Найти в Дзене
Петр Власов

Бой у Ла-Платы - первая морская битва Второй мировой войны (01). Найти и обезвредить разбойника

Планируя начало Второй мировой войны германское командование среди других вопросов рассматривало и необходимость ведения боевых действий на морских путях сообщения против британского и французского судоходства. При этом предусматривалась еще предвоенная посылка своих рейдеров в районы наиболее оживленных морских торговых трасс, чтобы немецкие корабли могли приступить к уничтожению вражеских судов сразу после получения приказа из Берлина. Исходя из этого плана, за 10 дней до нападения Германии на Польшу, 21 августа 1939 г., базу в Вильгельмсхафене покинул так называемый «карманный линкор» «Admiral Graf Spee» («карманными линкорами» прозвали особый тип корабля с водоизмещением тяжелого крейсера, но бронированием и калибром вооружения, близкими к линкорным). Его командир, капитан цур зее Ганс Вильгельм Лангсдорф (Hans Wilhelm Langsdorff), получил приказ скрытно обогнуть Британские острова, выйти в экваториальные воды Атлантики, и там, соблюдая радиомолчание, ждать приказа о начале крейсер
Оглавление

«Адмирал граф Шпее» выходит на «разбойничью дорогу»

Планируя начало Второй мировой войны германское командование среди других вопросов рассматривало и необходимость ведения боевых действий на морских путях сообщения против британского и французского судоходства. При этом предусматривалась еще предвоенная посылка своих рейдеров в районы наиболее оживленных морских торговых трасс, чтобы немецкие корабли могли приступить к уничтожению вражеских судов сразу после получения приказа из Берлина.

Исходя из этого плана, за 10 дней до нападения Германии на Польшу, 21 августа 1939 г., базу в Вильгельмсхафене покинул так называемый «карманный линкор» «Admiral Graf Spee» («карманными линкорами» прозвали особый тип корабля с водоизмещением тяжелого крейсера, но бронированием и калибром вооружения, близкими к линкорным). Его командир, капитан цур зее Ганс Вильгельм Лангсдорф (Hans Wilhelm Langsdorff), получил приказ скрытно обогнуть Британские острова, выйти в экваториальные воды Атлантики, и там, соблюдая радиомолчание, ждать приказа о начале крейсерской войны с судоходством противника в южной части океана. Через несколько дней в поход отправился однотипный со «Spee» «карманный линкор» «Deutschland» под командованием капитана цур зее Пауля Веннекера (Paul Wenneker) – для действий в водах Северной Атлантики.

-2

Оба капитана имели распоряжение при получении приказа начать уничтожение и дезорганизацию судоходства неприятеля всеми имеющимися средствами. Однако им запрещалось атаковать военные корабли противника, даже если они представляют собой легкую добычу – ведь рейдеры будут действовать на большом удалении от своих баз и любое серьезное повреждение заставит их прервать операцию и вернуться в Германию.

Однако даже после начала войны рейдеры еще почти месяц не получали приказа на боевые действия против вражеского судоходства: Берлин надеялся на заключение мира с Великобританией и Францией после разгрома Польши. И только когда Гитлер расстался с надеждой заключить мир с западными государствами, 26 сентября это приказ был передан по радио, и немецкие корабли начали боевые действия.

Правда, «Deutschland» действовал недолго и малоэффективно. В первых числах октября он потопил 2 судна: британское «Stonegate» и норвежское «Lorentz W. Hansen». А затем на корабле возникли проблемы с двигателем, и в ноябре Веннекер привел свой рейдер обратно на базу.

«Admiral Graf Spee» до 26 сентября крейсировал в Центральной Атлантике, уклоняясь от встреч с любыми кораблями. Получение приказа о начале боевых действий «развязало руки» Лангсдорфу, и уже 30 сентября «Spee» в районе Пернамбуко расправился со своей первой жертвой - английским пароходом «Clement». Команда парохода, брошенная Лангсдорфом на произвол судьбы, была спасена другим судном, оказавшимся в том же районе, и моряки сообщили, что «Clement» был потоплен германским линкором типа «Deutschland». Получив известие о присутствии вражеского «карманного линкора» в Атлантике, командование британского ВМФ тут же раскинуло сеть из восьми поисковых групп, задачей которых было заманить рейдер в ловушку и потопить его.

