Результаты действий десантного отряда полковника Ф.Д. Назарова на Нижнем Дону для ставки Врангеля в Крыму оставались ещё неизвестным, но предварительно оценивались положительно, так как агентурная разведка доносила об убытии частей РККА с Кубани в Донскую область. Решено было воспользоваться удобным моментом и развернуть расширение территориальной и материальной базы Русской армии десантом на Кубань. Разведка докладывала о враждебном отношении казаков к Советской власти – на Кубани против большевиков действовали: в районе Ачуева отряд полковника С.В. Скакуна (до 1.500 чел.); в Баталпашинском отделе «Армия возрождения России» генерала М.А. Фостикова (до 5.500 чел.); в районе станицы Боргустанской отряд полковника Ф.Л. Менякова; в районе Анапы отряд полковника Лебедева; вдоль железной дороги Новороссийск – Екатеринодар отряд «бело-зелёных». Силы РККА на Северо-Кавказском операционном направлении в ставке Врангеля оценивались: на участке Новороссийск – Таманский полуостров – 22-я стрелковая дивизия; в районе станиц Крымская – Гостагаевская – бригада 9-й стрелковой дивизии; в Ейском отделе – 1-я Кавказская кавдивизия.
Исходя из вводных, что сил у большевиков на столь обширном пространстве катастрофически не хватает, ставка Врангеля рассчитывала на беспрепятственную высадку десанта на побережье и дальнейшее продвижение по территории с сочувствующим населением. Целью операции являлось занятие столицы кубанского казачества – Екатеринодара и образование за счёт повстанческих отрядов и мобилизации казаков нового антисоветского фронта на Кубани. Затем в Крыму войска Русской армии отводились на перекопские позиции, сокращая фронт, а высвободившиеся силы – Донской корпус перебрасывался на Кубань с целью идти на Дон, охваченный уже назаровским восстанием.
В целом планирование операции было авантюрным – слишком многие вводные были неопределенными, а выводы по ним сверхоптимистичными. С самым крупным повстанческим формированием – отрядом генерала Фостикова даже не было связи, что затрудняло, как оценку его боевых возможностей, так соответственно и координацию совместных действий, а отряд «зеленых» неизвестной политической ориентации на линии Новороссийск – Екатеринодар вообще мог не поддержать десантную операцию. Но ставке Врангеля хотелось верить в лучшее, и операция началась.
04.08.1920г. Врангель, погасив политическую напряженность внутри белого лагеря, заключил договор с правительствами Кубани, Дона, Терека и Астрахани, в соответствии с которым главкому Русской армии предоставлялась вся полнота власти над казачьими вооружёнными силами. Командующим десантом был назначен генерал-лейтенант С.Г. Улагай, начальником штаба генерал-лейтенант Д.П. Драценко. Выбор Врангель обосновывал так: «…Во главе десантного отряда был поставлен генерал Улагай. Заменить его было не кем. Пользуясь широким обаянием среди казаков, генерал Улагай один мог с успехом «объявить сполох», поднять казачество и повести его за собой. За ним должны были, казалось, пойти все. Отличный кавалерийский начальник, разбирающийся в обстановке, смелый и решительный, он во главе казачьей конницы мог творить чудеса. Я знал его отрицательные свойства, – отсутствие способности к организации, свойство легко переходить от большого подъема духа к унынию…». (Врангель П.Н. Воспоминания. Южный фронт (ноябрь 1916 г. - ноябрь 1920 г.).
Наряд войск десанта, названного Группой особого назначения:
1-я Кубанская казачья дивизия генерал-лейтенанта Н.Г. Бабиева (около 1.000 сабель, 35 пулемётов, 6 орудий);
2-я Кубанская казачья дивизия генерал-лейтенанта А.М. Шифнер-Маркевича (около 900 штыков, 100 сабель, 48 пулемётов, 8 орудий);
Сводная пехотная дивизия генерал-лейтенанта Б.И. Казановича (около 2.500 штыков, 50 пулемётов, 12 орудий, 3 броневика и 8 аэропланов);
«Волчья сотня» есаула Г.И. Колкова;
Итого: около 5.000 чел., 26 орудий, 133 пулемёта, 8 аэропланов и 3 бронеавтомобиля.
Для отвлечения внимания советского командования отдельный отряд генерала А.Н. Черепова (около 500 штыков, 2 орудия) должен был высадиться в районе Анапы, с задачей демонстрационными действиями, взаимодействуя с находившимися в этом районе повстанцами, отвлекать советские войска от главного операционного направления.
Морское побережье от Ростова до Грузии прикрывала 9-я Кубанская армия Кавказского фронта под началом М.К. Левандовского в составе: 9-й и 22-й стрелковых дивизий, 1-й и 12-й кавалерийских дивизий, стрелковой и 3-х кавалерийских бригад (около 30.000 штыков, 4.000 сабель, 157 орудий, 771 пулемёт). Войска были рассредоточены на территории всей Кубанской области, и занимались ликвидацией повстанческого движения. Таким образом, на побережье от Ейска до Новороссийска находилось около 10.500 чел. Дислокация советских войск была полностью вскрыта разведкой Врангеля.
Советское командование имело сведения о возможной высадке частей Русской армии на побережье Кубани, но, уже информированное о ликвидации десанта Назарова на Дону, считало их маловероятными. Более вероятной считалась высадка белого десанта на азовском побережье для действий во фланг и тыл Южному фронту. Таким образом, тактическая внезапность белому десанту была обеспечена…
По теме:
Год 1920. Десант полковника Назарова
Улагаевский десант. Высадка и расширение плацдарма
Десант генерала Черепова у Анапы
Десант генерала Харламова на Тамани
Армия Возрождения России генерала Фостикова
Как Деникин кинул казаков в Новороссийске
Год 1920. Капитуляция Кубанской армии
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал