Найти в Дзене
(Не)Страшная Школа

Репетитор или предприниматель?

На сегодняшние размышления меня навело обилие выпадающей мне контекстной рекламы примерно одного и того же содержания: «Как репетитору набирать учеников?», «Как полностью перейти в онлайн?», «Как я открыл сеть школ и начал зарабатывать?», «Помогу выйти на доход в 50/80/100 тысяч?», «Как заполнить расписание?», «Как, наконец, набирать группы», ну и так далее. У меня этой рекламы просто вот полный браузер, торчат из всех сайтов. И в большинстве случаев легкое недоумение вызывают. Иногда не легкое. Тут уже была статья про то, что репетитор я неправильный и учу не так. Но, видимо, не только учу, но и зарабатываю тоже не так. Наверное, если бы я могла думать как вот все эти обучающие гуру, была бы я куда богаче… Ну или хотя бы в рамках приличия состоятельнее. Конечно, как любой нормальный человек, денег я хочу чем больше, тем лучше. Ну а кто их не хочет? У меня открыто ИП, у меня есть помещение, более того, я умею составлять бизнес-планы и вот это вот все. Частенько сажусь я и думаю, что хо
freepik.com
freepik.com

На сегодняшние размышления меня навело обилие выпадающей мне контекстной рекламы примерно одного и того же содержания: «Как репетитору набирать учеников?», «Как полностью перейти в онлайн?», «Как я открыл сеть школ и начал зарабатывать?», «Помогу выйти на доход в 50/80/100 тысяч?», «Как заполнить расписание?», «Как, наконец, набирать группы», ну и так далее. У меня этой рекламы просто вот полный браузер, торчат из всех сайтов. И в большинстве случаев легкое недоумение вызывают. Иногда не легкое.

Тут уже была статья про то, что репетитор я неправильный и учу не так. Но, видимо, не только учу, но и зарабатываю тоже не так. Наверное, если бы я могла думать как вот все эти обучающие гуру, была бы я куда богаче… Ну или хотя бы в рамках приличия состоятельнее. Конечно, как любой нормальный человек, денег я хочу чем больше, тем лучше. Ну а кто их не хочет? У меня открыто ИП, у меня есть помещение, более того, я умею составлять бизнес-планы и вот это вот все. Частенько сажусь я и думаю, что хотела бы открыть свою школу. И начинаю вчитываться и вникать. И где-то на середине порыва думаю, что если я начну это все делать, то когда же я буду учить детей? Откладываю это дело… и зарабатываю как обычно… и рекламы пролистываю. А что же мне не нравится в этом подходе?

Твердо я убеждена, что репетитор и преподаватель – это разные вещи. Если хотите, преподаватель – это тренер, а репетитор – это доктор-реабилитолог. В этой связи у меня сразу недоумение к рекламам, которые гласят, что научат набирать столько учеников и быть такими крутыми, что можно будет набирать только хороших и старательных учеников. Ну это как…стоматологу набирать пациентов только со здоровыми зубами. Звучит как мечта, но… Дети, которые классные, мотивированные, старательные, хорошисты и отличники… они ж без репетиторов справляются. Да, некоторым нужны репетиторы по олимпиадному уровню, есть такие, но это меньшая часть целевой аудитории. В основном то к репетиторам приходят, когда школьный учитель, мама, папа, соседи, кот и интернет не справились с донесением программы. И, естественно, это не супер-детки, с которыми супер-легко. И, если у репетитора возникает желание не брать сложных детей, а работать только с умничками-хорошистами, то, кажется мне, выбрал человек не ту работу. То есть эти рекламы буквально про то как бы так научиться делать, чтобы поменьше работать вашу работу.

Следующее мое любимое: как набирать группы и больше зарабатывать? И тут опять о специфике работы. Ко мне иногда приходят ребята, родители которых говорят, что они четыре года ходили на групповые дополнительные занятия, а в школе оценки все равно плохие. Начинаешь копать, а там нет элементарной базы. Ну то есть даже am, is, are не расставят и дальше «Hello, how are you?» не говорят. Четыре года? Я бы воскликнула с ужасом: «Что же вы делали четыре года, вас обманывали!!!»… если бы сама не вела группы. Тут дело не в обманах, а в том, что есть дети, которые не воспринимают информацию, не адаптированную под них и не адресованную лично им. Я могу рассказать в группе какую-то информацию, могу сколь угодно просто, могу тридцать раз, и все равно такие вот Васи и Маши ничего не поймут и не сделают, пока я не сяду рядом, не скажу «Слушай сюда», не поймаю его взгляд и не повожу пальцем в его учебнике, добиваясь обратной связи на каждую свою реплику. И эффективность групповых занятий – она ниже. Да, они интереснее, прикольнее, динамичнее, детям больше нравятся. В конце концов, денег больше приносят. Но не работают они на исправление тотального отставания у пугающегося лишнего внимания ребенка. И тут мы снова возвращаемся к предложению репетиторам работать, чтоб денег побольше, а эффективности и работы… ну как получится. Ровно та же история про «как полностью перейти в онлайн», не буду даже развивать.

Однажды мне прилетело предложение пройти супер-пупер-дупер-классный-мастер-класс про то как репетитору набрать учеников в количестве… в три раза меньшем, чем было у меня на тот момент. Тут я уже задумалась, может, мне тоже супер-пупер-мастер-классы устраивать? Если люди на каких-то начальных этапах карьеры уже рассылают рекламы и пытаются учить других?

А недавно попалось мне видео одной весьма интересной девушки, которая тоже занимается обучением английскому. В видео она рассказывала, что закрыла свои довольно успешные языковые школы, чтобы перейти в онлайн формат. Причина: она перегорела и ей перестало быть интересно заниматься школами. У меня в голове включилось: «А так можно было?» Прям вот я сейчас сижу обсуждаю косметику и выпускные экзамены после уроков со своими девчонками-девятиклассницами, вспоминая при этом, как во втором классе мы с ними котиков в тетрадки наклеивали и ручки с блестками рассматривали, и не представляю, как бы я такая своим детям «Че-т мне неинтересно, я пошла». Хотя вообще, подход такой я не осуждаю. Просто он про предпринимательство, а не про обучение, как мне кажется.

В общем, не быть мне богатой, пожалуй. Но все-таки репетиторство для меня это что-то такое… про индивидуальный подход, про поиски решений сложных задач, про человеческое отношение, которого часто не хватает в школе, где 30 человек в классе и больше, про то, чтобы сделать интересно вот этому конкретному ребенку, независимо от того, двоечник он там или супер-отличник. Жаль, нет доплат за любовь к своей работе и детям.