-3

В Центральной Атлантике действовали 4 группы. В их состав входили 1 британский авианосец и 2 крейсера, а также 2 французских линкора, 1 авианосец и 5 крейсеров. В водах Южной Атлантики в трех группах действовали 1 линкор, 1 авианосец и 6 крейсеров (все британские). Поисковая группа в Индийском океане состояла из одного британского авианосца и двух крейсеров, кроме того, туда были направлены линкор «Malaya» и авианосец «Glorious» под охраной эсминцев. Корабли «Home Fleet» (Флота метрополии) в тех же целях осуществляли наблюдение за датскими проливами. Для охраны атлантических конвоев были привлечены линкоры «Resolution», «Revenge», «Repulse» и крейсер «Enterprise», из Средиземного моря пришли на помощь линкор «Warspite» и авианосец «Furious».

-4

Днем 5 октября «Admiral Graf Spree» встретил следующую жертву — пароход «Hewton Beach». Перед тем как судно было захвачено, оно успело передать сигнал бедствия, который услышал крейсер «Cumberland». Однако командир крейсера предположил, что эту радиограмму приняла так же радиостанция во Фритауне и что командующий силами Южной Атлантики уже в курсе событий. А потому не передал сообщение дальше. Но во Фритауне из-за неисправности радиостанции сигнал не приняли, и командующий операцией вице-адмирал Георг Д’Ойли-Лайон (George Hamilton D’Oyly-Lyon) в течение нескольких последующих недель ничего не знал о нападении рейдера.

-5

Новый шанс перехватить рейдер был упущен, когда самолет с авианосца «Ark Royal» обнаружил к западу от островов Зеленого Мыса танкер. Это был «Altmark» — корабль снабжения, шедший обеспечить «Admiral Graf Spree» топливом и продовольствием. На запрос самолета о принадлежности судна с танкера сообщили пилоту по радио, что это американский пароход «Delmar» (на самом деле «Delmar» в тот момент находился в Новом Орлеане). Командир же отряда авианосцев поленился, и пренебрег обычной в таких случаях процедурой опознания судна, предоставив ему идти дальше своим путем.

Тем временем «Admiral Graf Spee» 7 и 10 октября в районе мыса Доброй Надежды потопил еще 2 судна («Ashlea» и «Huntsman»), после чего вернулся в центральную часть Южной Атлантики, где пополнил запасы топлива и продовольствия с танкера «Altmark» и передал ему пленных с потопленных судов. Затем «Spee» отправился на восток, и 22 октября потопил пароход «Trevanion». Перед тем как затонуть, это судно тоже успело послать сигнал бедствия, на это раз дошедший до Фритауна. Однако нерасторопно организованный поиск дал рейдеру время обойти мыс Доброй Надежды, и скрыться в Индийском океане.

-6

Вновь пополнив запасы топлива с танкера «Altmark», «Admiral Graf Spee» продолжил свой рейд, и 15 ноября потопил у входа в Мозамбикский пролив небольшой танкер «Africa Shell». Известие об этом дошло до командования британского ВМФ только благодаря тому, что капитан Лангсдорф разрешил команде танкера доплыть на спасательных шлюпках до берега, а не взял их, как обычно, на борт своего корабля. Через несколько дней «Admiral Graf Spee» вернулся в Южную Атлантику.

-7

Днем 2 декабря «Admiral Graf Spee» потопил судно «Doric Star». Оно успело послать сигнал бедствия, полученный радиостанцией в Саймонстауне. На следующий день жертвой рейдера стало британское судно «Tairoa». 6 декабря «Spee» последний раз встретился с танкером «Altmark» (за время похода «линкор» 9 раз брал топливо с этого танкера), и на следующий день «Admiral Graf Spee» потопил британское судно «Streonshalh». Это была его последняя жертва.

-8

Таким образом, около двух с половиной месяцев немецкий рейдер безнаказанно разбойничал в водах Южной Атлантики и Индийского океана, несмотря на активные поиски его значительными силами союзных флотов. За это время «линкору» удалось потопить девять торговых судов общим водоизмещением 50.084 брт. При этом рейдер изменениями своего силуэта так удачно «мимикрировал» под другие корабли, что британцам никак не удавалось идентифицировать его по сообщениям тех дозорных судов, которым удалось издалека увидеть немца…

-9

Однако после получения известия о потоплении «Doric Star» вице-адмиралу Д’Ойли-Лайону стало известно, в каком именно районе находится вражеский рейдер. И он дал команды ближайшим к этому месту поисковым отрядам проверить возможные дальнейшие пути противника: группе «Force К» (линкор «Renown» и авианосец «Ark Royal») провести разведку к северо-западу от мыса Доброй Надежды, а группе «Force G» (крейсера «Exeter», «Ajax» и «Arhilles») пропатрулировать район между мысом Доброй Надежды и островом Святой Елены.

