Почти четыре недели назад семья Усольцевых отправились в поход в тайгу и не вернулись. Поиски не принесли результатов. Основная версия случившегося – несчастный случай. По другой версии - Усольцевы просто сбежали, вышли на дорогу, сели в фуру и уехали из страны.
Шесть траншей на развитие бизнеса
В пользу версии, что причиной исчезновения семьи Усольцевых стал побег, говорят и всплывшие обстоятельства. Местные шепчутся: сбежали от долгов. И долги не простые, а многомиллионные. Деньги получало предприятие Сергея Усольцева, финансирование велось как из федеральных источников, так и через краевой центр развития бизнеса, всего было получено шесть траншей. Можно представить, какие там суммы. Срок выплаты кредитов истекает 15 ноября. За полтора месяца до этого Усольцевы исчезли. Совпадение ли?
Сергей Усольцев – опытный бизнесмен. Когда-то работал на местном стратегическом заводе, потом стал предпринимателем. В 90-е годы руководил реализацией программы «Инициативы атомных городов» в Железногорске. По этой программе гранты на открытие бизнеса выделяли американцы. Одновременно с этим Усольцев занимался развитием программы для студентов – отправлял их на каникулы в Америку, жить в семьях и работать. Некоторые из «уехавших» позже решали остаться в США.
Затем на смену американской программе пришла британская, но ручейки инвестиций по-прежнему стекались в Железногорск. Тогда же и сам Усольцев открыл завод по производству порошковых красок «Поливест-Железногорск».
В 2010 году Сергей Усольцев участвовал в выборах в городской совет депутатов Железногорска. Депутатское кресло он не занял, зато именно в этот период Усольцев начал заключать контракты в сфере госзакупок для министерства инвестиций и инноваций Красноярского края.
Но когда отношения России и Запада стали портиться, зарубежные инвестиции прекратились. Более того, в 2020 году Сергей Усольцев и его компания перестали выигрывать тендеры на поставку программного обеспечения для региональных властей. А это, на минуточку, порядка 3-4 миллионов рублей в год. По данным Единой информационной системы в сфере закупок, за это время Усольцев только на госконтрактах получил 20 млн рублей.
Именно Сергей Усольцев неоднократно заявлял, что без поддержки молодой бизнес Железногорска долго не протянет. И краевые власти обратили внимание на жалобы, ввели меры поддержки, начали выдавать коммерсантам деньги. Правда, с возвратом.
Кредиты взяли. Чем возвращать?
Согласно информации аудиторского портала audit-it.ru за период с 2021 по 2024 год заводу «Поливест» перепало шесть траншей, как федеральных, так и от АНО «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания». Суммы портал не озвучивает, но, по сообщениям местной прессы, помогали всем хорошо, пишет aif.ru.
В 2020 году в Красноярске появилось юрлицо «Наносинтез» аж с двумя работниками. Через пару лет компания заявила о создании нановолокна оксида алюминия – «алюминана». И вместе с «Поливест-Железногорск» «Наносинтез» начал выпускать краску на основе алюминана. Говорят, она универсальная и неубиваемая. Поэтому в планах было захватить рынок России и близлежащих стран.
Но вместо мирового экспорта – новые долги и угрожающе быстро приближающийся срок возврата кредитов - он как раз истекает 14 ноября 2025 года.
Долги по ЖКХ
Конечно же, речь идет не о тех долгах, которые по квартплате, а о куда более солидных цифрах. В июле предприятие «Красэко-Электро » выиграло судебный иск против одной из компаний Усольцева. Задолженность за отопление, горячую воду и водоотведение за январь и март 2025 года составила 99 тысяч рублей. Ранее, два года назад, «Красэко-электро» уже обращалось в суд с иском к Усольцеву о взыскании 7 тысяч рублей за коммунальные услуги, однако тогда производство по делу было прекращено.
Между тем платить по счетам особо нечем. Согласно данным «Руспрофиля», выручка образовательной компании Усольцева в 2024 году сократилась на 91%, составив 9,2 миллиона рублей. Чистая прибыль не превысила 257 тысяч рублей.
Доходы предприятия по производству красок и лаков в 2024 году и вовсе составили 0 рублей, тогда как за 2023 год было зафиксировано 94 миллиона рублей выручки. Это позволяет предположить либо сокрытие отчётности, либо полное прекращение деятельности. Более того, никаких активов у завода тоже нет.
Зато есть один нюанс: в 2017 году из состава учредителей «Поливеста» вышли Михаил Захаров и Сергей Петров. Кстати, Петров является зятем Усольцева, и у него есть несколько производств с серьезными оборотами. Одно их них – завод по производству стройматериалов из алюминия «Русский профиль». И располагается он по соседству с заводом Усольцева.
Уехали на фуре
А вот тут мы как раз подошли к тем самым фурам, на которых могли уехать Усольцевы.
Директор турбазы «Геосфера» Евгений Кудряшов, где семья Усольцевых провела последнюю ночь перед исчезновением, опровергает звучавшую раньше версию, что Усольцевы собирались идти с туристической группой. Он утверждает, что семья изначально собиралась идти в поход самостоятельно, ни о каких группах и речь и не шла.
- Усольцевы изначально озвучивали, что хотят подняться к Буратинке самостоятельно, в одиночестве, Сергей подробно выспросил маршрут и днем 28 сентября семья покинула турбазу на своем автомобиле,
- цитирует слова Кудряшова aif.ru.
А дальше начинается самое интересное. От поселка Кутурчин можно выехать на очень плохую дорогу, которой сейчас практически никто и не пользуется. И ведет эта дорога на границу с Монголией. Часов 12-14 – и вот уже Усольцевы покидают пределы страны, где за главой семьи числится огромный долг.
Отметим, что продукция «Русского профиля, того самого, который принадлежит зятю Усольцева, поставляется в Казахстан и Монголию. И фуры, которые везут железногорский алюминий зарубежным партнерам, регулярно пересекают границы этих двух стран. Напомним, последний раз телефон Усольцева включался как раз в районе автотрассы. Возможно, в тот момент, когда глава семьи связывался с водителем одной из фур?
Мог отправиться под арест?
Исчезновение Сергея Усольцева и его семьи совпало по времени с расследованиями, которые идут в городе. Так, 21 октября 2025 года стало известно о том, что суд отправил под домашний арест сроком на один месяц и пять суток первого заместителя мэра красноярского города Железногорск Романа Вычужанина. Его подозревают в превышении полномочий при ликвидации городских несанкционированных свалок.
А за два года до этого краевая Счётная палата провела проверку АНО «Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания» — той самой организации, которая выдавала предпринимателям кредиты.
И оказалось, что кредиты выдавались неправомерно, организации не могли толком освоить выделенные средства, а если и осваивали, то не так, как это предполагалось. Руководитель агентства Татьяна Бочарова, занимавшая должность с 2020 года, покинула свой пост.
Пока рано говорить о связи этих двух фактов с фактом исчезновения семьи, однако сам Сергей Усольцев мог владеть информацией, которая сейчас недоступна широкому кругу лиц. Если верить его близким, Усольцев был очень расчетливым человеком и все продумывал на несколько шагов вперед. Так что время и дата похода могли быть выбраны не случайно.
Но что бы ни произошло в Красноярской тайге, на сегодняшний день судьба четы Усольцевых и их дочери остается неизвестной.