелись архитектурная смелость и глубокая мемориальная символика. Такого рода примеров по всей стране наберется не один десяток, хотя стилистически (архитектура, декор, символика) это будут очень разные решения.
Внешний облик тель-авивской синагоги, напоминающий морскую раковину. Это не просто художественный прием, а своеобразное воплощение памяти. Архитектор Ицхак Толедано, выходец из еврейской общины греческих Салоников, задумал здание как памятник именно этой общине, почти полностью уничтоженной во время Холокоста. Форма ракушки отсылает к морским раковинам, которые в изобилии встречаются на побережье Салоников, родного города как архитектора, так и семьи Реканати, на чьи средства построена синагога.
Эта уникальная конструкция не только символична, но и довольно функциональна. Внутри нет ни одной колонны, а куполообразный зал спроектирован так, что обеспечивает идеальную видимость и акустику с любого из 600 мест.
Северный фасад, отделанный необработанным бетоном, украшают барельефы работы скульптора Иехезкеля Кимхи. На них изображены традиционные еврейские символы, что создает мощное и немного монументальное впечатление.
Цветные витражи, созданные художником Йосефом Шеалтиелем, посвящены мотивам еврейских праздников, наполняя пространство внутри цветным светом и глубоким смыслом.
Строительство синагоги было завершено в 1980 году, и, к сожалению, ни архитектор Ицхак Толедано, ни меценат Иехуда Леон Реканати, в честь которого она названа, не дожили до этого момента. Сегодня большую часть прихожан составляют сефарды греческого происхождения, что продолжает живую связь времен.
Уникальность "Хехаль Йехуды" в гармонии формы и содержания. Это архитектурная метафора, где облик служит напоминанием об определенном месте, трагедии конкретной общины и надежде на ее возрождение.
Как видим, не существует единого представления о том, какая синагога правильная, а какая нет. Есть очень старые и очень современные - разница между ними колоссальна. Есть роскошные и впечатляющие, а есть неприметные и будто бы совершенно безликие.
Отличаются они и философски: одни стараются быть достойными древнего Храма, а другие утверждают, что для чтения Торы красота стен не имеет значения.
Внешний облик синагоги зависит и от мировоззрения конкретной общины, и от задач, которые должно решать здание, и от щедрости благотворителей, и от символики, положенной в основу проекта.
Ни одна подборка не в состоянии исчерпать многообразие вариантов. Мы лишь можем довольно широкими мазками обозначать некоторые яркие направления, но сколько бы примеров мы ни рассматривали, останется еще невообразимое количество того, о чем стоит поговорить в будущем.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.