Группа «Force G» в поиске

-10

Корабли группы «Force G», которой руководил коммодор Хенри Хэрвуд (Henry Harwood) с самого начала поиска рейдера находились в тяжелых условиях. Группе пришлось действовать в нейтральных водах, строго соблюдая правила международного морского права. Согласно ему ни один корабль воюющих стран не мог заходить в нейтральные порты чаще, чем раз в три месяца. Единственной базой, имевшейся в распоряжении группы, был Порт-Стэнли на Фолклендских островах, совершенно не оборудованный для проведения серьезных ремонтных работ. К тому же этот порт находился на удалении более 1.000 морских миль от зоны, назначенной группе для поиска, и крейсерам Хэрвуда приходилось или принимать топливо в море, или поочередно совершать длительные марши для заправки на Фолклендах. Первоначально «Force G» состояла из тяжелых крейсеров «Exeter» и «Cumberland», и легкого крейсера «Ajax». Но 27 октября к группе присоединился однотипный с «Ajax» новозеландский легкий крейсер «Achilles», а давно нуждавшийся в ремонте «Exeter» ушел в Порт-Стэнли (по этой причине коммодор Хэрвуд перенес свой флагманский вымпел с него на «Ajax»).

-11

Корабли обновленной группы продолжили патрулирование в назначенном им районе между Рио-де-Жанейро и Ла-Платой, а на крейсере «Exeter» по прибытии на Фолкленды незамедлительно начался ремонт. Местная ремонтная база располагала лишь небольшим доком, рабочих же вовсе не было; поэтому все работы велись исключительно силами экипажа, Естественно, что в условиях крайне ограниченной ремонтной базы и острого дефицита оборудования и запасных частей профилактический ремонт корабля затянулся, и крейсер вернулся к патрулированию в составе группы только в конце ноября. Но уже 1 декабря группа вновь сократилась. В тот день крейсера «Force G» заправлялись в море на траверзе Монтевидео в условиях усиления ветра и поднявшейся на море крупной зыби. Из-за этого при швартовке 10.000-тонный танкер навалился на «Cumberland» и поломал на нем шлюпбалки, раздавил спасательный катер и деформировал катапультную платформу. Крейсеру пришлось идти на ремонт в Порт-Стенли. Однако едва «Cumberland» вошел в док, как 9 декабря Хэрвуд по радио отменил ремонтные работы, потребовал срочно, к 12 декабря, изготовиться крейсеру к бою, и занять позицию перед Фолклендскими островами.

-12

Этот приказ был связан с распоряжением вице-адмирала Д’Ойли-Лайона, сделанном после известия о потоплении судна «Doric Star», пропатрулировать район между мысом Доброй Надежды и островом Святой Елены, как возможный дальнейший путь немецкого рейдера. Не найдя противника в указанном районе, коммодор Хэрвуд предположил, что «линкор», обнаружив свое присутствие потоплением «Doris Star», покинет африканские воды и, чтобы сбить преследователей со следа, направится на другую сторону Атлантики. Двигаясь со скоростью около 15 узлов, он скорее всего к 13 декабря окажется недалеко от устья реки Ла-Плата. Или, при избрании им другого маршрута – к 14 декабря в районе Фолклендских островов. На основе этих расчетов коммодор приказал своим крейсерам отправиться к устью реки Ла-Плата, а «Cumberland’у» - остаться у Фолклендов. Хэрвуд понимал, что оставляя у Порт-Стэнли свою сильнейшую боевую единицу - тяжелый крейсер «Cumberland», он серьезно ослабляет боевой потенциал группы в случае встречи с врагом у Ла-Платы. Однако коммодор также не мог исключить возможности появления рейдера у Фолклендских островов, и при известии с «Cumberland’а» об обнаружения «линкора» там, собирался своим отрядом «на всех парах» бросится туда на перехват врага…

-13

Хэрвуд понимал, что в случае обнаружения рейдера его ослабевшим отрядом, этим трем оставшимся кораблям предстоит бой с очень грозным противником. Тогда считалось, что с германским «карманным линкором» способна сражаться, и то лишь с некоторыми шансами на успех, чуть ли не эскадра британских тяжелых крейсеров. Огневая мощь корабля типа «Deutschland» казалась подавляющей; преимущество в артиллерии было на стороне «карманного линкора». Он имел 6х280-мм, и 8х150-мм орудий. «Exeter» был вооружен шестью 203-мм орудиями, а каждый из двух легких крейсеров имел по восемь 152-мм орудий. Дальность стрельбы артиллерии главного калибра «линкора» составляла около 27 км, тяжелого крейсера «Exeter» — 24 км, легких крейсеров — 21 км. Это означало, что немецкий рейдер может уничтожить все 3 британских крейсера, если во время боя будет удерживать их на расстоянии 24—27 км. Помимо преимущества в дальности огня, «карманный линкор» обладал еще и мощным залпом: 1.200 кг, против объединенного залпа всех трех британских крейсеров вместе — 1.400 кг. Кроме того, немецкий корабль лучше был защищен броней. Англичанам же кроме более высокой скорости хода своих крейсеров и большего количества торпедных аппаратов, противопоставить рейдеру было нечего.

