Продолжение цикла статей, начатого осенью 2023 года о том, куда можно было улететь из крупнейших городов Советского Союза, столиц союзных республик и из городов-курортов в середине восьмидесятых годов ХХ века.
Эта серия вызвала широкий отклик у вас, уважаемые подписчики и гости моего блога. Ссылки на некоторые статьи из этой серии, кто их ещё не видел, я приведу в конце данного повествования.
Норильск – город краевого подчинения Красноярского края. Он расположен на севере региона к югу от Таймырского полуострова, примерно в 90 км к востоку от Енисея, в 1500 км севернее Красноярска и в 300 км к северу от Северного полярного круга. Один из городов, которому присвоено звание «Город трудовой доблести».
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек. Полвека назад, в 1975 году население города составляло 167 000 человек. По состоянию на 2025 год в городе проживают 175 773 человека.
Город является крупным центром цветной металлургии. Градообразующее предприятие – Норильский горно-металлургический комбинат (ныне – Заполярный филиал горно-металлургической компании «Норильский никель»).
Транспортная система Норильска сложна в силу климатических и географических факторов. Сухопутное сообщение с «большой землёй» у города отсутствует.
Норильск соединён с портом Дудинка Норильской железной дорогой протяжённостью 333 километра, электрифицированной постоянным током ещё в 1957 году, на которой в 1975 году в пассажирском движении курсировали электросекции типа Ср.
В 1975 году пассажирские авиарейсы в Норильске выполнялись из двух аэропортов: основной – «Алыкель» и аэропорт местных авиалиний «Валёк».
Аэропорт «Алыкель» в 1975 году мог принимать воздушные суда типа Ил-18, Ан-12 и классом ниже. В Норильском ОАО в это время базировалось два самолёта Ил-14: СССР-01474 и СССР-91553, которые выполняли почтово-пассажирские рейсы в Красноярск, а также заказные (как сейчас бы сказали «чартерные») рейсы по заявкам предприятий в Диксон, Дудинку, Игарку и Хатангу. Отряд готовился к началу эксплуатации грузовых самолётов Ан-12 и Ан-26.
В аэропорту Валёк в те годы базировались самолёты Ан-2 и его водный вариант – Ан-2В, которые летали по расписанию из Норильска в Игарку, Дудинку, Снежногорск, а также по заявкам «Норникеля», рыбаков, геологических экспедиций и других организаций.
Пятьдесят лет назад, летом 1975 года, из аэропорта Алыкель города Норильска можно было улететь в 21 город Советского Союза, от посёлка Мыс Шмидта, расположенного на Чукотке, до Ленинграда с Востока на Запад. Маршрутная сеть местных авиалиний насчитывала 3 населённых пункта, которые были связаны с городом самолётами Ан-2.
Ниже прилагаю расписание движения самолётов по союзным и местным авиалиниям по состоянию на лето – осень 1975 года.
В связи с тем, что движок Дзена сжимает изображения, мне пришлось разбить расписание на две части. Рассчитываю, что оно будет читабельным.
Если вам интересно, чтобы в моём блоге были опубликованы другие расписания железнодорожного, воздушного и наземного транспорта – пишите в комментариях, какие именно. Я опубликую их по мере наличия их в моей коллекции.
Предыдущие статьи на тему:
При перепечатке ссылка на канал обязательна.
Коммерческое использование материала, либо его фрагментов, возможно только с письменного согласия автора.
Спасибо за внимание.