-14

Поэтому по пути к берегам Уругвая Хэрвуд детально разработал план действий на случай обнаружения рейдера его отрядом. Если это произойдет ночью, то пользуясь темнотой, нужно как можно ближе подкрасться к противнику, и атаковать его всем крейсерам вместе, единой «толпой». Если же бой произойдет днем, при свете, то отряду следует разделиться, и атаковать «линкор» с двух сторон, чтобы заставить противника рассредоточить огонь. Это снизит эффективность огня рейдера, которому придется часто менять цели. В таком случае командирам легких крейсеров приказано было настойчиво сближаться с противником на дистанцию эффективного огня их шестидюймовых орудий. А тяжелому «Exeter’у», который явно обратит на себя основное внимание «линкора» - стойко держаться под его огнем (по крайней мере, в начальной фазе боя, пока «Ajax» и «Achilles» не подойдут к противнику достаточно близко, чтобы достать его из своих шестидюймовок).

Характеристики кораблей - участников боя

Немецкий «карманный линкор» «Admiral Graf Spee»

-15

Последний из трех кораблей типа «Deutschland». Заложен 1.10.1932; спущен на воду 30.06.1934; в строй 6.01.1936 г. Командир капитан цур зее Hans Langsdorff.

Водоизмещение: нормальное 12.100 т, полное 16.020 т. Размеры 181,7/186×21,7x7,3 м. Общая мощность 8 дизелей - 56.800 л.с., скорость 28 узлов. Дальность 16.300 миль при 18-узловом ходе. Броня: пояс 80 мм, траверзы 60 мм, палуба 18+45 мм, рубка 150-50 мм, башни 140-85 мм.

-16

Вооружение: 2×3 – 283-мм/52 и 8×1 – 150-мм/55 орудий, 3×2 – 105-мм/66 зенитных орудий, 4×2 – 37-мм/83 и 10×1 – 20-мм/65 зенитных автоматов, 2×4 – 533-мм ТА, 2 гидросамолета и 1 катапульта. Экипаж 1.070 чел.

Британский тяжелый крейсер «Exeter»

-17

Второй в серии из двух кораблей типа «York». Заложен 1.08.1928; спущен на воду 18.07.1929; в строй 27.07.1931 г. Командир кэптен Frederick Bell.

Водоизмещение: нормальное 8.524 т, полное 10.658 т. Размеры 164,6/175,3×17,7x6,2 м. Общая мощность 4 двигателей - 80.000 л.с., скорость 32 узла. Дальность 10.000 миль при 14-узловом ходе. Броня: пояс 76 мм, траверзы 86 мм, палуба 37-51 мм, рубка и башни 25 мм.

-18

Вооружение: 3×2 – 203-мм/50 орудий, 4х102-мм/45 зенитных орудий, 2×4 – 12,7-мм зенитных пулемета, 2×3 – 533-мм ТА, 2 гидросамолета и 2 катапульты. Экипаж 628 чел.

Британские легкие крейсера «Ajax» и «Aсhilles»

-19

Второй и пятый корабли в серии из восьми легких крейсеров типа «Leander». «Aсhilles» заложен 11.07.1931; спущен на воду 1.09.1932; в строй 6.10.1933 г. Командир кэптен Charles Woodhouse.

«Ajax» заложен 7.02.1933; спущен на воду 1.03.1934; в строй 12.04.1935 г. Командир кэптен William Parry.

Водоизмещение: нормальное 6.985-7.270 т, полное 8.904-9.189 т. Размеры 159,1/169×17x6 м. Общая мощность 4 двигателей - 72.000 л.с., скорость 32,5 узла. Дальность 5.730 миль при 13-узловом ходе. Броня: пояс 76 мм, траверзы 32 мм, палуба 32 мм, рубка и башни 25 мм.

-20

Вооружение: 4×2 – 152-мм/50 орудий, 4х2 - 102-мм/45 зенитных орудий, 3×4 – 12,7-мм зенитных пулемета, 2×4 – 533-мм ТА, 1 гидросамолет и 1 катапульта. Экипаж 570 чел.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Бой у Ла-Платы - первая морская битва Второй мировой войны (02). Схватка

Список других статей канала, посвященных флоту и морским темам, НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи по разным вопросам военной истории